Конспект урока литературного чтения во 2 классе Братья Гримм "Бременские музыканты" УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Здесь представлены разработки урочных и внеурочных материалов: конспекты и презентационный материал.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создавать условия, в которых будут достигнуты предметные результаты:
- познакомить с особенностями художественного слова Братьев Гримм; формировать способность к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;
- развить навыки правильного, выразительного, осознанного, эмоционально окрашенного чтения; критическое и визуальное мышление;
- воспитать нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Формироваться УУД:
познавательные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий;
коммуникативные: умение слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Развиваться личностные качества: формирование ценностных ориентиров, критического мышления, способности принятий самостоятельных решений.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, карточки с заданием для работы в паре, учебник: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина] – М.: Вентана-Граф, 2019. – 176 с.: ил. – (Российский учебник).
Источники: Ефросинина Л. А. Литературное чтение во 2 классе: Методическое пособие – М.: Вентана-Граф, 2017. – 208 с.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент (1 мин) | - Здравствуйте, ребята. Проверим всё ли готово к уроку? Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу. Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получиться. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу и подарите друг другу капельку тепла. Отпустите ладошки. Я желаю вам хорошего настроения и успехов в работе. | Подготовка класса к работе. Включаются в учебную деятельность. Приветствуют учителя. Учащиеся прикасаются ладошками друг к другу. Дети получают эмоциональный настрой. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний (6 мин) | - Какова тема раздела, над которой мы сейчас работаем? - Вспомните какие произведения встречались нам чаще всего, отгадайте ребус: - Совершенно верно, мы рассматривали различные сказки. Какие бывают сказки? - Вспомним, что такое сказка и какие признаки существуют? (Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, повторы, борьба добра и зла, концовка) - Давайте, послушаем стихотворение, которое поможет нам прочувствовать о чём может рассказать нам сказка. Выступление обучающихся Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. - Прежде чем, приступить к изучению нового произведения, нужно настроить свой речевой аппарат. Речевая разминка – Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, четко произнося слова, затем увеличивая темп (повторение 3 раза, затем учащиеся произносят самостоятельно): - По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. Задание на смекалку (выяснение автора изучаемой сказки) «Отгадай сказку!». Назови автора. 1.Жила-была одна девочка. Пошла девочка в лес за ягодами и встретила там старушку. — Здравствуй, девочка, — сказала ей старушка. — Дай мне ягод, пожалуйста. — На, бабушка, — говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала: — Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе только сказать: "Раз, два, три, Горшочек, вари!" и он начнет варить вкусную, сладкую кашу. - Что за сказка? 2. На уроках музыки вы знакомились с музыкальной сказкой композитора Коваля. А главные герои – из сказки братьев Гримм. - Кто же это? Как называется сказка? 3. История этой красавицы, преследуемой злой колдуньей и нашедшей приют в волшебном лесу в сказочном домике забавных и очаровательных гномов Профессора, Ворчуна, Весельчака, Скромника, Чихони, Сони и Молчуна, тронула сердца миллионов. - Как называется эта сказка братьев Гримм? 4. Первого звали Шульц, второго Якли, третьего - Марли, четвёртого - Эргли, пятого - Михель, шестого - Ганс, седьмого - Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копьё и пошли. - Что за сказка? 5. Один сапожник так обеднел, что у него не осталось ничего, кроме куска кожи, из которой можно было сшить только пару сапог. Ну вот, скроил он вечером эти сапоги и хотел на следующее утро приняться за шитьё. А так как совесть у него была чиста, он спокойно улёгся в постель и заснул сладким сном. Утром, когда сапожник собрался взяться за работу, он увидел, что оба сапога стоят совершенно готовые на его столе. Сапожник очень удивился и не знал, что об этом и думать. - Эта сказка называется… - Назовите, пожалуйста авторов этих сказок. | - «Лис Миккель и другие». (варианты ответов детей) - Сказка. - Авторские и народные. - Сказка – один из основных жанров устного народного поэтического творчества. Различают: Сказки о животных; Бытовые сказки; Волшебные сказки.
Слушание стихотворения. Речевая разминка, осмысление. - «Горшочек каши». - «Волк и семеро козлят». - «Белоснежка и семь гномов». - «Семеро храбрецов». - «Маленькие человечки». - Братья Гримм. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Определение темы и цели урока (5 мин) | Сегодня нас сказка приглашает в самый центр Европы, где на берегах рек Эльба и Рейн расположилась известная своими живописными пейзажами Германия. В знаменитый город Бремен. А путешествовать мы будем вместе с одной необычной музыкальной группой. Внимание, если вы отгадаете загадки, то поймете, кто будет участниками этой необычной группы. Сел на плетень. Кличет день. День у ворот – Зашагал в огород. (Петух) Говорят, что я упрям, Что характер вздорный. Не упрямый я, друзья, Просто непокорный ! (Осел) Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака) Кто играется с клубком, Ходит в зиму босяком: Лижет круглый свой животик – То пушистый рыжий (котик). Кто догадался, как называется эта группа? - Ребята, мы с вами познакомимся с удивительной сказкой, в которой есть герои из загадки. Обратите внимание на доску, прочитайте слова, написанные наоборот, подумайте какова тема нашего урока, попробуйте сформулировать её. («ытнакызум еикснемерБ» ммирГ яьтарБ) - Кто догадался, какова тема? - Совершенно верно, тема нашего урока Братья Гримм «Бременские музыканты». - Как вы думаете, какую цель мы можем перед собой поставить? Чему научимся? Чем будем заниматься сегодня на уроке? - Сегодня к нам в гости пришли те самые герои, но появляться они будут по ходу нашего чтения (изображение на доске). Они будут следить, за работой на уроке и вашим поведем. - Что вы помните, об этих удивительных Братьях-сказочников? | Дают ответ на загадку. - Петух - Осёл - Собака - Котик - Предполагаемые ответы. - Братья Гримм «Бременские музыканты» -Наша цель: познакомиться с содержанием произведения, узнать главных героев, понять чему учит данное произведение. | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: анализ с целью выделения признаков |
4.Изучение нового материала (15 мин) | • В центральной части Германии есть небольшой город Ханау. Город, утопающий в зелени, с величественными постройками. Такой же, как и сотни других городов в этой стране. Если бы не тот факт, что именно в этом городе более 200 лет назад, с разницей в 1 год, родились два брата. • Мальчики росли в благополучной семье чиновника, в атмосфере любви и добра. За четыре года вместо положенных восьми лет, братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. • Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских и семейных сказок» - всего около 200 сказок. • Некоторые учёные считают, что братья Гримм не сочиняли сказки, а обрабатывали и творчески переписывали лишь те, которые записывали со слов народных сказителей. • Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. - Настало время поближе познакомиться с творчеством Братьев Гримм. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 53. Словарная работа Для охоты не гожусь – не подхожу. Принялись за дело – стали есть. Много лет тому назад – давно. Кинулся со всех ног – быстро побежал. Кули – большой мешок для упаковки груза. -Как вы можете объяснить их смысл? Я вам прочитаю, а вы во время прослушивания текста внимательно слушаете и следите по книге. Подумайте, к какому жанру относится это произведение. - Кто главный герой? Первичное чтение - Понравилось ли произведение, чем? - Какое впечатление оказал на вас главный герой? - Назовите героев сказки «Бременские музыканты». - Почему мельник выгнал Осла на улицу? - Как вы думаете какие чувства испытывал Осел оказавшись на улице? - В какой город он решил отправится? - Кого первым он встретил по дороге в Бремен? - Какую история Ослу и Собаке рассказал Кот? - Какая беда случилась у Петуха? - Как друзья нашли дом разбойников? - Что же они придумали для того, чтобы выгнать разбойников из дома? - Почему им это удалось? - Почему все животные охотно согласились с предложением осла? Давайте вместе прочитаем и ответим на вопрос: - Что же помогло бременским музыкантам преодолеть все трудности? Вторичное чтение Чтение второй части сказки «ручейком». Учащиеся сначала читают цепочкой по предложению, затем жужжащим чтением. Совершенствование техники чтения. 1) выборочное чтение – найдите и прочитайте, почему осел стал музыкантом? - где остановились звери на ночлег по дороге в Бремен? - куда они попали, увидев свет? - что подумал атаман разбойников, когда попал в дом музыкантам? 2) найди предложение по началу - От этого шума… - Где-то около полуночи… - С тех пор разбойники… | Внимательно слушают учителя. Работа над словами и выражениями. - Ответы на вопросы после первичного чтения. Рассуждение ответ на вопрос. | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Познавательные: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Физ.минутка | - Прежде, чем мы продолжим работу, предлагаю отдохнуть. Сказка даст нам отдохнуть Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнем – и снова в путь! | Встают из-за парт. Глубокий вдох, руки вверх, руки вниз выдох. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
5.Закрепление | Анализ содержания текста - С какой русской народной сказкой схожа сказка братьев Гримм «Бременские музыканты»? («Зимовье зверей») - Чем отличаются эти сказки? (сюжетом, героями) - Назовите героев сказки братьев Гримм? - Почему же сказка называется «Бременские музыканты»? - Выполним парную работу Метод «ассоциативный куст» - Дайте характеристику героям. Игра «Кто сказал!» А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется: «кто сказал». Каждый возьмите себе из конверта карточку розового цвета. Прочитайте что на ней написано и попробуйте догадаться кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежат данная реплика. 1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший — ты будешь петь и в барабаны бить. А я буду на гитаре играть». 2. «Пожалей меня. Жила я у охотники, долго. По полям и болотам за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что делать дальше не знаю». 3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс и мышей. А теперь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что делать дальше — не знаю». 4. «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к моим хозяевам гости приедут, и вот собираются мои хозяева зарезать меня и сварить из меня суп. Что мне делать?» 5. «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!» | Ответы обучающихся. Работа в парах. Дают ответы. Ответы: 1. Осел. 2. Собака. 3. Кот. 4. Петух. 5. Разбойник. | Регулятивные:контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. |
6.Итог (2 мин) | - Вот и подошло к концу наше путешествие по дорогам сказки Братьев Гримм "Бременские музыканты". -Какие чувства вызвала у вас эта сказка? - Какую цель мы ставили перед собой? Добились её? - С каким произведением познакомились? Кто автор? | Ответы учащихся. | Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в совместном решении проблемы. |
7.Рефлексия | - Вам необходимо продолжить фразу: Сегодня на уроке я узнал……………………… Сегодня на уроке я научился……… Мне понравилось…………………………… Меня заинтересовало ………………………..... Мне бы хотелось, чтобы……………………… После урока моё настроение……………… На уроке мне было………………………………. | Самооценка деятельности. | Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли; Личностные: смыслообразование |
8.Домашнее задание (1 мин) | Выразительно прочитать сказку на страницах 53-60, подготовиться к инсценировке сказки. - Хотелось бы отметить ребят, которые хорошо и активно работали на уроке и выставить им отметки. - Урок окончен. Спасибо за работу! | Записывают домашнее задание в дневник. | Личностные: самоопределение |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/08/picture-468245-1407504712.jpg)
Конспект урока литературного чтения: Г. Скребицкий «Осень» (УМК "Начальная школа XXI века")
Конспект урока с использованием технологии интегрированного обучения, развития творческого мышления учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/28/picture-469960-1464440158.jpg)
План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»
Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-686714-1444675727.jpg)
Конспект урока Литературное чтение 2 класс. Тема: В.Даль «Девочка Снегурочка» «Начальная школа XXI века»
Литературное чтение 2 класс. (Слушание)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-873382-1484065198.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"
Тема урока: С.Михалков « В снегу стояла ёлочка»Предметная область литературное чтение Класс 2-йЗадачи урока....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-908096-1490202452.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1097015-1547012136.jpg)
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1364785-1637510155.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ АГНИЯ БАРТО, СТИХОТВОРЕНИЕ "КАТЯ" НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА
Краткий конспект урока литературного чтения по программе "начальная школа 21 века" 2 класс...