рабочая программа спец курса по литературному чтению В мире книг
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
рабочая программа для 4 класса по спецкурсу В мире книг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________/____________ ФИО Протокол № ___ от «__»___ ______2011___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 42 » _____________/______________/ ФИО «__»______2011___г. | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОШ № 42 » _____________/______________/ ФИО Приказ №___ от «__»_____-2011___г. |
Рабочая программа спецкурса
«В мире книг»
по предмету «литературное чтение»
учителя 4 «б» класса
Титовой С.В.
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 42»
г.Энгельса Саратовской области
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2011_ г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Прогнозируемый результат реализации программы.
- Оптимальное повышение техники чтения.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Проверка читательских умений в 4 классе.
В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:
- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;
- определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;
- устанавливать тему и жанр просмотренной книги;
- называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,
выборочно);
- ставить перед собой цель чтения книги.
- давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).
Проверка читательского кругозора.
Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:
- Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)
- Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)
3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).
- Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)
- Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.
- Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)
- Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.
- Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)
Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
Требования к уровню подготовки
обучающихся
К концу IV года обучения учащиеся должны:
- - иметь четкие представления и понятия о жанре сказка (народная, литературная и их специфика);
- - анализировать под руководством учителя не только идейное, но и художественное своеобразие сказок разных народов и тот жизненный опыт, который в них заложен;
- - осознавать причинно-следственные связи в развитии сюжета;
- - понимать роль каждого персонажа в развивающемся событии;
- - понимать, что одно и то же событие, ситуации могут иметь несколько значений и смыслов;
- - видеть прямую и скрытую мотивацию поступков героя сказки, общую направленность его действий (он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям);
- - осознавать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему;
- - предвидеть в каких жизненных ситуациях пригодится то, что узнали из сказок;
- - осознавать то, что каждая сказочная ситуация – некий жизненный урок;
- - применять полученный нравственный опыт в жизненных ситуациях.
Учебно-тематический план.
4 класс
№ | Тема | Количество часов | Вид занятий (форма, метод) | Содержание |
1. | «Лето с героями любимых книг». | 1 | проект | Презентация читательских дневников |
2. | Устный журнал «Твоя книжная полка». Тема 1. Лад в семье – покой в душе А.Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне; А.Линдгрен. Пеппи Длинный чулок. | 5 | Занятие в библиотеке | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста |
3. | Не хлебом единым жив человек Э.Синклер. Гномобиль; Д.Толкин. Хоббит К.Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко; Е.Шварц. Сказка о потерянном времени. | 4 |
| Творческая работа в группах |
4. | Терпенье и труд все перетрут С.Маршак. Сказка про двух лодырей; Н.Телешов. Крупенечка; В.Бианки. Мастер без топора; Е.Пермяк. Город Мастеров; Г.Х.Андерсен. Дикие лебеди. «Книжкины именины» | 4 | Игровая программа | Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. |
5. | Друга иметь – себя не жалеть С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями; Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья; Э.Успенский. Дядя Федор, пес и кот; Г.Х.Андерсен. Русалочка; А.Милн. Вини-Пух и все-все-все. Ц.Топелиус. Кнут-Музыкант. | 4 | Беседа, обсуждение | |
6. | Люби ближнего и тебя будут любить. А.Сент-Экзюпери. Маленький принц. О.Уайльд. Счастливый принц. | 4 | Беседа, обсуждение | |
7. | Не все то золото, что блестит . О.Уальд. Мальчик-звезда; В.Гауф. Карлик-Нос; Т.Гофман. Щелкунчик, или Мышиный король; С.Моэм. Принцесса Сентябрь. | 4 | Беседа, обсуждение | |
9. | Не силой, а умом. Л. Кэрролл. Алиса в стране Чудес; А.С.Пушкин. Сказка о попе и его работнике Балде; С.Минков. Сказка о глупости; В.Даль. У тебя у самого свой ум. | 4 | Беседа, обсуждение | |
10. | Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | 1 | Литературная игра | Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». |
11. | Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы. В.П. Катаев "Сын полка" Е.И. Ильина "Четвертая высота" | 2 | Конкурс чтецов Беседа, обсуждение Обсуждение | Подготовка и участие в конкурсе чтецов |
12. | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | 1 | Читательская конференция | Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. |
Итого | 34 часа |
План проведения недели детской книги(январь)
День недели | Дата | Класс | Мероприятие | Ответственные |
понедельник | 1 -4 | Конкурс рисунков «В стране книг!» | Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД | |
вторник | 1- 4 | Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок) | Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД, зав. библиотекой | |
Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная» | ||||
среда | 1 -4 | Конкурс чтецов «Поэтическая тетрадь» | Классные руководители, дети, зав. библиотекой | |
четверг | 1 | Литературная игра «Планета сказок» | Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД, зав. библиотекой | |
2 | Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках» | |||
3 - 4 | Литературный турнир «Чемодан приключений» | |||
пятница | 1-4 | Утренник «Посвящение в читатели» | Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД зав. библиотекой | |
суббота | 1 -4 | Торжественная линейка Подведение конкурсов, награждение победителей. | Классные руководители, дети, родители, воспитатели ГПД, зав. библиотекой |
Используемая литература.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
- ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
- Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
- Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
- Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
- Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
- Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
- Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
- Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
- Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
- Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру
Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет со...
Рабочие программы по математике, литературному чтению, окружающему миру
Работаю по УМК " Школа России". Данный материал представляет собой календарно-тематическое планирование по предметам: математика, литературное чтение, окружающий мир. Планирование преставляет со...
Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру. Система Л.В.Занкова. ФГОС.
В данном материале представлены рабочие программы с развернутым КТП. Указаны возможные виды деятельности обучающихся на уроке. Планирование уроков литературного чтения по учебнику В.Ю. Свиридовой; рус...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс
составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-959905-1516617475.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг».
Рабочая программа по внеурочной деятельности по чтению «В мире книг»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-1016348-1519665631.jpg)
Рабочая программа кружка по литературному чтению "Учимся любить книгу". 4 класс.
Программа разработана для учащихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 4 класса с целью повышения уровня качества чтения и привития интереса к книгам....