Урок-мастерская по литературному чтению А.Раскин "Как папа охотился на тигра"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
Конспект открытого районного мероприятия по внеклассному чтению, проведённого на конкурсе педагогических достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_raskin.docx | 13.63 КБ |
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 334.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр РАСКИН
« КАК ПАПА ОХОТИЛСЯ НА ТИГРА»
(Из рассказов о маленьком папе)
Когда папа был маленьким и учился в школе, он один раз охотился на тигра. Тигр тоже был маленьким. И хотя он не учился в школе, но жил на школьном дворе. Вот как всё это вышло.
Однажды весной, после уроков, маленький папа и его товарищ сидели на школьном дворе и грелись на солнышке. На солнышке было хорошо. Ребята разговаривали, как и все ребята на свете: сразу обо всём. Они говорили о футболе, о завтрашнем диктанте, о вчерашней драке, о кинофильме "Багдадский вор", о том, кто какое мороженое любит, и о том, кто поедет в пионерский лагерь, а кто будет скучать на даче с родителями. Пока все разговаривали, маленький папа читал какую-то книгу. Я уже не помню, что он читал. Наверно, Майн Рида или Эмара Густава. А может быть, Жуля Верна.
И вот, когда все замолчали, маленький папа вдруг сказал:
- Эх, хорошо бы поохотиться на тигра.
Тогда все засмеялись. А Миша Горбунов, которого все звали Горбушка, громко закричал:
- Чур, со мной!
И тут все ребята закричали:
- Чур, со мной! Чур, со мной?
Потом кто-то из ребят крикнул:
- Чур, всем классом!
И все закричали:
- Чур, всем классом!
- А как на них охотятся? - спросил Миша Горбунов.
- Очень просто, - ответил маленький папа. - Садятся на слонов и едут в джунгли. Это такой тропический лес, очень густой. Там обезьяны, бананы, лианы...
- Диваны, сарафаны, митрофаны... - подхватил Горбушка. - Ты про тигра говори.
- Я про тигра и говорю. Тигр прячется в этих джунглях. Потом он выскакивает и бросается на слона. Тут в него стреляют. А слон хватает его хоботом, бросает на землю и топчет ногой. Вот, смотрите! Тут всё нарисовано.
Все ребята долго смотрели на картинку в книжке. Потом Горбушка сказал:
- Значит, так. Ты, ты, ты, ты и ты будете слонами. Я, он, он и он будем охотниками. Наш двор - это джунгли. А вместо ружья каждый охотник берёт палку. Взяли? Теперь сели на слонов и поехали.
А вот и тигр. Смотрите, какой полосатый!
- Да это же котёнок, - сказал маленький папа.
- Молчи! Ты ничего не понимаешь! Слушать мою команду! Слоны, вперёд!
Маленький папа был охотником. Сидя на своём слоне, он видел, как полосатый котёнок с удивлением смотрел на слонов и охотников, он даже не пытался бежать, так он был ошеломлён. Но тут Горбушка скомандовал:
- Пли!
На котёнка обрушился град палок и камней. Маленький папа не удержался и тоже бросил свою палку, но он не попал. Котёнок испугался и бросился бежать. Но тут чей-то камень ударил его в голову. Он дёрнулся два раза и затих.
- Тигр убит! - крикнул Горбушка.
Но кто-то из ребят закричал:
- Котёнок-то умер!..
И все побежали смотреть на котёнка.
Джунгли – очень густой тропический лес.
Он лежал маленький, тихий, полосатый. Лежал и не двигался. И вдруг маленький папа понял, что котёнок-то был живой. А стал мёртвый. Никогда он теперь не будет прыгать, бегать, играть с другими котятами, никогда он не будет большим, взрослым котом. Не будет ловить мышей, не будет мяукать на крыше. Ничего не будет. Наверно, он совсем не хотел играть в охоту на тигра. Но его ведь никто не спросил об этом. Ребята стояли около котёнка и молчали. Молчал даже
Горбушка.
Вдруг кто-то заплакал и закричал:
- Ой, мой котик, мой котик... - Это плакала маленькая девочка с большим голубым бантом.
Она подняла котёнка и унесла его в дом. А ребята разошлись, не глядя друг на друга.
С тех пор маленький папа никогда не обижал ни кошку, ни собаку, ни других животных. И ему до сих пор жалко того котёнка.
Предварительный просмотр:
Лаврова Ирина Александровна
Учитель начальных классов ГБОУ школы №595 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА-МАСТЕРСКОЙ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема: Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»
Тип занятия: формирования новых знаний.
Форма занятия: занятие открытых мыслей.
Дидактические цели урока:
- организовать деятельность учащихся так, чтобы через ощущения донести до детей необходимость бережного отношения к живому, ответственности за свои поступки;
- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у детей умению общаться;
- привить интерес к совместной деятельности.
Задачи: Предметные: знакомство с литературным произведением нравственной тематики. Метапредметные: - Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить; понимать информацию, представленную в изобразительной; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы. - Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. - Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения. - Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: слайды с изображением котят; музыка для проведения пластики; рисунки котят; текст рассказа, разделённый на части; карточки со словами «стыд», «доброта», «безразличие», «ужас», «радость», «равнодушие», «чувство вины», «счастье», «переживание», «успех», «страх», плакат с изображением лукошка.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуально-обособленная
- групповая
ПЛАН УРОКА:
- Организационный момент.
- Индуктор.
- Самоконструкция (запись слов по ассоциации).
Социоконструкция (пополнение списка слов).
Афиширование (демонстрация выполненной работы).
- Объявление темы.
- Работа с 1 частью текста.
Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.
- Пластика (создание пантомимического образа).
- Разрыв (кульминация, во время которой ребёнок начинает понимать то, чего не знал и не чувствовал раньше).
- Работа со 2 частью текста.
Самоконструкция. Социоконструкция.
Афиширование.
- Работа с 3 частью текста.
Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.
- Работа с 4 частью текста.
Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.
- Итог занятия.
- Рефлексия.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2.ИНДУКТОР (психологический настрой на урок)
А) Чтение учителем стихотворения.
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он знакомства нашего исток.
А исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
б) Показ слайдов с изображением котят.
3.САМОКОНСТРУКЦИЯ (запись слов по ассоциации)
- Сейчас я хочу, чтобы вы закрыли глаза и представили котёнка, который вам больше всего понравился на слайдах.
Пауза.
- Откройте глаза. Перед каждым из вас лежит рисунок котёнка. Возьмите ручку и напишите 2-3 слова, которые опишут вашего котёнка, расскажут какой он.
Дети пишут на рисунках свои слова.
- Прочитайте ребятам своей группы слова, которые вы записали.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (пополнение списка слов).
- Выберите самые яркие и выразительные слова, которые помогут создать одного общего котёнка. Запишите их на общем рисунке.
( Дети в группе пишут слова на общем рисунке)
- Возьмите восковые мелки. Выберите цвет для вашего котёнка и закрасьте общий рисунок.
(Дети закрашивают мелками общий рисунок котёнка)
АФИШИРОВАНИЕ (демонстрация выполненной работы)
- А сейчас каждая группа покажет рисунок котёнка и расскажет о нём.
(Один человек от группы выходит к доске, прикрепляет рисунок на доску и рассказывает о котёнке)
4.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
- Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы будем читать и говорить о … ( котёнке)
- Правильно, о маленьком живом котёнке.
5.САМОКОНСТРУКЦИЯ. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. АФИШИРОВАНИЕ.
- Прочитайте про себя первую часть рассказа Александра Раскина. Найдите и подчеркните слова, которыми автор описывает своего котёнка.
- Поделитесь с ребятами в группе.
- Назовите мне слова.
(Учитель прикрепляет картинку котёнка на доску и вписывает, называемые детьми слова)
- Вот такой котёнок в рассказе Александра Раскина.
6.ПЛАСТИКА (создание пантомимического образа).
- Котёнок спит. Проснулся. Встал на лапки. Поднял голову и увидел солнышко. Улыбнулся ему. Всем своим телом потянулся к солнышко. Распрямился. Умылся лапкой. Поверну голову вправо, влево. Попрыгал. Вдруг насторожился. Повилял хвостиком. Расслабился. Глубоко вздохнул. Мягко лапками пошёл и на место сел.
(Дети изображают котенка)
7.РАЗРЫВ (кульминация, во время которой ребёнок начинает понимать то, чего не знал и не чувствовал раньше).
Чтение второй части рассказа.
- Обсудите в группе и предположите, как дальше будут развиваться события.
(Обсуждение детей)
- А теперь, ребята, послушайте, как развивались события в рассказе.
1) РАБОТА СО 2 ЧАСТЬЮ ТЕКСТА.
(Чтение учителем второй части рассказа).
Пауза.
САМОКОНСТРУКЦИЯ.
- Возьмите рисунок вашего котёнка. Переверните его. Запишите словами чувства, которые вы испытали во время чтения. Возьмите ручку того цвета, который передаст ваше настроение.
(Дети выполняют задание учителя)
- Прочитайте ребятам в группе свои слова.
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ.
- На общем листе запишите те слова, которые наиболее ярко покажут нам ваши чувства и настроение.
АФИШИРОВАНИЕ.
- Поделитесь с нами своими чувствами.
(Один ребёнок от группы выходит к доске прикрепляет лист и читает записанные на нём слова).
2) РАБОТА С ТРЕТЬЕЙ ЧАСТЬЮ ТЕКСТА.
САМОКОНСТРУКЦИЯ. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. АФИШИРОВАНИЕ.
- Прочитаем третью часть рассказа.
(Дети читают про себя)
- Прочитайте последнее предложение вслух.
- Ребята, подумайте, почему автор закончил третью часть словами: «Ребята разошлись, не глядя друг на друга». Обсудите в группе.
(Обсуждение в группе)
- Поделитесь с нами своим мнением.
- А сейчас выберите карточку со словом, которое на ваш взгляд, наиболее точно объясняет слова автора.
(Дети берут папку, в которой лежат карточки со словами)
1группа - стыд, доброта, безразличие
2 группа - ужас, радость, равнодушие
3 группа - раскаяние, счастье, безразличие
4 группа - переживание, веселье, равнодушие
АФИШИРОВАНИЕ.
- Прикрепите выбранное вами слово на доску.
(Один ученик от группы выходит к доске и прикрепляет карточку со словом)
Итог: ужас, стыд, переживание, раскаяние.
3) РАБОТА С 4 ЧАСТЬЮ ТЕКСТА.
- Прочитаем 4 часть рассказа.
(Чтение 4 части учителем)
- Подумайте, смог ли папа простить себе этот поступок. Перечитайте 4 часть. Подчеркните слова, которые это доказывают.
- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули, ребятам в группе.
- Поделитесь мнением своей группы.
(Учитель выслушивает мнение групп).
8.ИТОГ УРОКА.
- Чему научил вас и о чём заставил задуматься рассказ Александра Раскина «Как папа охотился на тигра»?
(Высказывания детей)
9.РЕФЛЕКСИЯ (духовное состояние после мастерской).
- Ребята, давайте постараемся наших котят уберечь от неприятностей! Спрячем их в лукошко, где им будет тепло уютно и спокойно.
(Учитель прикрепляет плакат с изображением лукошка на доску, закрывая слова «ужас», «переживание», «стыд», «раскаяние»).
- А теперь, ребята, поделитесь своими впечатлениями от урока.
(Учитель приглашает от каждой группы одного ученика, предлагает сесть на стул и поделиться своими впечатлениями от урока).
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Александр Раскин
« КАК ПАПА ОХОТИЛСЯ НА ТИГРА»
(Из рассказов о маленьком папе)
1) Когда папа был маленьким и учился в школе, он один раз охотился на тигра. Тигр тоже был маленьким. И хотя он не учился в школе, но жил на школьном дворе. Вот как всё это вышло.
Однажды весной, после уроков, маленький папа и его товарищ сидели на школьном дворе и грелись на солнышке. На солнышке было хорошо. Ребята разговаривали, как и все ребята на свете: сразу обо всём. Они говорили о футболе, о завтрашнем диктанте, о вчерашней драке, о кинофильме "Багдадский вор", о том, кто какое мороженое любит, и о том, кто поедет в пионерский лагерь, а кто будет скучать на даче с родителями. Пока все разговаривали, маленький папа читал какую-то книгу. Я уже не помню, что он читал. Наверно, Майн Рида или Эмара Густава. А может быть, Жуля Верна.
2) И вот, когда все замолчали, маленький папа вдруг сказал:
- Эх, хорошо бы поохотиться на тигра.
Тогда все засмеялись. А Миша Горбунов, которого все звали Горбушка, громко закричал:
- Чур, со мной!
И тут все ребята закричали:
- Чур, со мной! Чур, со мной?
Потом кто-то из ребят крикнул:
- Чур, всем классом!
И все закричали:
- Чур, всем классом!
- А как на них охотятся? - спросил Миша Горбунов.
- Очень просто, - ответил маленький папа. - Садятся на слонов и едут в джунгли. Это такой тропический лес, очень густой. Там обезьяны, бананы, лианы...
- Диваны, сарафаны, митрофаны... - подхватил Горбушка. - Ты про тигра говори.
- Я про тигра и говорю. Тигр прячется в этих джунглях*. Потом он выскакивает и бросается на слона. Тут в него стреляют. А слон хватает его хоботом, бросает на землю и топчет ногой. Вот, смотрите! Тут всё нарисовано.
Все ребята долго смотрели на картинку в книжке. Потом Горбушка сказал:
- Значит, так. Ты, ты, ты, ты и ты будете слонами. Я, он, он и он будем охотниками. Наш двор - это джунгли. А вместо ружья каждый охотник берёт палку. Взяли? Теперь сели на слонов и поехали.
А вот и тигр. Смотрите, какой полосатый!
- Да это же котёнок, - сказал маленький папа.
- Молчи! Ты ничего не понимаешь! Слушать мою команду! Слоны, вперёд!
Маленький папа был охотником. Сидя на своём слоне, он видел, как полосатый котёнок с удивлением смотрел на слонов и охотников, он даже не пытался бежать, так он был ошеломлён. Но тут Горбушка скомандовал:
- Пли!
На котёнка обрушился град палок и камней. Маленький папа не удержался и тоже бросил свою палку, но он не попал. Котёнок испугался и бросился бежать. Но тут чей-то камень ударил его в голову. Он дёрнулся два раза и затих.
- Тигр убит! - крикнул Горбушка.
Но кто-то из ребят закричал:
- Котёнок-то умер!..
И все побежали смотреть на котёнка.
*Джунгли – очень густой тропический лес.
3) Он лежал маленький, тихий, полосатый. Лежал и не двигался. И вдруг маленький папа понял, что котёнок-то был живой. А стал мёртвый. Никогда он теперь не будет прыгать, бегать, играть с другими котятами, никогда он не будет большим, взрослым котом. Не будет ловить мышей, не будет мяукать на крыше. Ничего не будет. Наверно, он совсем не хотел играть в охоту на тигра. Но его ведь никто не спросил об этом. Ребята стояли около котёнка и молчали. Молчал даже
Горбушка.
Вдруг кто-то заплакал и закричал:
- Ой, мой котик, мой котик... - Это плакала маленькая девочка с большим голубым бантом.
Она подняла котёнка и унесла его в дом. А ребята разошлись, не глядя друг на друга.
4) С тех пор маленький папа никогда не обижал ни кошку, ни собаку, ни других животных. И ему до сих пор жалко того котёнка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе. Б.Житков. Как слон спас хозяина от тигра.
Предлагаю один из уроков, проведенных моей коллегой Антоненкой ириной Борисовной в форме творческой мастерской....
ФГОС. Урок по литературному чтению в 1 классе. В.В. Бианки. Первая охота.
На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством В.В. Бианки, расширят знания о природе, о взаимосвязи человека и природы....
Урок по литературному чтению 1 класс В.В.Бианки "Первая охота"
МБОУ гимназия №1 Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Лесных Наталья Александровна учитель начальных классов Тема урока: «В.В.Бианки «Первая охота». Цель урока: формировани...
Урок литературного чтения в 1 классе "В.В.Бианки "Первая охота"
Урок литературного чтения в 1 классеУМК «Школа России»Ершова Марина Владимировнаучитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Великие Луки Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота"Цель:Формирова...
Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...
Открытый урок по литературному чтению 1 класс " Первая охота" В.В..Бианки
Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Жигарева Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439 »Интеллект» Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота" Цель: Форми...
Презентация по литературному чтению на тему: В. Сутеев "Маленький тигр"
Презентация составлена по УМК "Начальная школа 21 века"...