Урок литературного чтения в 1 классе "В.В.Бианки "Первая охота"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Ершова Марина Владимировна

 

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Ершова Марина Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Великие Луки

 

Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота"

Цель:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи:

1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

2. Развивать умение анализировать рассказ.

3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира. 

Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.

Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: окружающий мир.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v._bianki.doc597.5 КБ
Файл urok_chteniya_v.bianki.rar998.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Ершова Марина Владимировна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Великие Луки

Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота"

Цель:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи:

1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

2. Развивать умение анализировать рассказ.

3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.  

Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.

Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи: окружающий мир.


Ход урока

Слайд

Этап урока

Содержание

Формирование

УУД

1. Организация учащихся.

   - Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Возьмите в руки смайлики и покажите, какое у вас настроение перед уроком.

   – Проверь, мой маленький дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Проверили? Садитесь!

Регулятивные действия. Организация учебной деятельности учащихся  .

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

  1. Постановка целей и определение темы урока.

    - Начать наш урок литературного чтения я  хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе:

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

    - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

   - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Сегодня нас приглашает в гости  человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.

Прочитайте через букву, начиная со второй

А В П И Т Р А Д Л Т И В Й          Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

Правильно это Виталий Бианки.  

Посмотрите на доску (На  доске портреты писателей:  Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

- найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

    - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

    (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

    - Подумайте, а на  какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

    - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). 

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

    - Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд

о

о

а

о

о

о

а

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

    - Как называется это произведение? («Первая охота»). 

    - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

    - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

1. Мы познакомимся с творчеством …  и его произведением …

2. Научимся правильно, выразительно …

3. Отвечать на …, выполнять …

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Слайд 8

Слайд 9

3. Работа над новым материалом.

Физминутка.

Глядя на портрет,  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

 Биография писателя.

В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время  был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах.

– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

  1. Работа по учебнику.

– Назовите животных, которых видите на странице учебника.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

  1. Первичное восприятие текста.

(слушают запись рассказа)

-У кого предположения оправдались?

-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

- А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

-Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

– А вы знали о такой особенности ящериц?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

3. Вторичное восприятие текста.

  1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  2)   - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.

1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

 (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2 группа – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

     - А теперь проверим работы. 

  3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

     - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). 

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

4. Поисковая деятельность в парах.

  • - Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

  •  Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?
  • Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)
  • Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

  • Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

     - Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения  (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации).

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. 

Личностные  УУД.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

4. Домашнее задание

- Придумайте загадки или стихи о героях рассказа.

- Нарисуйте любимого героя.

Слайд 10

Слайд 11

5. Рефлексия 

- Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

- Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

- Я для себя сделал открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что…

-Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему? (смайлики)

- Я приготовила для вас выставку книг В.Бианки. Прочтите эти книги и ответьте на вопросы которые есть в названиях этих книг:

"Чей нос лучше?"

"Кто чем поет?"

Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете. Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Приложение

Раздаточный материал для учащихся

№ 1.  Разрезные карточки

 лисица

 ворона

 

сосна

 василёк

 

липа

 ласточка

 кабан

 лилия

№ 2.  Кроссворд

о

о

а

о

о

о

а

енот, волк, павлин, альбатрос, ягуар, рак, орёл, хомяк, тетерев, ослик, акула

№ 3.  Карточки – действия.

1 группа

сидела

закрыла

грелась

извернулась

оставила

подкрался

ухватился

фыркнул

бросил

 2 группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская по литературному чтению А.Раскин "Как папа охотился на тигра"

Конспект открытого районного мероприятия по внеклассному чтению, проведённого на конкурсе педагогических достижений....

Урок литературного чтения по теме: "В. В. Бианки "Первая охота" 1 класс

Урок литературного чтенияпо теме:"В. В. Бианки "Первая охота"...

В. В. Бианки "Первая охота". Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"

Урок литературного чтения по теме "Творчество В.В.Бианки. Первая охота (отрывок)" изучается в 1 классе в послебукварный период. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию времен...

В. В. Бианки "Первая охота" Презентация к уроку литературного чтения

Данная презентация прилагается к  уроку литературного чтения и является наглядным подспорьем учителю в  проведении урока по теме....

Аннотация и самоанализ урока литературного чтения по теме В.В. Бианки "Первая охота"

Краткая аннотация и самоанализ урока литературного чтения....

Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"

Урок литературного чтения в первом классе В.В. Бианки "Первая охота"...

конспект урока литературного чтения 1 класс В. Бианки "Первая охота"

Данная разработка предназначается для учащихся 1 класса на урок литературного чтения. Конспект содержит различные формы и методы работы, направленные на формирование универсальных учебных действий:...