Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.
методическая разработка по чтению (1,2,3,4 класс) по теме
В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_chit._deyat..docx | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.
Работа учителя начальных классов
Рыжовой Н.С.
филиала МОУ Уваровщинской сош
в селе Ленинское
Кирсановского района
Тамбовской области
"Если в начальной школе дети мало
читали, мало мыслили, у них складывалась
структура малодеятельного мозга"
В.А. Сухомлинский
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.
Читательская деятельность существенно влияет на интеллектуальное развитие младших школьников. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Только чтение способно привить ребенку навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. В настоящее время задачи курса литературного чтения соответствуют главному требованию Госстандарта – воспитание всесторонне развитого, образованного и конкурентно успешного гражданина России. Реализовать это требование невозможно без преодоления некоторых трудностей. В последнее время ребят окружает обилие разнообразных источников информации помимо чтения и, родители и учителя часто жалуются, что дети недостаточно хорошо читают, у них снижается интерес к чтению. И поэтому сейчас, как никогда, проблема влияния читательской деятельности на интеллектуальное развитие ребенка является актуальной. Воспитание сознательного читателя – одна из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. Цель учителя – научить ребенка любить книгу и понимать ее. Только таким образом можно воспитать человека грамотного, развитого, интеллектуального.
Проблема влияния читательской деятельности на интеллектуальное развитие исследовалась рядом отечественных и зарубежных ученых. На роль чтения в интеллектуальном развитии указывал в своих трудах Д.С.Лихачев. В свое время Д.Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать. В.А.Сухомлинский видел «…воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний». Известный библиофил и психолог Н.И.Рубакин, автор многих работ о книге, говорил, что «чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей», и суть дела заключается в том, «что вы передумаете, читая ее». Известный советский философ Ильенков Э.В. писал, что «на готовых истинах формируется догматически окостеневший интеллект».
Ориентация современной школы на гумманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает , в частности, необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Способности – одно из наиболее общих психологических понятий. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности базируются на задатках.
Задатки – природные генетические предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов. Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия.
Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, со временем теряется. Чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность.
Выделяют общие способности, связанные с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности и специальные, которые связаны с отдельными видами деятельности.
К общим способностям относят свойства ума, и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями или интеллектом. Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления).
Интеллект (от лат.intellektus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В широком смысле это вся познавательная деятельность, в более узком смысле – мышление.
Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие» неразрывно связаны. «Интеллектуальное развитие» - это качественные и количественные изменения интеллекта, системы его характеристик.
Синонимом интеллектуального развития является умственное развитие.
Структура интеллектуальных свойств личности состоит из следующих составляющих: обобщенность мыслительной деятельности – ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале; осознанность мышления, определяемого соотношением его практической и словесно-логической сторон; гибкость мыслительной деятельности, самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи. Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления. Таким образом. Уже применительно к детям младшего школьного возраста нужно учитывать сложность структуры интеллекта: соотношение в нем наиболее общих и более специальных моментов.
Как известно, одна из важных характеристик выраженности интеллекта у детей – темп развития. С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже преимущества. На каждой ступени школьного детства – свои внутренние условия становления интеллекта, свои предпосылки умственного подъема. Успехи в обучении зависят от уровня умственного развития ребенка, который усваивает содержание обучения в соответствии со сложившейся у него в данное время интеллектуальной структурой, связанной с развитием мышления.
Целесообразность обучения, ориентированного на интеллектуальное развитие ребенка, была обоснована давно. Идеи получили свое воплощение в программах развивающего обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки с деятельностью творческой, связанной с развитием интеллектуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Интеллект и развитие речи неразрывны. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора, приобретает навыки осознанного и правильного чтения. Процесс обучения строится так, что у учащихся формируется не только способность к передаче текста по вопросам речевых умений и т.д., но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь.
Развитие речи учащихся происходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность на уроках литературного чтения. Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у учащихся не только читательской самостоятельности, составляющей основы читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельности младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому.
Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, эта трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой – наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтение художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи. Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: ведение авторской позиции, отношения и связи в обратной системе, назначения изобразительных средств языка; понимание подтекста в раскрытии замысла; с другой – истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению.
Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
За последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Задания, формирующие интерес к чтению:
- Чтение по ролям.
- Придумать к рассказу свой конец и сравнить с авторским.
- Составить вопросы к тексту.
- Взрослый читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение.
- Взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти на него ответ в тексте.
- Разгадывание кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения большое по объему произведение, а затем, по окончании срока прочтения произведения, предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.
- Проведение конкурсов и блиц-турниров:
«Узнайте пословицу по ее началу»
- Книга мала, а…(ума придала.)
- Выбирай книгу, как …(выбираешь друга.)
- Книга – твой друг, без нее…(как без рук.)
- Книга не самолет, а за… (тридевять земель унесет.)
- Какие еще пословицы и поговорки о книге знаете?
«Из истории книг на Руси»
- А сейчас мы отправимся в прошлое. Какие книги были в Древней Руси? (Рукописные книги.)
- Кто писал рукописные книги? (Они писались учеными монахами.)
- Как называется повесть об истории Руси? («Повесть временных лет».)
- Кто написал «Повесть временных лет»? (Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.)
- Как звали первопечатника? (Иван Федоров.)
- Кто из царей приказал строить государев Печатный двор? (Царь Иван Васильевич Грозный.)
На уроках литературного чтения можно использовать различные приемы:
- Приемы постижения авторской позиции (работа над словом-образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин);
- Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения, мыслительной деятельности, словарного запаса;
- Словесное рисование (прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь);
- Подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки;
- Работа над графическими иллюстрациями в роли художника («Если бы я был художником»);
- Конкурс на лучшего чтеца, когда весь класс выступает в роли жюри;
- Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела;
- Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики;
Подобные методы и приемы направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.
Для развития словесно-логического мышления можно использовать упражнения: « Как слова дружили», «Приведи все в порядок», «Найди подходящее слово», «Верни все на свои места».
Упражнение «Как слова дружили»
Придумай и скажи, чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет в пары и тройки?
- Яблоко и арбуз.
- Сахар и снег.
- Книга, крыша, коробка.
- Морж, сторож, еж.
- Ковш, нож, брошь.
- Колесо, яблоко, окружность.
- Ложка, лопата, ладонь.
- Скрипка, гитара, арфа.
- Санки, телега, карета.
- Труд и река.
Примечание: Сравнивать понятия ребенку не всегда просто – ведь для этого нужно уметь анализировать, выделять наиболее существенные детали, находить общие признаки. Они могут касаться смысла слов и тех связей, которые существуют между ними, а иногда – их строения (количества слогов), рода или произношения.
Упражнение «Приведи все в порядок»
Нас с тобой окружает огромный богатый мир. Как в нем разобраться? Давай попробуем. Разделим все, что нас окружает, на группы: например, в одной окажется вся живность, в другой – разные растения, в третьей – предметы обихода… Можно объединять слова и по другим признакам. Скажем, по количеству входящих в них букв, звуков или слогов. Всем этим мы сейчас и займемся.
Варианты группировки
- Животные, насекомые, птицы.
- Фрукты, овощи, цветы.
- Одежда, посуда, мебель
- По начальной букве слова.
- По последней букве в слове
- По количеству букв в словах
- По соответствию или, наоборот, несоответствию количества звуков количеству букв в слове.
Упражнение «Верни все на свои места»
Слова стояли по порядку, чтобы из них можно было составить небольшой рассказ. Но коварный Нечитайло все испортил: он поменял слова местами. Прочитай цепочку слов. Расположи в ней слова по порядку. Для этого тебе придется для начала представить, в какой последовательности происходили события: что случилось сначала, кто пришел потом, что было дальше. Объясни, почему ты расположил слова именно так, а не иначе. Потом мы перейдем к следующей цепочке.
- Молоко, трава, корова, кувшин.
- Врач, болезнь, выздоровление, лекарства.
- Дома, строители, кирпичи, жильцы.
- Холод, болезнь,, простуда, зима.
- Цветы, почки, листья, плоды.
- Школа, портфель, отметка, урок.
- Футболисты, игра, результат, стадион.
- Хлеб, зерна, мука, комбайн.
- Взрослый, ребенок, младенец, школьник.
Открывать, доставать, закрывать, читать
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений. Которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны – их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу, воссоздающую и творческое воображение, на ассоциативное мышление.
Принципиально новой структурной частью уроков литературного чтения, является мобилизирующий этап. Он проводится в самом начале урока в течение 3-4 минут. Одна из его целей на первых минутах урока – «включить» в работу важнейшие интеллектуальные качества ученика, над развитием которых учитель будет работать на остальных структурных этапах. Мобилизирующий этап состоит из специально разработанных упражнений. Эти упражнения, направленные на развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, наглядно-логического мышления и других касеств интеллекта.
Для уроков литературного чтения характерны творческий подход учителя и активное участие в них детей. Детям передается часть функций учителя. Дети сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание учебной деятельности на различных структурных этапах, принимают активное участие в овладении новым материалом. В формулировке выводов. Тема урока литературного чтения обычно складывается из двух составляющих: фамилии, имени, отчества автора произведения, предназначенного для изучения и названия этого произведения.
Для определения их учащимися используются специальные приемы:
- Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.
- Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня.
- Исключение повторяющихся букв.
- Чтение подчеркнутых букв.
- Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами.
- Исключение иностранных букв.
Упражнения, предполагающие сравнительный анализ каких-либо сходных единиц.
- Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку.
- Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам.
- Выделение слов, являющихся названием произведения, из предложенного ряда и т.д.
Для обеспечения высокого уровня интеллектуального развития школьников данные приемы должны использоваться систематически, правильно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этой работе.
Таким образом, работа по формированию читательской деятельности младших школьников – дело важное и необходимое. Поиск новых методик обучения чтению, создание системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников является одной из важнейших задач современной психологии, педагогики и методики русского языка и литературы.
Подводя итоги, хотелось бы дать некоторые рекомендации по формированию читательской деятельности учителям начальных классов:
- Не заставляйте, а приглашайте ребенка к сотрудничеству и взаимопониманию, сделайте каждую встречу с книгой праздником.
- Яркость, эмоциональность и разнообразие – вот три направления, по которым должно проводиться обучение чтению.
- Вызвать самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого ума – именно к этому нужно стремиться.
- Прививая ребенку любовь к книгам, нужно стараться, чтобы чтение было осознанным.
- Учитывайте индивидуальные особенности школьников, используйте задания различных видов и типов.
Итак, не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью. Личностью – самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать.
Читательская деятельность не только важнейший резерв обучения и развития, но и необходимый фактор становления личности завтрашнего гражданина, которому предстоит наращивать свой интеллектуальный потенциал всю жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Роль внеурочной деятельности в языковом развитии младшего школьника
Образовательная программа внеурочной деятельности " В царстве слов" позволяет показать учащимся начальной школы как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое зна...
мастер-класс на тему: " Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"
Мастер - класс включает в себя текстовой материал и презентацию. Материал посвящен интеллектуальным играм на развитие внимания, памяти, мышления. В материале много пальчиковых игр, позволяющих не толь...
Интеллектуальное развитие младших школьников: Роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. К жизни в мире, полного огромного объема информации. Все более очевидными становятся требования современной действительности: уметь польз...
Интеллектуальное развитие младших школьников: роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС
Статья по теме "Интеллектуальное развитие младших школьников роль занятий в ГПД в реализации требований ФГОС" предназначена для воспитателей группы продлённого дня. Статья расквыва...
Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .
Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...
Статья на тему: «Роль предмета Чистописания в интеллектуальном развитии младших школьников»
В данной статье мы рассмотрим что именно развивается у детей младших школьников при занятиях Чистописанием и как Чистописание влияет на общее интеллектуальное развитие младшего школьника и в процессе ...