Урок-мастерская по литературному чтению А.Раскин "Как папа охотился на тигра"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Лаврова Ирина Александровна

Конспект открытого районного мероприятия по внеклассному чтению, проведённого на конкурсе педагогических достижений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александр РАСКИН    

« КАК ПАПА ОХОТИЛСЯ НА ТИГРА»
(Из рассказов о маленьком папе)

        Когда папа был маленьким и учился в школе, он один раз охотился на тигра. Тигр тоже был маленьким. И хотя он не учился в школе, но жил на школьном дворе. Вот как всё это вышло.
        Однажды весной, после уроков, маленький папа и его товарищ сидели на школьном дворе и грелись на солнышке. На солнышке было хорошо. Ребята разговаривали, как и все ребята на свете: сразу обо всём. Они говорили о футболе, о завтрашнем диктанте, о вчерашней драке, о кинофильме "Багдадский вор", о том, кто какое мороженое любит, и о том, кто поедет в пионерский лагерь, а кто будет скучать на даче с родителями. Пока все разговаривали, маленький папа читал какую-то книгу. Я уже не помню, что он читал. Наверно, Майн Рида или Эмара Густава. А может быть, Жуля Верна.

И вот, когда все замолчали, маленький папа вдруг сказал:
- Эх, хорошо бы поохотиться на тигра.
Тогда все засмеялись. А Миша Горбунов, которого все звали Горбушка, громко закричал:
- Чур, со мной!
И тут все ребята закричали:
- Чур, со мной! Чур, со мной?
Потом кто-то из ребят крикнул:
- Чур, всем классом!
И все закричали:
- Чур, всем классом!
- А как на них охотятся? - спросил Миша Горбунов.
- Очень просто, - ответил маленький папа. - Садятся на слонов и едут в джунгли. Это такой тропический лес, очень густой. Там обезьяны, бананы, лианы...
- Диваны, сарафаны, митрофаны... - подхватил Горбушка. - Ты про тигра говори.
- Я про тигра и говорю. Тигр прячется в этих джунглях. Потом он выскакивает и бросается на слона. Тут в него стреляют. А слон хватает его хоботом, бросает на землю и топчет ногой. Вот, смотрите! Тут всё нарисовано.
Все ребята долго смотрели на картинку в книжке. Потом Горбушка сказал:
- Значит, так. Ты, ты, ты, ты и ты будете слонами. Я, он, он и он будем охотниками. Наш двор - это джунгли. А вместо ружья каждый охотник берёт палку. Взяли? Теперь сели на слонов и поехали.

А вот и тигр. Смотрите, какой полосатый!
- Да это же котёнок, - сказал маленький папа.
- Молчи! Ты ничего не понимаешь! Слушать мою команду! Слоны, вперёд!
Маленький папа был охотником. Сидя на своём слоне, он видел, как полосатый котёнок с удивлением смотрел на слонов и охотников, он даже не пытался бежать, так он был ошеломлён. Но тут Горбушка скомандовал:
- Пли!
На котёнка обрушился град палок и камней. Маленький папа не удержался и тоже бросил свою палку, но он не попал. Котёнок испугался и бросился бежать. Но тут чей-то камень ударил его в голову. Он дёрнулся два раза и затих.
- Тигр убит! - крикнул Горбушка.
Но кто-то из ребят закричал:
- Котёнок-то умер!..
И все побежали смотреть на котёнка.
       

Джунгли – очень густой тропический лес.

        Он лежал маленький, тихий, полосатый. Лежал и не двигался. И вдруг маленький папа понял, что котёнок-то был живой. А стал мёртвый. Никогда он теперь не будет прыгать, бегать, играть с другими котятами, никогда он не будет большим, взрослым котом. Не будет ловить мышей, не будет мяукать на крыше. Ничего не будет. Наверно, он совсем не хотел играть в охоту на тигра. Но его ведь никто не спросил об этом. Ребята стояли около котёнка и молчали. Молчал даже

Горбушка.

 Вдруг кто-то заплакал и закричал:
- Ой, мой котик, мой котик... - Это плакала маленькая девочка с большим голубым бантом.
Она подняла котёнка и унесла его в дом. А ребята разошлись, не глядя друг на друга.
       

        С тех пор маленький папа никогда не обижал ни кошку, ни собаку, ни других животных. И ему до сих пор жалко того котёнка.



Предварительный просмотр:

Лаврова Ирина Александровна

Учитель начальных классов ГБОУ школы №595 Приморского района г. Санкт-Петербурга.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА-МАСТЕРСКОЙ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»

Тип занятия: формирования новых знаний.

Форма занятия: занятие открытых мыслей.

Дидактические цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся так, чтобы через ощущения донести до детей необходимость бережного отношения к живому, ответственности за свои поступки;
  2. помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию у детей умению общаться;
  3. привить интерес к совместной деятельности.

Задачи:                                                                                       Предметные: знакомство с   литературным произведением  нравственной     тематики.                                  Метапредметные:                                                                                   - Познавательные:  осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить; понимать информацию, представленную в изобразительной; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы.                                                                                                             - Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.                                                                                                 - Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения.                                                                                                                       - Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: слайды с изображением котят; музыка для проведения пластики; рисунки котят; текст рассказа, разделённый на части; карточки со словами «стыд», «доброта», «безразличие», «ужас», «радость», «равнодушие», «чувство вины», «счастье», «переживание», «успех», «страх», плакат с изображением лукошка.

Формы организации деятельности учащихся:

  1. индивидуально-обособленная
  2. групповая

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Индуктор.
  3. Самоконструкция (запись слов  по ассоциации).

Социоконструкция (пополнение списка слов).

Афиширование (демонстрация выполненной работы).

  1. Объявление темы.
  2. Работа с 1 частью текста.

Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.

  1. Пластика (создание пантомимического образа).
  2. Разрыв (кульминация, во время которой ребёнок начинает понимать то, чего не знал и не чувствовал раньше).
  1. Работа со 2 частью текста.

Самоконструкция. Социоконструкция.

Афиширование.

  1. Работа с 3 частью текста.

Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.

  1. Работа с 4 частью текста.

Самоконструкция. Социоконструкция. Афиширование.

  1. Итог занятия.
  2. Рефлексия.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2.ИНДУКТОР (психологический настрой на урок)

А) Чтение учителем стихотворения.

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас.

Мы соткём из ниточек урок,

Он знакомства нашего исток.

А исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

б) Показ слайдов с изображением котят.

3.САМОКОНСТРУКЦИЯ (запись слов по ассоциации)

- Сейчас я хочу, чтобы вы закрыли глаза и представили котёнка, который вам больше всего понравился на слайдах.

Пауза.

- Откройте глаза. Перед каждым из вас лежит рисунок котёнка. Возьмите ручку и напишите 2-3 слова, которые опишут вашего котёнка, расскажут какой он.

Дети пишут на рисунках свои слова.

- Прочитайте ребятам своей группы слова, которые вы записали.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (пополнение списка слов).

- Выберите самые яркие и выразительные слова, которые помогут создать одного общего котёнка. Запишите их на общем рисунке.

( Дети в группе пишут слова на общем рисунке)

- Возьмите восковые мелки. Выберите цвет для вашего котёнка и закрасьте общий рисунок.

(Дети закрашивают мелками общий рисунок котёнка)

АФИШИРОВАНИЕ (демонстрация выполненной работы)

- А сейчас каждая группа покажет рисунок котёнка и расскажет о нём.

(Один человек от группы выходит к доске, прикрепляет рисунок на доску и рассказывает о котёнке)

4.ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

- Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы будем читать и говорить о … ( котёнке)

- Правильно, о маленьком живом котёнке.

5.САМОКОНСТРУКЦИЯ. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. АФИШИРОВАНИЕ.

- Прочитайте про себя первую часть рассказа Александра Раскина. Найдите и подчеркните слова, которыми автор описывает своего котёнка.

- Поделитесь с ребятами в группе.

- Назовите мне слова.

(Учитель прикрепляет картинку котёнка на доску и вписывает, называемые детьми слова)

- Вот такой котёнок в рассказе Александра Раскина.

6.ПЛАСТИКА (создание пантомимического образа).

- Котёнок спит. Проснулся. Встал на лапки. Поднял голову и увидел солнышко. Улыбнулся ему. Всем своим телом потянулся к солнышко. Распрямился. Умылся лапкой. Поверну голову вправо, влево. Попрыгал. Вдруг насторожился. Повилял хвостиком. Расслабился. Глубоко вздохнул. Мягко лапками пошёл и  на место сел.

(Дети изображают котенка)

7.РАЗРЫВ (кульминация, во время которой ребёнок начинает понимать то, чего не знал и не чувствовал раньше).

Чтение второй части рассказа.

- Обсудите в группе и предположите, как дальше будут развиваться события.

(Обсуждение детей)

- А теперь, ребята, послушайте, как развивались события в рассказе.

1) РАБОТА СО 2 ЧАСТЬЮ ТЕКСТА.

(Чтение учителем второй части рассказа).

Пауза.

САМОКОНСТРУКЦИЯ.

- Возьмите рисунок вашего котёнка. Переверните его. Запишите словами чувства, которые вы испытали во время чтения. Возьмите ручку того цвета, который передаст ваше настроение.

(Дети выполняют задание учителя)

- Прочитайте ребятам в группе свои слова.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ.

- На общем листе запишите те слова, которые наиболее ярко покажут нам ваши чувства и настроение.

АФИШИРОВАНИЕ.

- Поделитесь с нами своими чувствами.

(Один ребёнок от группы выходит к доске прикрепляет лист и читает записанные на нём слова).

2) РАБОТА С ТРЕТЬЕЙ ЧАСТЬЮ ТЕКСТА.

САМОКОНСТРУКЦИЯ. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. АФИШИРОВАНИЕ.

 - Прочитаем третью часть рассказа.

(Дети читают про себя)

- Прочитайте последнее предложение вслух.

- Ребята, подумайте, почему автор закончил третью часть словами: «Ребята разошлись, не глядя друг на друга». Обсудите в группе.

(Обсуждение в группе)

- Поделитесь с нами своим мнением.

- А сейчас выберите карточку со словом, которое на ваш взгляд, наиболее точно объясняет слова автора.

(Дети берут папку, в которой лежат карточки со словами)

1группа - стыд,    доброта,    безразличие

2 группа  - ужас,   радость,   равнодушие

3 группа  - раскаяние,   счастье,   безразличие

4 группа  - переживание,   веселье,   равнодушие

АФИШИРОВАНИЕ.

- Прикрепите выбранное вами слово на доску.

(Один ученик от группы выходит к доске и прикрепляет карточку со словом)

Итог:  ужас, стыд, переживание, раскаяние.

3) РАБОТА С 4 ЧАСТЬЮ ТЕКСТА.

- Прочитаем 4 часть рассказа.

(Чтение 4 части учителем)

- Подумайте, смог ли папа простить себе этот поступок. Перечитайте 4 часть. Подчеркните слова, которые это доказывают.

- Прочитайте слова, которые вы подчеркнули, ребятам в группе.

- Поделитесь мнением  своей группы.

(Учитель выслушивает мнение групп).

8.ИТОГ УРОКА.

- Чему научил вас и о чём заставил задуматься рассказ Александра Раскина «Как папа охотился на тигра»?

(Высказывания детей)

9.РЕФЛЕКСИЯ (духовное состояние после мастерской).

- Ребята, давайте постараемся наших котят уберечь от неприятностей! Спрячем их в лукошко, где им будет тепло уютно и спокойно.

(Учитель прикрепляет плакат с изображением лукошка на доску, закрывая слова «ужас», «переживание», «стыд», «раскаяние»).

- А теперь, ребята, поделитесь своими впечатлениями от урока.

(Учитель приглашает от каждой группы одного ученика, предлагает сесть на стул и поделиться своими впечатлениями от урока).

- Ребята, спасибо вам за работу на уроке!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Александр Раскин    

« КАК ПАПА ОХОТИЛСЯ НА ТИГРА»
(Из рассказов о маленьком папе)


       1) Когда папа был маленьким и учился в школе, он один раз охотился на тигра. Тигр тоже был маленьким. И хотя он не учился в школе, но жил на школьном дворе. Вот как всё это вышло.
        Однажды весной, после уроков, маленький папа и его товарищ сидели на школьном дворе и грелись на солнышке. На солнышке было хорошо. Ребята разговаривали, как и все ребята на свете: сразу обо всём. Они говорили о футболе, о завтрашнем диктанте, о вчерашней драке, о кинофильме "Багдадский вор", о том, кто какое мороженое любит, и о том, кто поедет в пионерский лагерь, а кто будет скучать на даче с родителями. Пока все разговаривали, маленький папа читал какую-то книгу. Я уже не помню, что он читал. Наверно, Майн Рида или Эмара Густава. А может быть, Жуля Верна.

2) И вот, когда все замолчали, маленький папа вдруг сказал:
- Эх, хорошо бы поохотиться на тигра.
Тогда все засмеялись. А Миша Горбунов, которого все звали Горбушка, громко закричал:
- Чур, со мной!
И тут все ребята закричали:
- Чур, со мной! Чур, со мной?
Потом кто-то из ребят крикнул:
- Чур, всем классом!
И все закричали:
- Чур, всем классом!
- А как на них охотятся? - спросил Миша Горбунов.
- Очень просто, - ответил маленький папа. - Садятся на слонов и едут в джунгли. Это такой тропический лес, очень густой. Там обезьяны, бананы, лианы...
- Диваны, сарафаны, митрофаны... - подхватил Горбушка. - Ты про тигра говори.
- Я про тигра и говорю. Тигр прячется в этих джунглях*. Потом он выскакивает и бросается на слона. Тут в него стреляют. А слон хватает его хоботом, бросает на землю и топчет ногой. Вот, смотрите! Тут всё нарисовано.
Все ребята долго смотрели на картинку в книжке. Потом Горбушка сказал:
- Значит, так. Ты, ты, ты, ты и ты будете слонами. Я, он, он и он будем охотниками. Наш двор - это джунгли. А вместо ружья каждый охотник берёт палку. Взяли? Теперь сели на слонов и поехали.

А вот и тигр. Смотрите, какой полосатый!
- Да это же котёнок, - сказал маленький папа.
- Молчи! Ты ничего не понимаешь! Слушать мою команду! Слоны, вперёд!
Маленький папа был охотником. Сидя на своём слоне, он видел, как полосатый котёнок с удивлением смотрел на слонов и охотников, он даже не пытался бежать, так он был ошеломлён. Но тут Горбушка скомандовал:
- Пли!
На котёнка обрушился град палок и камней. Маленький папа не удержался и тоже бросил свою палку, но он не попал. Котёнок испугался и бросился бежать. Но тут чей-то камень ударил его в голову. Он дёрнулся два раза и затих.
- Тигр убит! - крикнул Горбушка.
Но кто-то из ребят закричал:
- Котёнок-то умер!..
И все побежали смотреть на котёнка.
       

*Джунгли – очень густой тропический лес.

3) Он лежал маленький, тихий, полосатый. Лежал и не двигался. И вдруг маленький папа понял, что котёнок-то был живой. А стал мёртвый. Никогда он теперь не будет прыгать, бегать, играть с другими котятами, никогда он не будет большим, взрослым котом. Не будет ловить мышей, не будет мяукать на крыше. Ничего не будет. Наверно, он совсем не хотел играть в охоту на тигра. Но его ведь никто не спросил об этом. Ребята стояли около котёнка и молчали. Молчал даже

Горбушка.

 Вдруг кто-то заплакал и закричал:
- Ой, мой котик, мой котик... - Это плакала маленькая девочка с большим голубым бантом.
Она подняла котёнка и унесла его в дом. А ребята разошлись, не глядя друг на друга.


       4)  С тех пор маленький папа никогда не обижал ни кошку, ни собаку, ни других животных. И ему до сих пор жалко того котёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе. Б.Житков. Как слон спас хозяина от тигра.

Предлагаю один из уроков, проведенных моей коллегой Антоненкой ириной Борисовной в форме творческой мастерской....

ФГОС. Урок по литературному чтению в 1 классе. В.В. Бианки. Первая охота.

На уроке учащиеся познакомятся с жизнью и творчеством В.В. Бианки, расширят знания о природе, о взаимосвязи человека и природы....

Урок по литературному чтению 1 класс В.В.Бианки "Первая охота"

МБОУ гимназия №1 Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Лесных Наталья Александровна учитель начальных классов Тема урока: «В.В.Бианки «Первая охота». Цель урока: формировани...

Урок литературного чтения в 1 классе "В.В.Бианки "Первая охота"

Урок литературного чтения в 1 классеУМК «Школа России»Ершова Марина Владимировнаучитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Великие Луки Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота"Цель:Формирова...

Методическая разработка урока по литературному чтению. Тема урока: "Александр Раскин «Как папа охотился на тигра»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ...

Открытый урок по литературному чтению 1 класс " Первая охота" В.В..Бианки

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Жигарева Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439 »Интеллект» Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота" Цель: Форми...

Презентация по литературному чтению на тему: В. Сутеев "Маленький тигр"

Презентация составлена по УМК "Начальная школа 21 века"...