Урок нравственности.
классный час по чтению (4 класс) по теме
Классный час для младших школьников, способствующих развитию нравственных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_nravstvennosti..doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС О НРАВСТВЕННОСТИ
Шопп Л.Д., учитель начальных классов,
МКОУ «Тополинская СОШ»
Цели: Учить детей видеть и чувствовать мир, воспитывать нравственность, дружбу, доброту.
Оборудование: детские рисунки на тему «Мой самый счастливый день», «Сердце» класса» и сердечки детей, изготовленные дома.
Ход занятия.
На доске запись:
ИЗ ВСЕЙ ЗЕМНОЙ МУЗЫКИ БЛИЖЕ ВСЕГО К НЕБЕСАМ
БИЕНИЕ ЛЮБЯЩЕГО СЕРДЦА.
(Г.Бичер)
Учитель: Ребята, обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависят от того, насколько вы счастливы. Много добрых людей, живших и живущих в этом мире, хотят помочь вам быть счастливыми. Писатели, поэты, композиторы, художники – люди, творчество которых посвящено лучшим порывам души человека. Прислушайтесь, как писатели и философы говорили о счастье.
(Подготовленные ученики зачитывают цитаты)
Ученик 1: «Счастье – это солнечный луч, который способен пронзать сотни сердец и не утратить своей силы» (Портер)
Ученик 2: «Счастье создано для того, чтобы им делиться» (Расин)
Ученик 3: «Счастье всегда кажется маленьким, когда ты держишь его в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно»
(М.Горький)
Ученик 4: «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» (Платон)
Ученик 5: «Теперь я понял, что счастье для меня возможно лишь тогда, когда я признаю свое единство со всеми в мире людьми, без исключения»
(Л.Н.Толстой)
- Что такое счастье? (ответы детей)
- Когда вы себя чувствовали счастливыми?
Ученица: ЕСЛИ В ДОМЕ КАЖДЫЙ РАД
Папа в зеркало глядит:
Свитер как на нем сидит?
Мама ловит папин взгляд:
Папа рад или не рад?
Папа рад, и мама рада,
Но, а мне того и надо:
Если в доме каждый рад,
Значит в доме мир и лад!
- Все вы знаете, что такое счастье. Это видно из ваших сочинений. Послушайте, что пишут ребята о счастье.
(зачитываются сочинения)
- Ребята, а теперь расскажите, что вы изобразили на своих рисунках.
-А, вы, знаете, как стать счастливым?
- Послушайте сказку Биссета «Як и ручей»
Далеко – далеко, так далеко, что и не доберешься, жил в горах Тибета Як. Конечно, от чего-то далеко, а отчего-то близко. От снегов и от льдов, от холодного ветра и дождя со снегом, от влажной травы и отвесных скал – совсем близко. А от магазинов с мороженым, от книжек с картинками, от детей, бегущих в школу, был очень далеко.
Больше всего на свете Як любил сидеть в укромном местечке среди скал и слушать море. Он где-то нашел морскую раковину – очень красивую, с крутым заветком, и когда прикладывал ее к уху, то слышал шум морских волн. Он слушал, слушал и мечтал, как бы попасть на берег моря.
И вот однажды мы отправились в путь. Як не знал дороги, но решил: «Буду идти, пока не дойду до моря» И шел день, другой, но до моря все равно не дошел. Он остановился попить из горного ручья. Настроение у него было невеселое. Он приложил к уху свою раковину и стал слушать. А ручей бежал своей дорогой, прыгал по камням и весело журчал. Заметив Яка, он очень удивился и спросил: «Что ты тут делаешь?» Як говорит: «Слушаю»
- «Дай мне послушать» - попросил Ручей. Як поднес раковину к Ручью. Это шум моря! Ну да, шум моря! Ну да, шум моря! « А, ты, знаешь туда дорогу?» - спросил Як. «Знаю ли я туда дорогу? Да я туда бегу. Следуй за мной и попадешь прямо к морю» - «Спасибо»- сказал Як и пошел рядом.
Постепенно ручей становился все шире и наконец превратился в полноводную реку. А скоро они дошли и до моря. Какое это было чудо! Як сел на песочек и стал наблюдать за волнами. Они шумели, как в раковине. Совсем другая жизнь стала у Яка. Днем он катал на спине ребятишек. Скоро у него набралось денег на сено и мороженое. Когда становилось совсем темно, он садился у берега и слушал, как плещется море. Як был счастлив!
- Кем был Як, если он мечтал увидеть море? (мечтателем)
- Как вы думаете, если бы Як только мечтал о море, но оставался в холодных горах, был бы он по- настоящему счастлив. (нет)
- Почему?
- Согласны ли вы, что каждый человек – творец своего счастья?
- Созвучна ли с этими словами пословица:
«Под лежачий камень и вода не течет»
«Хочешь быть счастлив – будь им»
- Объясните смысл этих пословиц.
- Послушайте стих о том, как стать счастливым.
КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ
Всякий знает – дети любят сласти,
Поэтому для каждого так просто
Взять и подарить кусочек счастья
Человеку маленького роста.
Ну, а взрослым?
Им ведь тоже надо
Чтобы кто-то раз уж боли много,
В жизни иногда дарил бы радость.
Пусть нечасто, пусть не очень много!
Люди мучатся от боли и от страсти,
Так нужны им ласка и участье!
Человек не может жить без счастья!
Человек не должен жить без счастья!
Если ты сегодня не умножил
Хоть на каплю чью-то радость в мире,
То считай, что день напрасно прожил,
Как ленивый гость в чужой квартире.
- А в чем заключается самое большое счастье? Посмотрите сценку
«Про лужу и булочку»
Автор: Только что прошел дождь. И на дороге появилась лужа. Все, кто мимо проходил, отражались в ней. Здесь были люди, проезжали яркие автобусы.
Лужа: Здесь гораздо лучше, чем в облаках, весело и интересно. Конечно, еще лучше бы было, если кто – нибудь выпил меня, ведь на это и вода.
Автор: В это время ехала мимо телега, нагруженная доверху булочками с изюмом. Одна нечаянно упала и угодила прямо в лужу!
Булочка. (плачет) ОЙ, ой, ой! Я совсем мокрая! Теперь никто не захочет меня есть. Бедная, бедная!
Лужа. Милая, булочка, не плачь! Все будет хорошо!
Булочка. Спасибо тебе за добрые слова. Здесь, конечно. Хорошо – и автобусы, и люди, и яркие витрины. Но для булочки это не утешение. Ведь меня везли в кафе, чтобы подать к чаю. Теперь все кончено.
Лужа. Ну не надо!
Булочка. Больше не буду. Вот если бы хоть кто-нибудь захотел сейчас есть и пить. А мы с тобой тут как тут.
Лужа. Это верно. (смотрит по сторонам) Смотри!
Утка. Кря-кря! Кря! Кря! На пруд. Ох. Как я устала, пора отдохнуть и пообедать. Ой какая славная булочка и какая симпатичная лужица.(пробует булочку и воду) Какая вкусная булочка! А какая светлая водичка. (Булочка и Лужа довольны)
Автор. А жизнь в городе продолжалась: гудели автобусы и мимо шли суетливые прохожие.
-В чем же заключалось самое большое счастье для булочки и лужи? (быть нужными)
- Как вы думаете, что с ними произошло, если бы их так никто и не заметил?
- Согласны ли вы с мыслью, что «быть кому-то необходимым – это самое большое счастье»?
Ученик: По солнышку ромашек,
По небу незабудок
Проходит детство наше
Простое, словно чудо.
Ученица В лучах смеется ветер,
Хлопочут птицы в рощах,
И горлышки полощут
В малиновом рассвете.
Ученик. Воздушный шар летящий,
И шар земной – похожий,
Так пусть же тот, кто старше,
Тот младшему поможет
Ученица. Найдет для песен время,
Даст хлеба на дорогу,
И вдеть поможет ногу
В серебряное стремя.
Ученик Пусть тучи где-то грозно
Нависли над цветами
Друзья пока не поздно,
Да будем все друзьями!
Ученица. Давайте, словно чудо,
Беречь планету нашу
Для солнышка ромашек,
Для неба незабудок.
Все. Детство, детство – ты цветущий луг,
Солнцу, счастью, миру – лучший друг.
Песня «Счастье это ты и я»
Тема нашего классного часа заставила задуматься над таким вопросом: есть ли какое либо явление, которое является счастьем для любого человека? (это солнечный день, это мир, это любовь, это день рождение и т.д.
- А теперь назовите свои заветные желания. На доске вы видите сердца наших ребят: добрые, открытые, большие и маленькие. Все они заполнены такими словами, которые помогут каждому из нас стать добрее и счастливее.
- Сейчас мы будем заполнять сердце нашего класса.
Итак, какими же словами вы заполнили сердце класса? Будет ли оно счастливым зависит от нас самих.
Ученик: Кто-то в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
Ученица. А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
(С.Михалков)
Наш классный час подошел к концу. Всем большое спасибо. Будьте счастливы.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
«Самый классный час» Москва, 2005г
«Классные часы по нравственному воспитанию», «Учитель – АСТ», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Уроки нравственности» ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...
Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"
Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...
Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"
Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...
Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)...