Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе. Программа "Школа России"
рабочая программа (3 класс) на тему

Макарова Ирина Олеговна

Рабочая программа по литературному чтению в помощь учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 3-г класса по литературному чтению составлена в соответствии

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
  • с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
  • с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января2016г. Приказ Минобрнауки №576);

на основе предметной программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» УМК «Школа России».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. - М.: Просвещение, 2016.

На изучение курса отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: проверочные работы, тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • приобретение умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

  1. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе.

п/п

Модуль (глава)

Количество часов

по предметной программе

Количество часов

по рабочей программе

Контроль знаний

Проекты

1

Введение. Знакомство с учебником

1

1





1




1

1

1

2

Самое великое чудо на свете

4

2

3

Устное народное творчество

14

12

4

Поэтическая тетрадь №1

11

8

5

Великие русские писатели

24

24

6

Поэтическая тетрадь №2

6

6

7

Литературные сказки

8

11

8

Были-небылицы

10

10

9

Поэтическая тетрадь №1

6

8

10

Люби живое

16

16

11

Поэтическая тетрадь №2

8

8

12

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

13

13

По страницам детских журналов

8

9

14

Зарубежная литература

8

8

Итого

136

2

2

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
  • пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника);
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (А. Пушкина, Л. Толстого, А.Чехова,Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и этические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать вопросы проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, самостоятельно составлять план для пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • домысливать образ, данный автором лишь намеком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, делать логические ударения, паузы, учитывая особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

Творческая деятельность.

Обучающиеся научатся:

  • сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом-повествованием;
  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, ученых по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на темы «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика.

Обучающиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять ее своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства их различия и сходства;
  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор; средства художественной выразительности – сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Формулировать учебную задачу урока в мини-группе или в паре, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+», «–», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.


Познавательные универсальные учебные действия

Считывать информацию с новых, еще неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока не менее чем из 7–8 предложений.

Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Чехова, Л. Толстого, А. Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.

Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения не менее чем из 7–8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Строить связное высказывание не менее чем из 7–8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3–4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять ее на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.

Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.

Находить нужную информацию в беседах со взрослыми, в учебных книгах, словарях, справочниках, энциклопедиях для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, рисунки, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой 
на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.


Личностные результаты

Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений в семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.

Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвященные художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.

Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (не менее 5–6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.

Знать наизусть не менее 2–3 стихотворений о Родине, красоте ее природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (например, в стихах, рассказах, песнях, в подборе к ним иллюстраций и т. д.).

Находить произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.

Делиться чувствами, в том числе и негативными, в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.

Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над их причинами.

Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.

Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным – значит выбирать из многих альтернатив одну на основе морали и нравственных принципов.

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования.

Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.

Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.

Находить необычные сравнительные обороты, эпитеты, испытывать при этом чувства радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора (по сути, сделал открытие в литературном произведении).

Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на ее проявления, события и пр.).

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Строить морально-этическое суждение не менее чем из 7–8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.

Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.

Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения при решении общих задач.

Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примере эффективность такой модели поведения.

Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и мышц туловища, проводить их в классе по просьбе учителя.

Осознавать ценность здоровья для своего будущего, для успешного достижения учебных целей.

Находить в литературных произведениях примеры, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Содержание и тип урока

Кол час

Дата

Приме

чание

по прогр

фактически

I триместр (40 ч)

Самое великое чудо на свете (3 ч)

1

Книга как источник знаний. Элементы книги. Рукописные книги Древней Руси (урок «открытия» новых знаний)

1

03.09

2

Начало книгопечатания. Первопечатник Иван Фёдоров (урок «открытия» новых знаний)

1

04.09

3

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений (урок отработки умений и рефлексии)

1

06.09

Устное народное творчество (12 ч)

4

Русские народные песни (урок «открытия» новых знаний)

1

07.09

5

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства. (урок «открытия» новых знаний)

1

10.09

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (урок «открытия» новых знаний)

1

11.09

7

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» (урок «открытия» новых знаний)

1

13.09

8

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» (урок «открытия» новых знаний)

1

14.09

9

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» (урок отработки умений и рефлексии)

1

17.09

10

Русская народная сказка «Сивка-бурка» (урок «открытия» новых знаний)

1

18.09

11

Русская народная сказка «Сивка-бурка» (урок отработки умений и рефлексии)

1

20.09

12

Русская народная сказка «Сивка-бурка» Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин (урок отработки умений и рефлексии)

1

21.09

13

Проект «Сочиняем волшебную сказку» (урок общеметодологической направленности)

1

24.09

14

Проект «Сочиняем волшебную сказку» (урок общеметодологической направленности)

1

25.09

15

Обобщающий урок по разделу «Устноенародное творчество». Оценка достижений Проверочная работа № 1 (урок развивающего контроля)

1

27.09

Поэтическая тетрадь № 1 (8 ч)

16

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи». (урок развивающего контроля)

1

28.09

17

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». (урок «открытия» новых знаний)

1

01.10

18

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» (урок «открытия» новых знаний)

1

02.10

19

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…» (урок «открытия» новых знаний)

1

04.10

20

И. С. Никитин «Встреча зимы» (урок «открытия» новых знаний)

1

05.10

21

И. З. Суриков «Детство» (урок «открытия» новых знаний)

1

08.10

22

И. З. Суриков «Зима» (урок «открытия» новых знаний)

1

09.10

23

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений. Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля)

1

11.10

Великие русские писатели (24ч)

24

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель. Отрывок из поэмы «Цыгане» (урок «открытия» новых знаний)

1

12.10

25

А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Цыгане» (урок «открытия» новых знаний)

1

15.10

26

А. С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин»

(урок «открытия» новых знаний)

1

16.10

27

А. С. Пушкин. «Зимнее утро» (урок «открытия» новых знаний)

1

18.10

28

А.С. Пушкин «Зимний вечер» (урок «открытия» новых знаний)

1

19.10

29

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (урок «открытия» новых знаний)

1

22.10

30

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (урок отработки умений и рефлексии)

1

23.10

31

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (урок общеметодологической направленности)

25.10

32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (урок общеметодологической направленности)

1

26.10

33

Внеклассное чтение. Страницами сказок А. С. Пушкина (урок отработки умений и рефлексии)

1

06.11

34

И.А. Крылов – великий баснописец. Басня как жанр литературы (урок отработки умений и рефлексии)

1

08.11

35

И.А. Крылов «Мартышка и Очки» (урок «открытия» новых знаний)

1

09.11

36

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» (урок «открытия» новых знаний)

1

12.11

37

И. А. Крылов «Ворона и лисица» (урок «открытия» новых знаний)

1

13.11

38

Статья В. Воскобойникова о М. Ю. Лермонтове. Подготовка сообщения (урок отработки умений и рефлексии)

1

15.11

39

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко» (урок «открытия» новых знаний)

1

16.11

40

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» (урок «открытия» новых знаний)

1

19.11

41

Л. Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство Л.Н. Толстого» (урок отработки умений и рефлексии)

1

20.11

42

Л. Н. Толстой «Акула» (урок «открытия» новых знаний)

1

22.11

43

Л. Н. Толстой «Акула» (урок отработки умений и рефлексии)

1

23.11

44

Л. Н. Толстой «Прыжок» » (урок «открытия» новых знаний)

1

26.11

45

Л. Н. Толстой «Лев и собачка» (урок «открытия» новых знаний)

1

27.11

46

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?» » (урок «открытия» новых знаний)

1

29.11

47

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Оценка достижений. Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1

30.11

Поэтическая тетрадь №2 (6 ч)

48

Знакомство с названием раздела. Н. А. Некрасов «Славная осень!..» (урок «открытия» новых знаний)

1

03.12

49

Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» ( урок «открытия» новых знаний)

1

04.12

50

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (урок «открытия» новых знаний)

1

06.12

51

К. Д. Бальмонт «Золотое слово». И. А. Бунин «Детство», (урок «открытия» новых знаний)

1

10.12

52

И. А. Бунин «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» (урок «открытия» новых знаний)

1

11.12

53

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №2» (урок развивающего контроля)

1

13.12

Литературные сказки (11 ч)

54

Знакомство с разделом.

1

14.12

55

Д. Н. Мамин – Сибиряк

«Алёнушкины сказки». Присказка ( урок «открытия» новых знаний)

1

17.12

56

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…» (урок «открытия» новых знаний)

1

18.12

57

Контрольная работа №1. (урок развивающего контроля)

1

20.12

58

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца…» (урок отработки умений и рефлексии)

1

21.12

59

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» (урок «открытия» новых знаний)

1

24.12

60

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» (урок отработки умений и рефлексии)

1

25.12

61

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (урок «открытия» новых знаний)

1

27.12

62

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (урок отработки умений и рефлексии)

1

28.12

63

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №5 (урок развивающего контроля)

1

14.01

64

Внеклассное чтение. В гостях у сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка (урок отработки умений и рефлексии)

1

15.01

Были-небылицы (10 ч)

65

Знакомство с названием раздела.

1

16.01

66

Максим Горький (урок «открытия» новых знаний)

1

17.01

67

М. Горький «Случай с Евсейкой» (урок «открытия» новых знаний)

1

18.01

68

М. Горький «Случай с Евсейкой» (урок отработки умений и рефлексии)

1

21.01

69

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» (урок «открытия» новых знаний)

1

22.01

70

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» (урок отработки умений и рефлексии)

1

24.01

71

А. И. Куприн «Слон» (урок «открытия» новых знаний)

1

25.01

72

А. И. Куприн «Слон» (урок отработки умений и рефлексии)

1

28.01

73

А. И. Куприн «Слон» (урок общеметодологической направленности)

1

29.01

74

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №6 (урок развивающего контроля)

1

31.01

Поэтическая тетрадь № 1 (8 ч)

75

Знакомство с разделом. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» (урок «открытия» новых знаний)

1

01.02

76

С. Чёрный «Воробей» (урок «открытия» новых знаний)

1

04.02

77

С. Черный «Слон» (урок «открытия» новых знаний)

05.02

78

А.А. Блок «Ветхая избушка» (урок «открытия» новых знаний)

1

07.02

79

А.А. Блок «Сны», «Ворона» (урок «открытия» новых знаний)

1

08.02

80

С. А. Есенин «Черёмуха» (урок «открытия» новых знаний)

1

11.02

81

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №1». Проверочная работа № 7 (урок развивающего контроля)

1

12.02

82

Урок-викторина по изученным поэтическим произведениям (урок общеметодологической направленности)

1

14.02

Люби живое (16 ч)

83

Знакомство с разделом.

1

15.02

84

М. М. Пришвин «Моя Родина» (урок «открытия» новых знаний)

1

18.02

85

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (урок «открытия» новых знаний)

1

19.02

86

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (урок отработки умений и рефлексии)

1

21.02

87

В. И. Белов «Малька провинилась» (урок «открытия» новых знаний)

1

22.02

88

В. И. Белов «Ещё про Мальку» (урок «открытия» новых знаний)

1

26.02

89

В. В. Бианки «Мышонок пик» (урок «открытия» новых знаний)

1

28.02

90

В. В. Бианки «Мышонок пик» (урок отработки умений и рефлексии)

1

01.03

91

Внеклассное чтение. В. Бианки «Кто чем поет?» (урок «открытия» новых знаний)

1

04.03

92

Б. С. Житков «Про обезьянку» (урок «открытия» новых знаний)

1

05.03

93

Б. С. Житков «Про обезьянку» (урок отработки умений и рефлексии)

1

07.03

94

Б. С. Житков «Про обезьянку» ( урок общеметодологической направленности)

1

11.03

95

В. П. Астафьев «Капалуха» (урок «открытия» новых знаний)

1

12.03

96

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…» (урок «открытия» новых знаний)

1

14.03

97

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится…». Обучение пересказу (урок «открытия» новых знаний)

1

15.03

98

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверочная работа №8 (урок развивающего контроля)

1

18.03

Поэтическая тетрадь № 2 (8 ч)

99

Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии» (урок «открытия» новых знаний)

1

19.03

100

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» (урок «открытия» новых знаний)

1

21.03

101

А. Л. Барто «Разлука» (урок «открытия» новых знаний)

1

22.03

102

А. Л. Барто «В театре» (урок «открытия» новых знаний)

1

01.04

103

С. В. Михалков «Если» (урок «открытия» новых знаний)

1

02.04

104

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» (урок «открытия» новых знаний)

1

04.04

105

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» Наши проекты (урок развивающего контроля)

1

05.04

106

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь №2» (урок развивающего контроля)

1

08.04

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (13 ч)

107

Знакомство с названием раздела Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (урок «открытия» новых знаний)

1

09.04

108

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» (урок отработки умений и рефлексии)

1

11.04

109

А. П. Платонов «Цветок на земле» (урок «открытия» новых знаний)

1

12.04

110

А. П. Платонов «Цветок на земле» урок отработки умений и рефлексии)

1

15.04

111

А. П. Платонов «Ещё мама» (урок «открытия» новых знаний)

1

16.04

112

А. П. Платонов «Ещё мама» ( урок отработки умений и рефлексии)

1

18.04

113

М. М. Зощенко «Золотые слова» (урок «открытия» новых знаний)

1

19.04

114

М. М. Зощенко «Золотые слова» ( урок отработки умений и рефлексии)

1

22.04

115

М. М. Зощенко «Великие путешественники» (урок «открытия» новых знаний)

1

23.04

116

М. М. Зощенко «Великие путешественники» ( урок отработки умений и рефлексии)

1

25.04

117

Н. Н. Носов «Федина задача» (урок «открытия» новых знаний)

1

26.04

118

Н. Н. Носов «Телефон» (урок «открытия» новых знаний)

1

29.04

119

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверочная работа №9 (урок развивающего контроля)

1

30.04

По страницам детских журналов (9 ч)

120

Знакомство с названием раздела. Выставка детской периодики (урок «открытия» новых знаний)

1

02.05

121

Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (урок «открытия» новых знаний)

1

03.05

122

Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой ( урок отработки умений и рефлексии)

1

06.05

123

Ю. И. Ермолаев «Проговорился» (урок «открытия» новых знаний)

1

07.05

124

Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» (урок «открытия» новых знаний)

1

10.05

125

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» (урок «открытия» новых знаний)

1

13.05

126

Р. Сеф «Весёлые стихи» (урок «открытия» новых знаний)

1

14.05

127

Контрольная работа №2 «Итоги года»

(урок развивающего контроля)

1

16.05

128

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».

1

17.05

Зарубежная литература (8 ч)

129

Знакомство с разделом. Мифы Древней Греции (урок «открытия» новых знаний)

1

20.05

130

Древнегреческий миф «Храбрый Персей» (урок «открытия» новых знаний)

1

21.05

131

Древнегреческий миф «Храбрый Персей» (урок отработки умений и рефлексии)

1

23.05

132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (урок «открытия» новых знаний)

1

24.05

133

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (урок отработки умений и рефлексии)

1

27.05

134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» ( урок отработки умений и рефлексии)

1

28.05

135

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» (урок общеметодологической направленности)

1

30.05

136

Обобщающий урок за курс 3 класса «Брейн-ринг»

1

31.05

График контрольных работ

№ п/п

Тема

Дата проведения

1

Контрольная работа №1.

20.12

2

Контрольная работа №2 «Итоги года»

16.05

Проекты

№ п/п

Тема

Дата проведения

1

Проект № 1

2

Проект № 2

5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1.Сборник рабочих программ 1-4 классы. «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.

2.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

1.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой и др. - М.: ВАКО, 2015.

2. Н. А. Ковальчук, А. И. Настенко. Литературное чтение. 3 класс. Планы-конспекты уроков. В 2 ч. – Росьов-на Дону: Феникс, 2015

3. Аудиоприложение на электронном носителе (СD)

4. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс /Сост. С.В. Кутявина. – М.: ВАКО, 2015

5. Крылова О.Н. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания – М. Изд. «Экзамен», 2017.

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа: http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september. ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа: http:www.Nachalka.com

7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа: http:www.viku.rdf.ru

8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: http:www.rusedu.ru

9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа: http://www.maro. newmail.ru

10. Детские песни, мультфильмы, сказки, звуковые сказки. – Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

11. Интернет-ресурсы учителю начальной школы. – Режим доступа: http://www.int-edu.ni


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-

В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению для 3  «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального  стандарта  начального...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России

Рабочая программа содержит пояснительную записку,   программу по литературному чтению,  развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...