Урок внеклассного чтения По саамской сказке" Чахкли"
план-конспект (чтение) по теме

Нравственный аспект саамской сказки " Чахкли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chahkli_-2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения.

Нравственный аспект саамской сказки «Чахкли».

Цели урока:

Образовательные.

  1. Продолжить работу по формированию навыков сознательного, правильного, выразительного, беглого чтения;
  2. Формировать навыки понимания прочитанного через умение вести «диалог» с автором и овладение приемом комментированного чтения;
  3. Формировать умение высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
  4. Обогатить словарь учащихся.  

Развивающие:

  1. Развивать антиципацию (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста  по ключевым словам);
  2. Развивать умения определять основную тему и главную мысль произведения;
  3. Развивать умение составлять устный рассказ о герое на основе самостоятельно собранного материала.
  4. Развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

  1.  Способствовать  воспитанию положительных морально - нравственных качеств личности ребёнка,
  2.  Способствовать воспитанию  любви к родному краю, интереса к его культуре и литературе.

Оборудование:  иллюстрации, карточки с чертами характера, карточки с саамскими словами, задания группам в конвертах «составь пословицу» и «подбери рифму   в стихотворении», мультимедийная презентация.

        Ход  урока:

 1. Орг. момент

Тиррв, коаллэш таввял оллмэ

- На каком языке я поздоровалась?

Я поздоровалась на языке коренных жителей нашего края.

Назовите их.

Испокон веков живут они  на нашей земле. Удивителен наш край. Край, где небо  загорается,  и проносятся по нему волны зелёного и малинового огня. Край  полярной ночи и полярного дня.

Саамы, хоть и малочисленный народ, но имеет свою самобытную культуру.

     Из каких  источников можно узнать о  культуре народа, его прошлом?

    Но главный хранитель мудрости  народа, его культуры - это  книга.

    2.  Рассматривание книги «Семилетний стрелок из лука»

      Рассмотрите книгу «Семилетний стрелок из лука»

Что можно сказать о книге?

Кто может добавить?

 Что можно сказать по титульному листу? Кто обработал сказки?  Что значит обработала?

Как вы думаете, зачем  здесь помещен словарик?

Много в этой книге собрано сказок. Есть в сказках и могучие богатыри, и справедливые волшебники – нойды.  В саамских в сказках есть ещё один необычный герой.

Расшифруйте  слово  и назовите героя. Это чахкли. ( слайд)

Хотите познакомиться с ним поближе?

 Откройте содержание и догадайтесь, какая сказка поможет нам это сделать? «Чахкли»

- Кто её автор?

Сформулируйте тему урока

Тема: саамская сказка «Чахкли».

 С помощью опорных слов поставьте цели урока.

  Слайд 2

Учиться читать   _____________

Развивать ________

Анализировать ________________

По иллюстрации предположите, кто будет главными героями сказки.

Как вы думаете, кто такой чахкли? (предположение детей)

        Послушайте вступление … и  проверьте свои предположения.

 чтение учителем вступления.

           Подтвердились наши предположения? Кто такой чахкли?

( это маленький голый человечек, сказочный гномик)

Закройте глаза и  попробуйте его представить.

  А теперь посмотрите, таким увидела чахкли художница Светлана Абарина.

              Какие события произойдут в сказке дальше?  По опорным словам вы попробуете это предположить. Слова появятся на экране на короткое время, Нужно глазом словно сфотографировать их и запомнить. Готовы? Назовите слова, которые запомнили?

 По опорным словам предположите, какие события произойдут:

Слайд 3

     Принес

саам

Чахкли

Беда

Спас

Давайте проверим свои предположения.

  Дочитайте сказку до конца про себя.

Какие предположения подтвердились?

Куда принёс саам чахкли?

Какая беда случилась у саамов?

Как помог чахкли саамам?

     Назовите тему сказки.

Сейчас  будем вдумчиво перечитывать текст, анализируя его.

Перечитаем текст по  цепочке

1 абзац, 2 абзац

Что узнали о чахкли?

  Мы составим характеристику героя из  слов на доске.

Выберите черты характера, о которых говорится в этом фрагменте.

3 абзац

- Что значит больше живота своего? (т.е. Очень много, стали жадными)

Какими были саамы?  Прочитайте.

 Прочитайте, когда  чахкли уходили о людей?

4 абзац

  Почему слово многим повторяется?

«Многим, многим помогали» - о  какой черте характера это говорит (неравнодушный, участливый)

5 абзац

Распадок –  узкая долина в горах, ложбинка

Рехкают -  издают своеобразный звук

Что удивило охотника?

6 абзац

обмер

 Что значит обмер? Кто хочет показать?

Это испугался и перестал двигаться.

  Выберите из слов синоним.  

Остановился  

удивился

 Испугался

Оцепенел

7 абзац

 Работа над выразительностью чтения.

С  каким чувством надо прочитать слова охотника? ( первое предложение  мечтательно, второе  с хитростью) Выразительное чтение.

Какие слова поместим в словарик? (каньги, оборы)

- Посмотрите, как выглядели  каньги. (слайд)

- Что такое оборы? (завязки)

 Почему  охотник хотел поймать чахкли?

8 абзац

Вот и …почему в конце предложения стоит многоточие?

 Покажите как это за пазуху?

О какой черте характера чахкли узнали?

9 абзац

Сейчас мы проведём лингвистический (языковой эксперимент)

Прочитаете предложение

Какое слово в предложении употреблено неуместно? Почему?

 Зыбка – люлька

 Как жилось чахкли у  саама?

ФИЗМИНУТКА  

Чахкли всё повторяет за людьми, и вы попробуйте за мной повторить все движения (играем в снежки, стреляем из лука,  изображаем оленя).

10 абзац

 Назовите слово для словаря (чудь)

 Почему саамы попросили чахкли спрятаться?

Как повёл себя чахкли? О какой черте характера это говорит?

- Почему враги испугались чахкли? (т.к. чахкли ничего не делалось, то решили, что место заколдованное и убрались прочь)

Проведем лингвистический  (языковой эксперимент) замените в последнем предложении абзаца слова «прочь убрались» словом убежали. Прочитайте, что получилось? Изменился ли смысл предложения? Какой вариант вам больше нравится? Почему? ( во фразе «прочь убрались» есть  личное отношение  автора, т.е. саамского народа  к врагу, а  слово убежали - не имеет такого пренебрежительного оттенка.)

11 абзац,12 абзац

Как это стало не по себе?

Почему обрадовался чахкли? (он скучал по своему дому, он любит родину)

За что чахкли отблагодарил саама?

- Какие черты характера проявил чахкли? (щедрый, нежадный, благодарный)       

Прочитав сказку, мы составили словарик саамских слов.  

Проверим, как вы запомнили  значение саамских слов.

 Поселок - …, короткие меховые сапоги…,  враг … жилище саамов…завязки для сапог – оборы…

В конце книги есть также словарик саамских слов. А существует большой  саамско – русский словарь. Его автор Афанасьева, Куруг.

Работа с текстом после чтения.

В сказке происходили  различные события.   Возьмите листочки пронумеруй события по порядку и кратко расскажи о каждом. (индивидуальное задание)

Чахкли  спасает саамов отчуди

Проверка на доске.

1.

Краткий пересказ эпизода.

- Чахкли спасает саамов. Какой это поступок? (смелый, добрый)

Чахкли помогает саамам, делает для них добро.

Как вы понимаете слово добро? Что значит,  делать добро?

Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

Охотник возвращает чахкли

2.

 Краткий пересказ эпизода ребёнком.

Это какой поступок? (добрый)

Он тоже делает добро.

ЧАхкли благодарит саама

3.

Делает добро.

 Сделайте вывод: добро рождает добро.

Охотник  принёс чахкли домой

Какого события не хватает? Как чахкли оказался у охотника?

Проблемный вопрос.

Почему охотник поймал чахкли?

Как  чахкли  жилось у охотника?

Хороший или плохой поступок совершил саам,   когда принёс чахкли домой? Как вы думаете? (высказывания детей)

Вы помните, сааму стало стыдно. Когда вам бывает стыдно?  (когда совершаем плохие поступки) Сааму стало стыдно, заговорила совесть, значит какой это поступок?

Обман,  даже с благой целью, детей порадовать – плохой поступок.

 Табличка - зло

Как вы думаете, простил ли чахкли саама за обман? Докажите свою точку зрения.

(Чахкли помогает саамам в борьбе с чудью)

Что чувствует охотник после этого?  (стыд, вину)

 Как саам искупает свою вину?

 Добро вновь рождает добро. Какой бы была цепочка, если чахкли не простил саама. Ответил злом на зло?

Легко отвечать на добро добром. Отвечать на зло добром труднее.  Умение прощать требует особых душевых качеств, щедрости души.  У любого народа это умение  отвечать добром на зло  ценится особо.

Какова идея сказки? Её главная мысль? ( На добро надо отвечать добром и надо уметь прощать и на зло отвечать добром)

Возьмите  из конверта  слова пословицы и составьте в группах пословицу о добре.

При Родине тепло, при  матери – добро.

Доброе   слово и  кошке приятно.

Делай добро и жди добра.

Доброе дело без награды не останется.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Прочитайте пословицы: 1 группа, 2 группа…и т.д.

Какие из них  подходят к сказке?

Какая пословица могла бы стать названием сказки? Почему?

Читая сказку, мы определи черты характер чахкли.

Обычный человек может обладать такими качествами? (дискуссия)

О чём хотели саамы напомнить людям, наделяя чахкли лучшими качествами?

Почему чахкли  ушли от людей?

Какими должны быть люди, чтобы чахкли вернулись?

Домашнее задание

 Если тебя заинтересовала тема нашего разговора, дома выполни любое домашнее задание на выбор:

1.  Познакомь домашних со сказкой  и узнай мнение о поступках героев.

2.  Расскажи письменно о  добром деле, которое  ты совершил.

Вам понравился чахкли?

Одна группа составит рассказ о чахкли, а другие подберут рифму в стихотворении о чахкли.

Из слов,  выделенных жирным шрифтом,  подберите рифму в стихотворении)

Кто они_______

И взялись откуда_____

Гномики _______

Сказочное _________

Такие, чудо, откуда, смешные.

Говорили, ________

Чахкли__________

От врагов, __________

 Смело ____________

  Защищали, от чуди, помогали, людям

Было ль – не было, _______

 И не в этом _____________

 Мы хотим, ____________

Сказка _________________

   Дело, прилетела, как знать, чтобы опять

 Зимней ночью, летним _____

Осенью,__________

В те края, что мы

Кольскою землёю

   Весною, днём, зовём, землёю.

Рефлексия.

   Представьте себе, что вы чахкли. Когда бы вы вернулись к людям? Если люди будут такими, то, возможно чахкли вернётся и скажет: «Тиррв, коаллэш таввял оллмэ», что значит: «Здравствуй, милый северный народ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....