Игра по сказке П.Ершова "Конек-горбунок"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Полянская Майя Николаевна

Игра по сказке П.Ершова "Конек-горбунок" поможет привлеч внимание детей к этому произведению.Игра динамичная, так как предполагает соревновательный аспект двух команд. Можно использовать этот материал на уроке внеклассного чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_skazke_konek-gorbunok.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра- путешествие

по сказке П.П. Ершова «Конёк- горбунок»

Оформление: Текст сказки П.Ершова «Конек – Горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, карточки с названиями команд, жетоны, рисунок с изображением Конька –Горбунка.

Ведущий: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами встретимся с героями замечательной сказки « Конек-горбунок», которую написал русский писатель Петр Ершов. Ершов – родился и жил в городе Тобольске Тюменской области. Писатель создал свое произведение, когда ему было всего 19 лет. К сожалению, сказка оказалась единственным произведением Ершова, которое дошло до нас, и до сих пор оно потрясает всех своим юмором, знанием русских обычаев и традиций. Многие высказывания из этой сказки стали пословицами и поговорками. А теперь давайте перейдем непосредственно к сказке «Конек – Горбунок». Для того, чтобы совершить путешествие- игру по сказке, необходимо разделиться на две команды. Каждая команда получает по флажку с изображением Конька- горбунка, который нужно поднять тогда, когда команда хочет ответить на поставленный перед ней вопрос. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов.

I. Вопросы для разминки.

1). Как вы думаете, кто является главным героем этой сказки?

Ответ: В этой сказке два главных героя: Конек – Горбунок, Иванушка.
И все же автор назвал сказку именем только одного героя.

2). А почему именно с Коньком – Горбунком подружился Иван? Хотели бы вы иметь такого друга? А знаете ли вы, откуда пришел этот замечательный герой в сказку Ершова?

Ответ: Другом Ивана он стал потому, что это верный, надежный друг, который не подведет в трудную минуту. Такого друга, наверное, мечтает иметь каждый человек. Образ чудо-конька возник из детских рисунков писателя, из его любимой самодельной игрушки. А какова была его дальнейшая судьба, мы узнаем, если перелистаем страницы сказки Ершова.

II. Литературная викторина

1) Как звали трех братьев в сказке П, Ершова « Конек – Горбунок»?
(Данило, Гаврило, Ванюша)

2) Что рассказал старший брат, вернувшись под утро домой, не поймав ночного вора?

(Всю я ноченьку не спал;
На мое ж притом несчастье,
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил
Рубашонку всю смочил)

3)Что сказал средний брат, вернувшись с ночного дежурства?

( Всю я ноченьку не спал,
Да к моей судьбе несчастной
Ночью холод был ужасный,
До сердцов меня пробрал.)

4) А что рассказал Иван-дурак, когда утром вернулся после ночного караула?

(« Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал,
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам….
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею
И вскочил ему на шею….» )

5) Откуда у Ивана появился Конек – Горбунок?
( Это подарок от кобылицы, которую поймал на своем поле Иван)

6) Опишите, как выглядел Конек – Горбунок.
( Это конек ростом три вершка ( вершок равен 4 см) 
с аршинными ушами ( аршин равен 71 см), на спине с двумя горбами)

7) У Ивана – дурака, кроме Конька- Горбунка, было еще два великолепных коня. Где царь впервые увидел прекрасных коней?
( На базаре в конном ряду)

8) Сколько денег запросил Иван в обмен на коней?
( Десять шапок серебра)

9) Однажды Иван – дурак нашел перо Жар – птицы и взял его себе, хотя Конек-
горбунок и предупреждал его, что много не покоя принесет оно с собою. Кто сообщил царю о том, что у Ивана есть перо Жар – птицы?
(Спальник – слуга царя)
10. И вот Иван отправился на поимку Жар – птицы. Чем он приманивал Жар – птицу?
(Пшеном, смешанным с вином)

11. А когда Иван поехал за царь –девицей, то с ним приключилась небольшая неприятность. Какая неприятность случилась с Иваном?
(Когда царь – девица играла на гуслях, Иван неожиданно заснул) 

12. За что рыба – кит несла свое мучение?
(За то, что «без божия веленья проглотила среди морей 
три десятка кораблей»)

13. Почему царь сварился в котле, а Иван нет?
(Ивану помогал Конек – Горбунок)

14. Назовите любимое занятие Ивана?
(Иван очень любил пить)

III. Сказочный словарь
Для проведения этого конкурса мы выбрали ряд устаревших слов, значения которых объясняются в подстрочном примечании. Надо найти значение слов (карточки разрезаны на две половины). Надо правильно совместить части карточек, выложив своеобразный словарь из десяти слов и их значений. Оценивается скорость выполнения заданий, кто быстрее сделает- поднимает флажок.

· Зельно – весьма, сильно
· Почивальня - спальня
· Стрельцы – старинное войско в Древней Руси
· Басурман - иноземец
· Городничий - начальник города в старину
· Глазей - подсматривающий
· Красно платье - нарядное, цветное, красивое
· Челядь – слуги
· Гости - купцы
· Буерак - овраг, яма

IV. Составь портрет
Каждая команда получает карточки с именами героев сказки «Конек–Горбунок». Пользуясь текстом сказки, они должны найти в книге словесный портрет данных героев.

Список сказочных героев.

1) Чудо-юдо рыба-кит
«Поперек моря лежит
Чудо- юдо рыба кит.
Все бока ее изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр–бор шумит.
На спине село стоит,
Мужики на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов,
Ищут девушки грибов…»)

2) Жар–птицы
« Неча молвить страх красивы!
Ножки красные у всех,
А хвосты-то сущий смех!
Чай, таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Чай таких у куриц нету,
А уж сколько парень свету,
Словно батюшкина печь»

3) Царь–девица
« Царь–девица подплывает,
Входит с гуслями в шатер,
И садится за прибор.
« Хм! Так вот та царь-девица!
Как же в сказках говорится , -
Рассуждает стременной, -
Что куда красна собой
Царь- девица, так что диво!
Эта вовсе не красива:
И бледна–то, и тонка,
Чай, в обхват–то три вершка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу-ты! Словно у цыпленка!
Пусть полюбится кому,
А я и даром не возьму»

4) Чудо–кони.
«Молодые, вороные,
Вьются гривы золотые, 
В мелки кольца завитой
Хвост струится золотой,
И алмазные копыты
Крупным жемчугом обиты».

Подведение итогов игры-конкурса и награждение победителей.

Список использованной литературы:
1. Арзамасцева И.Н. «Детская литература» .М.,1997г.
2. Ершов П.П. «Конек –горбунок». М.,1989 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез» 

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»  Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной...

ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Интерактивная игра  по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для учащихся 1-4 классов.Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А. С. Пушкина.В игре может участво...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

Интеллектуальная игра "Своя игра" по сказкам А. С. Пушкина

Данная разработка может быть использована во внеклассной работе, на обобщающих уроках по литературному чтению, посвященных творчеству А. С. Пушкина, а также в летней работе при организации Пушкинского...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде"

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В иг...