урок чтения в 3классе "М ЮЛермонтов Стихи
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Познакомить с творчеством М Ю Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_3_kl.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Урок чтения в 3 классе

Тема: М.Ю.Лермонтов    « Горные вершины»,   « На севере диком  стоит одиноко»,                                  

        « Белеет парус одинокий».

Цель: -    Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова;

Задачи:  1)Учить видеть скрытый и переносный смысл стихотворений писателя;

               2.) Формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией передавать  

        настроение;

                3.) Воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование:    

                             1.) Романсы Варламова « Горные вершины», «Белеет парус одинокий».

        2.)Иллюстрации картин «На севере диком…» И.Шишкин,

                                                                         « Белеет парус одинокий»

                               3.) Портрет М.Ю. Лермонтова в офицерском мундире

                                4.) Раздаточный материал со стихами « Белеет парус одинокий»

                                5.) Плакат  со словами для речевой разминки.

                                6.) Плакат со словами из стихотворения А.С. Пушкина

ЭПИГРАФ:   « С малой удачи начинается большой успех»

                                                                       МОУ «Невидимковская ООШ»

                                                                        Учитель  Борисова Т.С.

                                                                             

        

                                           ХОД        УРОКА.

1.Самоопределение  к деятельности (организационный момент).

                       

                  «  Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

                      Не хочется играть сегодня в прятки,

                      И недосуг дуть на корабль бумажный.

                      Сегодня в классе у ребят

                      Урок уж очень важный».

2. Речевая разминка (на доске плакат со словами).

 

         «Кто хочет разговаривать,

          Тот должен выговаривать

          Все правильно и внятно,

         Чтоб было всем понятно»

- Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово.

- О чем скороговорка? (О том, как нужно правильно говорить)

- Какие слова надо выделить?  Это должны быть самые важные слова.

( расстановка логических ударений)

- Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.

- Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова.

3. Введение в тему.  Актуализация знаний.

а) Чтение плаката со словами А.С. Пушкина

           

             « О, сколько нам открытий чудных

                Готовит просвещенья  дух,

                 И опыт – сын ошибок трудных,

                И гений – парадоксов друг».

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

( Предстоит сделать какие-то открытия, уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

б) Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова

- Ребята, откройте разворот в учебнике  с. 140-141.

- Рассмотрите его

-Прочитайте имя писателя,  с произведениями которого мы познакомимся сегодня и на следующем уроке (дети читают).

 М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Поэт, прозаик, драматург.

Сын армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова ( показать портрет) и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой (показать портрет).

 После ранней смерти матери(21 год) ребенка взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна. Она заменила мальчику мать. Елизавета Алексеевна  жила с ним в Пензенской губернии, в своем имении Тарханы (показать картинку). Бабушка была женщина умная, твердая и властная. Она  перенесла на внука все свои  привязанности.

 Лермонтов получил столичное домашнее  образование. С детства свободно владел французским и немецким языками.

 Маленький Лермонтов очень часто болел, и бабушка несколько раз возила его  на Кавказ лечиться. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

 В 1828 году Михаила зачисляют в 4 класс университета благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений.

 1 сентября 1830 года  шестнадцатилетний Лермонтов  был зачислен студентом Московского университета. Но весной 1832 года его исключают из университета за мятежный дух и острый язык.

Лермонтову было 20 лет, когда он окончил юнкерскую школу и был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.  Бабушка заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. С полотна  пристально смотрит на нас  спокойный, благообразный гвардеец  с правильными чертами лица: удлиненный  овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и  был одарен удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.

в)  Чтение учениками текста о поэте.

 -Прочитаем о нем текст на страницах 142-143 учебника.

г)  Беседа после прочтения

- Что нового узнали о писателе?  Какие открытия сделали?

( Мы узнали, что он даже маленьким говорил в рифму, все этому удивлялись. Маленького М.Ю.  звали Мишелем. Еще узнали, что когда вся Россия оплакивала гибель великого поэта А.С. Пушкина, в эти же дни  Россия  открыла стихи другого  великого поэта – молодого офицера Лермонтова. Стихи назывались  « На смерть поэта»)

  1. Физкультминутка.

( вращение корпусом вправо и влево)

         « Мы старались, мы учились

           И немного утомились.

            Сделать мы теперь должны

            Упражненье для спины.

          (имитация движения крыльями)

           Мы работаем руками

            Мы летим под облаками.

           Руки вниз  и руки вверх.

            Кто летит быстрее всех?

        ( приседания)

            Чтобы ноги не болели,

            Раз – присели, два – присели,

            Три, четыре, пять и шесть,

             Семь и восемь, девять, десять.

         ( ходьба на месте)

            Рядом с партою идем,

            И садимся мы потом.

  1. Открытие нового  знания. Стихотворение «Горные вершины»

Сегодня мы почитаем стихи замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки,  угадать замысел поэта.

а) Самостоятельно прочитайте стихотворение «Горные вершины»

      (после прочтения)

Это стихотворение  - перевод стихотворения немецкого поэта Гете.

- Какое настроение  вызывает это стихотворение?

-Как вы думаете, когда и где, как и почему могла возникнуть идея этого стихотворения у поэта?

(На Кавказе все нравилось Лермонтову: и снеговая цепь высоких гор с величавым Эльбрусом, и бурные горные речки, и темные ночи с яркими звездами, и песни горцев. «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ»,- писал он)

- Как надо читать это стихотворение? (спокойно,  с грустью)

б) Прочитайте стихотворение выразительно, как для себя (дети читают)

 

-Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

- А какое у него настроение? (Ему грустно, он устал.)

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную – вы могли бы подобрать  к стихотворению?

- Попробуем спеть? (дети исполняют)

- А хотите послушать романс на это стихотворение?

 ( Прослушивание романса Варламова на стихи «Горные вершины»)

-Какие открытия вы сделали, познакомившись со стихотворением «Горные вершины»?

       ( Стих-е спокойное, настроение грустное, его можно спеть, написан романс)

в)  - Рассмотрите иллюстрацию картины И. Шишкина на с.145

     - Что вы на ней видите?

 - Какое название дали бы вы этой картине? ( Одиночество, Одинокая сосна, Ночь, Грусть)

    - Послушайте другое стихотворение М.Ю. Лермонтова

    ( Учитель читает стихотворение « На севере диком стоит одиноко…»)

    - Совпадают ли по настроению  стихотворение и содержание картины И.Шишкина?

      ( Совпадают. Можно подумать, что картина написана специально к этому стихотворению)

 - Какие слова вам были непонятны?

РИЗА – облачение, одежда священника при богослужении

УТЕС – высокая скала  (обратить внимание на изображение утеса)

- Ваши впечатления от прочитанного стихотворения?

- Какое настроение вызывает  это стихотворение?  Значит,  как его надо читать?

- Прочитайте стихотворение «про себя», передавая настроение.

- Прочитайте вслух выразительно, как для себя (дети читают).

- Чувствуется ли присутствие человека в этом стихотворении?

- А какое у него настроение?

- Какие открытия вы сделали, познакомившись с этим стихотворением?

(Стихотворение грустное, сосна одна,  ей грустно и скучно, написана картина)

 

У поэзии Лермонтова есть одна важная, почти волшебная особенность. Поэт произносит слова, которые живут сразу и одновременно двойной жизнью. Например, мы видим пейзажную зарисовку, и одновременно угадываем в ней рассказ о человеческих отношениях.

6. Физкультминутка.

«Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно.

 Дружно встанем, тихо сядем и закроем все глаза

  Наступает, наступает, наступает тишина.

  Мы немножко отдохнем, встанем, глубоко вдохнем,

  Руки  в стороны, вперед, начинаем тихий ход.

  Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,

 Дышим ровно, глубоко, всем становится легко».

7.Самостоятельная работа. Включение в систему знаний.

( детям раздаются листочки со  стихотворением « Белеет парус одинокий», дети работают в 2 группах: одни - художники, другие – композиторы)

- Прочитайте стихотворение.  

- Первая группа попробует создать картину к этому стихотворению.

- Вторая группа подберет музыку к данному стихотворению.

-Работа первой группы сравнивается с иллюстрацией  картины  Айвазовского «Черное море».

- После отчета второй группы прослушивается песня «Белеет парус одинокий»

- Какая тема затронута в стихотворении «Парус»? (одиночества)

- Какие еще мысли возникли у вас после прочтения этого стихотворения?

- Чувствуется ли  присутствие человека в этом стихотворении?

8. Рефлексия деятельности.

- Какую задачу мы ставили в начале урока?  (сделать открытия)

- Удалось ли решить поставленную задачу? Докажите, какие открытия вы сделали?

- Какая тема затронута в стихах М.Ю.Лермонтова? (одиночество и грусть)

 - Как вы думаете, все ли стихи у поэта грустные, об одиночестве?

На следующем уроке нам это и  предстоит открыть.

 

9. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворений

Тема: М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком…»,  « Парус»

Цель: - Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова

Задачи:     - Учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений поэта

              - Формировать навыки выразительного чтения и умение интонацией  

                 передавать настроение

                - Воспитывать любовь к русской поэзии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3классе.

В статье предложена разработка урока литературного чтения в 3классе (1 -4) по программе «Школа России». Обобщающий урок по теме «Великие русский писатели» был проведён в форме КВН. ...

Планирование уроков литературного чтения в 3классе УМК "Школа России"(Л.Климанова,В.Горецкий

Уроки литературного чтения распланированы исходя из расчета 4часа в неделю (136часов в год), включая внеклассное чтение: УМК "Школа России" ....

Урок чтения по теме “Весёлые стихи. С.В.Михалков “Щенок”. УМК "Школа 2100"1 класс.

Урок чтения: знакомство с новым произведением. Использовалась технология диалогового взаимодействия при работе с текстом....

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Стихи о папе и маме. А. Барто, Р. Сеф, Д. Родари». Выразительное чтение. Главная мысль.

Цели: познакомить с произведениями авторов; развивать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения;  учить определять главную мысль произведения; воспитывать любовь и уважение к родителям....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок литературного чтения для 3класса УМК "Гармония"Х.К. Андерсен. "Пятеро из одного стручка"

На уроке использованы различные виды работы, которые позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность и стать активным участником. Работа на основном этапе строится в группах и творческие зада...

А.А.Плещеев "Весна"Урок литературного чтения в 3классе.Школа России.

А.А.Плещеев "Весна"Урок литературного чтения в 3классе.Школа России....