ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?
классный час по чтению (3 класс) на тему

 

Цели: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.

Оборудование: карточки со словами: Родина, Отчизна, Оте­чество, родная сторона, родная страна; магнитофонная кассета с записью песни Д. Кабалевского «Родной край».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Родина.doc677.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?

Цели: подвести детей к осознанию понятия Родина; раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине.

Оборудование: карточки со словами: Родина, Отчизна, Оте чество, родная сторона, родная страна; магнитофонная кассета с записью песни Д. Кабалевского «Родной край».

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Знакомство с новым материалом.

1.        Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел «Рос-
сия - твоя Родина». Из этого раздела ты узнаешь, что такое Родина,
какой она была в давние времена, чем знаменит твой край и еще
много интересного.

-        А начинаем мы наш раздел с изучения темы «Родина - что это значит».

Чтение рассказа «О чем рассказал папа» в учебнике на с. 50.

Беседа по тексту.

Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?

Вспоминаете ли вы о своем родном городе, улице, доме, ко гда уезжаете в другие места?

Почему человек скучает по дому?

В результате коллективного обсуждения школьники приходят к выводу: человек привыкает к родному дому, где ему всегда уютно и хорошо, здесь его ждут и скучают по нему. Родина - это тоже родной дом людей, поэтому человек не может долго жить без своей Родины.

3. Прочитайте слова на доске и объясните их значение. РОДИНА,  ОТЕЧЕСТВО,  РОДНАЯ  СТОРОНА,   РОДНАЯ СТРАНА, ОТЧИЗНА.

Как вы думаете, эти слова похожи или различны по своему значению?

Ребята, все эти слова имеют общее значение. Они все обозна чают то место, где человек родился, где он живет, работает, учится, где живут его родные и близкие. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну - Родину. Мы живем в России. Это наша Родина. Мы - россияне.

4. Работа с рубрикой «Картинная галерея». - Как может человек передать свои чувства к Родине?

Как передает свою любовь к Родине поэт, художник, компо зитор?

Посмотрите на картину И. И. Левитана «Вечерний звон». По эт передает свою любовь к Родине словами, композитор - мелоди ей, а художник - красками. Давайте представим, что мы сидим на берегу этой реки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечере ет. Вокруг тишина и покой... Так представлял себе Родину худож ник И. И. Левитан.

5.        Физминутка «Пожалуйста».

Учитель отдает команды, но ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста».

6.        Чтение и обсуждение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко».

Какие стихи о Родине вы знаете?

Давайте прочитаем стихотворение «Красно солнышко».

Можно ли сказать, что ее автор любит Родину?

Можно ли сказать о том, что космонавт, шахтер, учитель, хлебороб тоже любят свою Отчизну?

Как школьники могут выражать свою любовь к родному краю?

Вы, ребята, тоже можете выражать свою любовь к родному краю своими поступками: помогать престарелым людям, прини мать участие в охране природы. Даже самый малый вклад каждого человека может принести большие результаты. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья и кусты. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту родного края. Родина будет бога той, а народ - счастливым.

3. Работа в тетради № 1, с. 29, № 45 - 47.

4. Итог урока.

Что такое Родина?

Слушание (подпевание) песни-Д. Кабалевского «Родной край».

Дополнительный материал

Учитель. Что такое Родина?

Выслушиваются ответы детей.

– Послушайте одну историю.
Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», – решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
– Давайте подумаем: когда так говорят?

Дети отвечают.

– Почему же Человек заскучал?

Выслушиваются ответы детей.

– Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему когда-то дороги.
Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по Родине. Дети, а с чего для вас начинается Родина?

Дети отвечают.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение М. Исаковского «С чего начинается Родина?».

– Каждый человек должен любить свою Родину, делать всё для ее блага, защищать ее от врагов. Давайте вспомним героев, которых мы знаем, которые прославили свою Родину.

Дети отвечают.

– Но и в светлое безмятежное время каждый из нас принимает участие в общем деле, вкладывает свои труд, мысли, талант в развитие Отчизны. Поэт говорит о том, что чувство любви к Родине необъяснимо. Родина – мать, а разве можно не любить маму? Разве можно ее бросить, без нее обойтись? Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, выпускают огромное количество автомобилей и других предметов. Среди более чем тысячи городов есть города-миллионники: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород. В России много самого-самого. Есть реки – большие, многоводные: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое – Каспийское, а самое глубокое – Байкал. В России растет самый большой лес на земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Эта безграничность полей, лесов, эти необъятные равнины и создали, наверное, русский характер. В нем широта души и долготерпение. В сборнике Владимира Ивановича Даля есть пословица: «Велика святорусская Земля, а везде солнышко». Как вы понимаете ее смысл?

Дети отвечают.

– В России проживает огромное число русских. Другие нации и народности, живущие в Российской Федерации, тоже корнями связаны с этой землей, с ее многовековой историей. Без них не было бы того пути, который прошла Россия от далеких времен до наших дней. 12 июня 1990 года Россия объявила о государственном суверенитете (независимости), а в декабре 1991 года прекратил свое существование СССР. Так начался новый этап российской истории. У России новый флаг. Она – член ООН. Государством управляют Президент и Правительство на основе законов, которые принимает высший законодательный орган Российской Федерации – Государственная Дума.

На доске рисунки – герб, флаг Российской Федерации.

– Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство, фамильное достоинство». Так в ХI–ХII веках называли отличительные знаки, которыми рыцари украшали свои щиты. Лица не видно, но на щите рисунок, по которому сразу определяли, кому он принадлежит. Дальше герб стал передаваться от отца к сыну. Он становился символом земель. Возникла наука геральдика – об искусстве составления и толкования гербов. Чаще всего на гербах изображены лев и орел – гордые, могучие животные, никому не подвластные и господствующие над всеми. Они стали излюбленными символами и по сей день сохранились на гербах многих городов и государств. В Византии был герб с двуглавым орлом, который указывал на два центра некогда могучей Римской империи. Именно из Византии пришла на Русь христианская религия. Царь Иван Третий сделал гербом России византийского двуглавого орла. Гербы – это не только красивые картинки: они наполнены глубоким смыслом, который открывается лишь тем, кто хочет заглянуть в историю городов и государств. Все люди с уважением должны относиться к гербу своей страны и родного города – символам славных традиций, дошедших до нас из глубины веков.

Дети читают четверостишия о гербах из книги Е. Саплиной.

– Теперь поговорим о гимне. Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос», что означает «вдохновение, торжественная песня».
Многие поэты из разных стран посвящали торжественные стихотворения своей Родине, композиторы – музыку. Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее Государственного флага, при вручении наград, при официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний гимн слушается стоя.

Дети слушают гимн России.

– Что же такое гимн?

Дети отвечают.

– Еще один важный символ – это флаг. Где мы могли видеть Государственный флаг?

Дети отвечают.

– Трехцветный флаг России был утвержден первым российским императором Петром Первым. Петр очень уважал Голландию, самую передовую страну в тогдашней Европе. Он многое заимствовал оттуда. Заимствовал он и идею флага, лишь изменив порядок цветов. В то время цвета истолковывались так: белый – духовенство, синий – дворянство, красный – трудовой народ. Позднее эти цвета стали обозначать следующее: белый считается выражением чистоты устремлений, синий – стремления к миру, красный – готовности не жалеть своей крови при защите Родины. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу – ведь под ним совершено так много подвигов! В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, то воинская часть расформировывается как опозоренная. И наоборот: когда политические демонстранты хотят выразить свое неодобрение действиями другого государства, они нередко сжигают его флаг.

– Какой цвет флага символизирует трудовой народ?

– Кто был первым российским императором?

Дети отвечают. Они рисуют флаг России.

РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТИЦА РОДИНЫ

Цели: познакомить с историческими местами и памятниками -родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство учащихся.

Ход урока

1. Экскурсия по родному городу.

Тихий городок на Нежеголи

Шебекино – 70 лет

        Официальной датой возникновения Шебекино считают 1713 год, именно тогда оно стало впервые обозначаться на картах. А название идёт от фамилии первого владельца поселения. Им стал подполковник Иван Дмитриевич Шибеко, один из участников Полтавской битвы.

        В 19-м столетии слобода стала волостным центром Белгородского уезда Курской губернии. В 1938 году рабочий посёлок получил статус города.

        В годы Великой Отечественной на шебекинской земле шли жаркие бои, через неё пролегла огненная Курская дуга. А когда прогнали фашистов, началось восстановление разрушенного войной хозяйства.  

        Сегодня в Шебекино расположены 15 крупных промышленных предприятий. Шебекино занимает пятое место по экономическому потенциалу в Белгородской области.

2. Маршрут: ул. Ленина, аллея Славы,парк

3. Доклады детей о родном городе, кото рый выступят в роли экскурсоводов.

4. Знакомство с сочинением Сорокиной Анны

Очень часто мы слышим слова «природа», «охрана природы», «экология». Пока я была маленькой, меня это не волновало, а сейчас иногда просто в ужас прихожу, когда в прессе или телевидении показывают издевательства человека над природой.

        Мне захотелось рассказать о нашем шебекинском парке. Ведь по красоте он не уступит, на мой взгляд, даже самому лучшему парку нашей огромной страны.

С самого детства я живу в городе Шебекино на улице Парковой. Такое название улица получила, так как расположена в нескольких метрах от парка. Когда выходишь во двор, то видишь могучего, огромного, доброго друга – парк.

        Я очень люблю гулять между сосен, смотреть  вверх на ветви и мечтать… Мне кажется, что деревья со мной разговаривают. Они рассказывают о том, что увидели за много лет. Я слышу голоса наших предков, которые оберегали каждое дерево, поклонялись природе.

        Бабушка мне рассказывала, что когда бала молодой, то часто бегала на танцплощадку, которая находилась в парке. Там она познакомилась с моим дедушкой. Позже они водили мою маму в парк на карусели. Парк был излюбленным местом отдыха не только моих бабушки и дедушки, но и всех шебекинцев.

         А что же можно увидеть сейчас в парке? Становится просто страшно! Горы мусора, бутылки, шприцы, толпы молодых людей, которые распивают спиртные напитки. А как хочется любоваться его красотой. Ведь это ещё и «лёгкие» нашего города. Как же можно наносить своему здоровью ущерб?

        Наш парк нуждается в охране и заботе. Я  думаю, с этим согласятся все жители города Шебекино, к которым я хочу обратиться: «Давайте беречь наш парк!» Ведь он является одной из достопримечательностей нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....