"Сила любви и мечты."( По рассказу А.Куприна "Слон"и стихотворению М.Карема"Ослик")
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
1. Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. С хорошим настроением принимаемся за работу! Значит, у нас все получится! Девиз: Все получится!(слайд 1)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Проверка домашнего задания.
-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (А.Куприн. «Слон»)
-Какие сведения о слонах вы разыскали к уроку? (ответы детей – чтение сообщений)(слайд 2)
Примерные сообщения:
1 ученик: (Слайды 3 – 4) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.
Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5-6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту.
2 ученик:(слайды 5 – 6) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3 ученик:(слайд 7) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.
4 ученик: (слайд 8) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
3. Выявление места и причины затруднения.
Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать? ( Что слон - животное в России экзотическое, в природе не встречающееся.) Где в России можно встретить слона? ( В зоопарке или в цирке.) Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем – то более важном?
-А сейчас, вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Примерный пересказ: (слайд 9)
Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы её вылечить доктора советовали родителям исполнять все её желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего Живого слона. Надин папа отправился в зоопарк.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kuprin_.Slon_._Karem.Oslik_.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ в 4 б классе.
Тема урока: Сила мечты и любви. ( по рассказу А.И. Куприна «Слон» и стихотворению М.Карема «Ослик») (Урок 2)
Учитель начальных классов Шарифуллина А.Г.
Образовательное учреждение: МОУ СОШ №7 г. Азнакаево РТ
Цели:
Образовательные: научить видеть за увлекательным сюжетом рассказа самое главное - силу огромной родительской любви и силу мечты, обогащать словарный запас.
Развивающие: развивать речь учащихся, познавательные способности детей, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному; развивать умение определять идею, мысль, которая связывает рассказ А.Куприна, стихотворение М.Карема и картину П.Пикассо.
Воспитательные: воспитывать у детей личностные качества, соответствующих нравственным образцам.
Оборудование: учебник литературного чтения «Литературное чтение» ч.2 под редакцией Н.А. Чураковой, мультимедиа проектор, экран, компьютер, сердечки.
Ход урока.
- Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу. С хорошим настроением принимаемся за работу! Значит, у нас все получится! Девиз: Все получится!(слайд 1)
- Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Проверка домашнего задания.
-С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (А.Куприн. «Слон»)
-Какие сведения о слонах вы разыскали к уроку? (ответы детей – чтение сообщений)(слайд 2)
Примерные сообщения:
1 ученик: (Слайды 3 – 4) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.
Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5-6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту.
2 ученик: (слайды 5 – 6) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. С помощью хобота слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3 ученик: (слайд 7) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки.
4 ученик: (слайд 8) В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
3. Выявление места и причины затруднения.
Из всего сказанного вами какой вывод мы можем сделать? ( Что слон - животное в России экзотическое, в природе не встречающееся.) Где в России можно встретить слона? ( В зоопарке или в цирке.) Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем – то более важном?
-А сейчас, вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Примерный пересказ: (слайд 9)
Маленькая девочка Надя заболела странной болезнью – равнодушием к жизни. Чтобы её вылечить доктора советовали родителям исполнять все её желания и капризы. Девочка ничего не хотела. Но однажды утром, после необычного сна, она попросила слона. Папа сразу же купил дорогого большого серого слона, который сам качал головой. Но к игрушке девочка была равнодушна. Она хотела настоящего Живого слона. Надин папа отправился в зоопарк.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Выборочное чтение по ролям:
-Найдите и прочитайте диалог Надиного папы и хозяина зверинца. (с.30- 32: автор, папа, хозяин зверинца,- до слов: «Я сам хозяин этого дома.»)
-Что побуждает двух взрослых людей исполнить просьбу шестилетней девочки? (Речь идет о здоровье и даже о жизни девочки. Девочка очень больна, и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него у самого дочь-ровесница больной девочки).
-Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть два маленьких? ( Самый большой слон-самый талантливый и обученный. Он принесет девочке больше радости и улыбок)
-Желание Нади увидеть живого слона - это каприз или мечта? Докажите свое мнение по тексту.
(Если бы требование привести слона было бы капризом, а не мечтой, слон бы очень быстро наскучил девочке).
-Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?
-Как вы думаете, почему девочка поправилась? (Надя выздоравливает не просто потому, что исполнилось ее страстное желание. Слон оказался большим и умным другом, которого ей так не хватало: сила очень яркого впечатления, сила настоящей и искренней детской привязанности помогает Наде выздороветь.)
-О чем же этот рассказ? ( О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта - самое лучшее лекарство)
5.Реализация построенного проекта
-Прочитайте пословицы (слайд 10). Подумайте, можно ли их отнести к рассказу «Слон».
1.Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое. (Здесь говорится, что за ребёнком в детстве ухаживают, о нём заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые совершить для своей дочери даже невозможное.)
2.Здоровье приходит днями, а уходит часами. (В этой пословице говорится о здоровье: здоровье уходит часами, то есть очень быстро. В рассказе девочка «угасала» с каждым днём. Ей становилось всё хуже и хуже.)
Физкультминутка (слайд 11)
6.Работа над стихотворением «Ослик» Мориса Карема в переводе Валентина Берестова– бельгиец на французском языке (1899-1978).(слайд 12)
Знакомство со стихотворением.
(Самостоятельное чтение учениками)
-Как вы считаете, о чем это стихотворение? ( О животных, о родительской любви)
-Обратите внимание на то, как мама-ослица разговаривает со своим сыном-осликом?
- Где вывод в этом стихотворении, найдите строчки. Почему вы так считаете?
( Любая мама любит своего ребёнка и старается, чтобы его будущее было хорошее и лучше, чем у мамы.)
-Почему стихотворение Мориса Карема «Ослик» поместили после рассказа Куприна «Слон». (Эти произведения объединены общей идеей. Они о любви родителей к детям.)
-Выразительное чтение стихотворения.
7.Работа по картине П. Пикассо «Мать и дитя». (слайд 13)
Сегодня мы вновь посетим Международную выставку « Необычный взгляд на мир». Рассмотрите картину Пабло Пикассо « Мать и дитя».
- Какое впечатление произвела на вас картина.
-Если бы художник не назвал картину «Мать и дитя» вы бы догадались, что это родные люди? Да, они внешне похожи, и настроение у них одинаковое, мальчик прислонился к плечу матери)
-Какое настроение их объединяет?(Грустное)
-Видите ли вы причину такого настроения?
-Догадываетесь ли вы, кто эти люди по профессии? (цирковые артисты)
-Можно ли предположить, насколько тяжела их жизнь? (Жизнь артистов связана с бесконечными тренировками и риском для жизни, и это не может не беспокоить мать этого мальчика).
Но, несмотря на грустное настроение этих людей, видно, что они очень близки.
8.Рефлекция учебной деятельности. (слайд 14)
-С какими произведениями мы знакомились на этом уроке?
-Какой общей идеей объединены такие разные произведения? (Это произведения о родительской любви)
- Подведём итог. Осталось ответить на вопрос урока: Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН»?
(Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.
Слон целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки.
* Воплощение мечты, которое поставило её на ноги.
* Воплощение родительской любви.
* Символ того, что нет ничего невозможного, если любишь.)
Выберите сердечки, красное – если все получилось, оранжевое – что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.
У. Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастливая? Напишите на сердечках.
У. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”
Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».
9.Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворение М. Карема «Ослик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для учащихся начальной школы «Сила любви».
Классный час способствует воспитанию любви к Родине, родным и близким людям....
урок по литературному чтению 4 класс "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон")
конспект урока по литературному чтению (автор учебника Свиридова)...
презентация к уроку по литературному чтению "Сила мечты и любви" (по рассказу Куприна "Слон") 4 класс
Презентация к уроку по литературному чтению по учебнику Свиридовой 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)
Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....
Конспект урока литературного чтения 3 класс "Сила родительской любви в рассказе И. С. Тургенева "Воробей"
"Любовь - могучая сила, она побеждает смерть, она сильнее смерти"...
урок литературоного чтения 3 класс "Сила любви и мечты"( на основе произведения а.куприна "Слон")
Конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"
Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" может быть проведен в рамках метапредметного модуля.Цель урока: научить выде...