Урок внеклассного чтения, К.Г. Паустовский "Вода из реки Лимпопо"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок внеклассного чтения (4 класс) по тексту К.Г. Паустовского "Вода из реки Лимпопо".
Урок представлен в форме игры "Брейн-ринг", что даёт учителю возможность определить, насколько хорошо дети самостоятельно пользуются различными источниками информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_vn.cht_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения 4 класс.

Тема: Константин Георгиевич Паустовский

,,Вода из реки Лимпопо”.

Цели:

  1. Выработать привычку, и затем потребность самостоятельно осмысленно выбирать и систематически читать книги.
  2. Ввести учащихся в мир детских книг, дать возможность попробовать свои силы в самостоятельном чтении незнакомых книг без вмешательства, но под непосредственным наблюдением учителя. В результате этих уроков учащиеся должны лично убедиться, что читать предложенные учителем книги они могут и, что это занятие хотя и трудное, но интересное. Оно приносит удовлетворение и радость. Также эти уроки накапливают уровень начитанности, т.е. отличают книги от журналов, книги о подвигах и о природе, книги о приключениях и о волшебстве. Эти уроки заставляют ученика расширить свой кругозор, обратить внимание на творчество писателя и продолжить читать их уже самостоятельно.
  3. Развивать способности учащихся к работе с     разными источниками и разными видами предоставления информации.

Оборудование:

энциклопедический, толковый, этимологический, фразеологический, словарь синонимов и антонимов, иностранных слов, физическая карта Африки и России, черный ящик с коллекцией бабочек, выставка книг К.Г.Паустовского, русских классиков, портрет Миклухо-Маклая, К.Г.Паустовского, восточные сладости: рахат-лукум,  растение филодендрон, песенка Бармалея.

Оформление доски:

Константин

Георгиевич

Паустовский1892-1968г.г.

Выставка книг


,,…Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…”

                                 К.Г.Паустовский.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

2. Тема урока.

- Прочитайте запись на доске.

- Знаком ли вам этот писатель?

- Какие его произведения вы знаете?

- Обратите внимание на годы жизни.

- В каком веке он жил? (19-20в.)

- Я дала ученику секретное задание поработать со словарем. Послушаем его. (Писатель родился в Москве в семье железнодорожника. В родне у него писателей не было. Все свое детство он провел на Украине у дедушки с бабушкой в столице Киеве. Окончив гимназию, он поступил в Киевский университет. Не закончив его, он переезжает в Москву. Кем только не работал этот замечательный человек: и репетитором, и санитаром, и кондуктором трамвая, и рабочим на заводе, но больше всего он любил путешествовать.)

- Как вы думаете, каким словарем пользовался ученик? Откуда получил информацию? (энциклопедический словарь)

- Прочитайте слова на доске.

- Чьи это слова?

- Какое отношение это высказывание имеет к  рассказу Константина Георгиевича Паустовского

,,Вода из реки Лимпопо”, который вы читали дома? (о путешествиях, об открытиях) Это одна из глав повести Паустовского «Далёкие годы».

- Поделитесь впечатлениями о рассказе.

- Какой фрагмент вам особенно понравился? Прочитайте.

- А все ли было понятно в нем?

- Сегодня на уроке сыграем в брейн-ринг и проверим, все ли вы правильно поняли.

- У нас 5 команд. Представьтесь. Повторим правила игры. Вопрос задается  команде, все вместе обсуждают, отвечает капитан или участник команды, которого назначил капитан, за правильный ответ получают балл, если ответ неверный, то вопрос переходит следующей команде, при этом команда сохраняет право на свой вопрос.

- Какой дух должен царить во время игры в команде? (взаимопонимания, дружбы)

3. Игра.

1 раунд.

Вопросы:

I. Именно этим были запечатаны бутылки (сургучом). Объясните значение слова сургуч. Если капитан правильно выберет словарь, то по закладке быстро найдет толкование слова. (2 балла)

II. Перед вами карта Африки. Какие географические названия, упомянутые в рассказе, вы будете искать на карте? (реки Нил, Лимпопо, город Каир, Средиземное море. 2 балла).

Конкурс капитанов

Капитаны подойдите к карте, рассмотрите её и покажите эти географические объекты.

       Физкультминутка (Маленькие дети..)

III. Именно на этого литературного героя был похож учитель Черпунов. Вспомните, откуда пришел к нам этот литературный герой, найдите на выставке эту книгу (Черномор, колдун, А.С.Пушкин ,,Руслан и Людмила” 2 балла)

   IV. Именно в этом городе происходят события,

   описанные в рассказе. Почему события происходят в этом городе? (Киев, автор провел там детство, рассказ ведется от первого лица)

V. Много географических названий упомянуто в рассказе, но нам дорога наша Россия. Вода из какой великой русской реки была в одной из бутылок? Покажите ее на карте России. (Волга, 2 балла)

- Подведем итоги. Подсчитайте жетоны.

2 раунд.

I. Именно так назывался дом, в котором жил учитель Черпунов и куда пришел гимназист (флигель)

- Какое интересное слово флигель. Наверное, читая рассказ, вы разобрались в значении этого слова. Очень интересно узнать историю происхождения этого слова. Если вы найдете нужный словарь и откроете его по закладке, то сможете узнать, откуда произошло слово. (этимологический словарь)

II Черный ящик. В нем находится то , что находилось в домашней коллекции учителя, а в толковом словаре Ожегова сказано так: ,,Систематизированное собрание каких-нибудь предметов”. Что находится в черном ящике?

III Если вы помните, то зеркало в прихожей учителя было вставлено в необычную раму из стеклянных листьев и роз. Каждая роза была, будто присыпана сахарной пудрой. Если вы были внимательны, то ответите на этот вопрос. Именно на это кондитерское изделие была похожа, присыпанная пудрой роза. (рахат-лукум)

- А кто из вас пробовал рахат-лукум? Я сейчас вас угощу, и вы представите, что ему напоминала роза. (угощение)

IV Об это человеке учитель Черпунов сказал так: ,,Он был великий ученый, жил один среди людоедов на Новой Гвинее, безоружный, умирающий от лихорадки, но он сделал столько добра дикарям, что они вспоминали его долго”. Кто этот человек? (Миклухо-Маклай)

V Именно такой урок хотел донести до своего ученика учитель Черпунов, рассказывая о Миклухо-Маклае? Найдите ответ в тексте. (добротой можно добиться всего, если нет ответа, через 30 секунд найти ответ в книге)

Согласны ли вы с ним? Обоснуйте.


Блиц.

- Предлагаю командам блиц-игру, отвечать нужно сразу без раздумий. Посоветуйтесь, кто от команды будет играть.

  1. Колибри – это…(маленькая птица)
  2. Амазонка – это… (река в Южной Америке)
  3. Филодендрон – это… (растение) Показать.
  4. Новая Гвинея – это… (остров в Тихом океане, недалеко от Австралии)
  5. Мичиган – это… (озеро в Северной Америке)

- Где вы узнали, что означают эти слова? (сноски – носитель информации)

- А  кто помнит, чем закончился рассказ? (приглашением)

- Было ли мальчику интересно в гостях у учителя?

- Как вы думаете, придет ли он ещё?

Итог урока.

- Понравилась ли вам игра?

- Какие уроки вы извлекли? (нужно внимательно читать, пользоваться разными источниками информации)

- Какими источниками мы пользовались? (карта, словари, сноски)

- Вы играли с интересом, рассказ увлек вас, у этого автора есть много других произведений, которые вы можете рассмотреть на выставке книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...