Главные вкладки
Лукьянскова Лариса Юрьевна
сайт учителя начальных классов, дефектолога
Профессия: Учитель
Профессиональные интересы: дефектология
Увлечения: рыбалка, танцы, чтение книг, путешествия
Страна: Россия
Регион: Московская область
Населенный пункт: Ленинский район, Горки Ленинские
Место работы: МАОУ "Видновская СОШ №11" ДО
Звание, ученая степень: Ветеран труда
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/larisa-yurevna-lukyanskova«Не бойтесь в мире ничего: когда в руках есть мастерство, тогда в душе есть волшебство. Не бойтесь в мире ничего!»
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
В. Ключевский
О себе
Окончила ЛПУ по специальности: преподавание в начальных классах и Саратовский педагогический институт имени К.Федина по специальности: дефектология.
Общий педагогический стаж: 40 лет, из них 36 лет проработала учителем начальных классов. Последние несколько лет работаю педагогом на дошкольном отделении МАОУ "Видновская СОШ №11"
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
А. Блок, М. Булгаков, ,А. Куприн, А.Чехов, А. Ахматова, В. Токарева
Лирика А. Блока подобна музыке, настолько мелодично звучат его стихи. Хрупкий, романтичный, божественный образ любви в первых произведениях с годами принимает более реальные черты и обыденность. Реальный и мистический образы переплетаются, порождая тайну в его произведениях, открывая высокий смысл жизни.
Почти каждое произведение писателя М. Булгакова начинается с загадки, которая призвана разрушить прежнюю ясность. Читатель должен самостоятельно, без опоры на общеизвестное, проникнуть в суть происходящего и будто бы заново пережить в сознании эпизоды истории человечества. Писатель предлагает модель мира, в которой существует бесчисленное количество возможностей. Тем самым автор помогает читателю ощутить себя созидателем собственной судьбы. А из множества отдельных судеб слагается и жизнь страны.
А.П. Чехов ставит перед собой и читателями вопросы совести и ответственности за свою жизнь. Чехов был одним из первых писателей-классиков, кто всецело обличал пошлость, нежелание жить полной, насыщенной жизнью. В чеховских произведениях мы видим нравственный призыв к внутренней свободе человека, духовному очищению.
В историю отечественной литературы А.И. Куприн вошёл как крупный мастер рассказа. Жизнелюбие, гуманизм, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.
На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени ‘’ женская ’’ поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, нового становления.
В рассказах Виктории Токаревой: нежные, лиричные и, абсолютно честные истории о настоящей любви, о любви, в которой есть место и для ошибок, и для боли, и для непонимания…, но разве не так же бывает и в реальности?
Мой взгляд на мир
«Если вы хотите, что бы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение» Б.Спиноза
Мои достижения
Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.
Имею звание: Ветеран труда.
Моё портфолио
Тема: "Использование приёмов, игр и упражнений, способствующих успешному развитию изобразительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках в начальной школе".
Актуальность темы.
Обучая детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительной деятельности, педагог сталкивается с рядом характерных трудностей:
- учащиеся искажают форму и величину изображаемого предмета;
- имеют слабые технические умения и навыки,
- неправильно располагают рисунок на листе бумаге;
- своеобразно используют цвет при раскрашивании.
У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Изобразительная деятельность требует от ребенка с ограниченными возможностями проявления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, его надо хорошо рассмотреть, определить его форму, строение, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято школьником, но нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было точно передано в графической форме, имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т.е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что, обучая детей по традиционным методикам, развитие изобразительных умений и навыков у умственно отсталых школьников происходит не так успешно. Получить оптимальные результаты в процессе занятий и усилить эффективность работы по развитию изобразительных навыков помогают специальные упражнения, приемы и дидактические игры. Педагог начинает работу по формированию изобразительных навыков в 1 классе. Ко второму классу элементарные изобразительные навыки, как правило, сформированы, но педагогику необходимо расширять полученные здания об изобретении предмета, развивать технические умения и навыки.
Процесс изобразительной деятельности требует развития моторики, мышц руки, умений управлять рукой. Начинать работу на уроках изобразительного искусства необходимо с упражнений для развития движений пальцев и кисти руки. Упражнения педагог проводит в начале урока. Чтобы детям было интересно, упражнения можно проводить со стихотворным сопровождением:
Этот пальчик самый сильный
самый сильный и большой
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине.
Учитель при этом сам показывает образец действий.
Палец толстый и большой
в сад за сливами пошел.
Указательный - с порога
указал ему дорогу.
Средний палец очень меткий
сливы он срывает с ветки.
Безымянный - поедает,
а мизинчик-господинчик
в землю косточки сажает.
Сюда же можно включить некоторые из следующих упражнений, направленные на совершенствование моторики:
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
- Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков.
- Всасывание пипеткой воды.
- Нанизывание бус и пуговиц.
- Плетение косичек из веревочек и ниток.
- Переборка круп. В блюдце насыпать небольшое количество гороха, гречки и риса. Попросить ребенка разложить их отдельно.
- Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, с палочками.
- Например, из палочек построй колодец, домик и т.д.
При исследовании предмета руками умственно отсталые дети часто не способны перераспределить пальцы на нем; исследуя предмет, не могут удержать его в руках. А ведь при рисовании с натуры исследование предмета просто необходимо. Несовершенство действий ребенка - это следствие недоразвития тактильно-двигательной чувственности. Педагог должен найти несколько минут на уроке по изобразительному искусству, чтобы подготовить детей к рисованию. Предлагаемые дидактические игры направлены на коррекцию и развитие тактильно-двигательного восприятия. Они тоже проводятся в начале урока.
Дидактические игры, способствующие развитию тактильно-двигательного восприятия:
1. «Узнавание предметов на ощупь». В мешочек спрятаны предметы: блюдце, кубик, мяч, пирамидка, линейка, мелок, учебник, карандаш. Дети с закрытыми глазами вытягивают по одному предмету и, ощупывая, обследуют его и называют.
2. «Найти нужные фигуры». В мешочек помещают геометрические фигуры, разные по своей текстуре. Детям предлагается найти, например, все кружки, потом все квадратики
3. «Угости зверюшек». В мешочек прячутся угощения: бублик, морковка, яблоко, орех. Дети на ощупь по речевой инструкции выбирают угощения для: ежа - яблоко, зайки - морковку, белочки - орех.
Все уроки изобразительного искусствая начинаю с какого - то из, упражнений или игры на развитие и коррекцию моторики и тактильно-двигательной чувственности. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта. Все эти упражнения и игры необходимы для совершенствования технических навыков, сформированных в 1 классе. Чтобы правильно изобразить предмет, графически необходим определенный запас технических навыков. Особое внимание педагог должен уделять показу способов выполнения того или иного движения. При этом одним из путей обучения является подражание действиям учителя.
На каждом занятии нужно проделывать игровые упражнения, имитирующие сам процесс рисования. Учитель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Учащиеся следят за движением руки учителя, затем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя предмет. Нужно, чтобы ученик не только зрительно воспринял действия учителя, но и понял их смысл, а потом повторил эти действия самостоятельно. Ко второму классу дети усваивают простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Изображая предмет, учащиеся сравнивают его с изученными геометрическими формами. Здесь тоже важно включить движение. Последовательно обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его - способствуют четкому восприятию формы предмета. Движение, включенное в обследование, наводит на способ действия в процессе изображения. И, переходя к изображению, школьник уже представляет, какое движение для этого необходимо. Чтобы закрепить у детей представления о форме предмета, потренировать в изображении, педагог проводит следующие графические упражнения:
часы - ■ ● учитель показывает предметы, а
книга - □ дети по воздуху (или на листе
арбуз - о бумаги) чертят фигуры, которые
линейка - — им соответствуют.
листик дерева - ◊▲
воздушный шарик - О
Подводя итог всему сказанному, можно вывести алгоритм действий, способствующих развитию технических навыков рисования.
- Зрительное обследование предмета.
- Зрительное и двигательно-осязательное обследование.
- Обследование предмета на ощупь с закрытыми глазами.
- Провести пальцем по контуру предмета.
- Составление контура предмета из палочек, проволоки или шнурка.
- Рисование по воздуху.
- Рисование по опорным точкам на листе в клетку.
- Рисование в альбоме.
- Штриховка или раскраска.
- Стирать ластиком в одном направлении, чтобы не помять лист.
- He нажимать на карандаш или кисть.
Для детей с грубым нарушением моторики учитель заготавливает шаблоны или трафареты.
Занимательные задания, включенные в урок, активизируют учебный процесс, пробуждают у детей интерес к урокам. Педагог может использовать такие упражнения, которые заканчиваются графическими действиями, выполнением простейших рисунков.
1. Каждый из детей получает трафареты с изображением животных. Педагог читает загадку, а дети обводят изображение - отгадку по трафарету. Учитель: «Лесные обитатели собрались к детям на Новогоднюю елку. Угадай, кто едет на праздник? Изобрази их».
Под соснами, под елками
Бежит клубок с иголками.
***
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг.
По снежочку тык-тык.
***
В сосне дупло.
В дупле - тепло
А кто в дупле живет в тепле?
***
За деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала-
Нет ни дыма, ни пожара.
Дорисуй предметам недостающие детали.
На листе в клетку закончи рисунок (по образцу) .
Дорисуй орнамент в цвете по образцу.
Независимо от вида работы наиболее распространенными ошибками в работах умственно отсталых детей являются те, которые обусловлены недостатками пространственной ориентировки. Композиция их рисунков, как правило, грубо нарушена. Очень часто изображение оказывается сильно смещенным вверх, вниз, влево, вправо. Кроме того, рисунок подчас настолько велик, что не помещается на листе бумаги, или наоборот, слишком мал - выполнен без учета размеров листа.
В общей системе фронтального руководства большое значение несет алгоритм по правилам изображения предмета:
- прежде чем рисовать, хорошо рассмотри предмет;
- подумай, как лучше разместить рисунок на листе - в длину или ширину;
- располагай рисунок посередине листа;
- изображение не должно быть большим или маленьким;
- начинай рисунок легкой линией, не нажимай на карандаш;
- раскрашивая, не выходи за края.
К данному алгоритму необходимо обращаться на каждом уроке, особенно при рисовании с натуры и на тему. Все эти правила изображения предмета помогают предупредить ошибки учащихся, в том числе, неправильное ориентирование на листе.Чтобы научить детей правильно размещать изображение на листе бумаги, можно применить такой методический прием: как сравнение нескольких рисунков изображаемого предмета, один из которых выполнен правильно, а другие - нет. Рассматривая рисунки, учащиеся обнаруживает, что один рисунок «правильный», «похож», как настоящий», другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвергаются детьми.
Для развития пространственных представлений у детей использую выборочно следующие дидактические игры:
1. «Вверху - внизу. Кто выше?».
На столе у учителя разложены фигурки: самолетики, звездочки, птички, стрекозы, лягушки, зверюшки, рыбки. Фигурки закрыты. Ученики выходят по очереди к столу и вытягивают фигурки, прикрепляя ее на декоративную таблицу так, чтобы было отображено реальное положение предмета в пространстве. (Самолет - вверху), рыбка - внизу и т.д.)
2. «Сделай так, как я скажу».
Учащиеся получают конверты с набором геометрических фигур и лист бумаги. Учитель предлагает положить перед собой лист и в середине листа - круг. Слева от круг положить надо треугольник, справа - квадрат, вверху- круг, внизу - прямоугольник. Выигрывает тот, кто сделал все правильно.
3. Игра мячом.
Учитель предлагает учащимся в процессе игры ответить на такие вопросы: «Кто дальше всех бросит мяч правой рукой? Кто дальше бросит левой рукой? Чей мяч упал ближе, а чей дальше?» Эта игра развивает моторику, внимание, закрепляет пространственные представления.
4. «Куда пойдешь и что найдешь?»
Учитель раскладывает игрушки в разных местах класса: справа от ученика плюшевого мишку, слева - матрешку, перед учеником - машинку, позади - паровоз и говори:
«Вперед пойдешь - машинку найдешь,
Вправо пойдешь - мишку найдешь,
Влево пойдешь - матрешку найдешь,
Назад пойдешь - паровоз найдешь. Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?» В игре учащиеся учатся ориентироваться в пространстве, соотносят слова: влево, вправо, впереди, сзади, учатся запоминать словесную инструкцию.
На уроках изобразительного искусства я обязательно включаю упражнения на развитие пространственных отношений. Они используются в качестве подготовительных упражнений, помогающих в ориентировании на листе бумаги:
поставьте точку посередине листа;
в правом углу нарисуйте кружок - солнышко;
в левом углу поставьте галочку - птичку;
внизу нарисуйте травку;
в нижнем левом углу - озеро;
в правом нижнем - цветок.
Для уроков декоративного рисования важно использование инструкционных карт, помогающих правильно расположить орнамент на листе. Педагог вывешивает их на доске в качестве демонстрационного пособия: Последовательность построения узора в полосе такова: сначала учащиеся рисуют полосу, затем делят ее на равные части, после чего заполняют их соответствующими рисунками, которые чередуются.
Виды узоров в полосе могут быть разнообразными: геометрические, растительные и др. Важно подобрать такие, чтобы рисунок не был перегружен чрезмерно сложными элементами.
Узоры в квадрате тоже отличаются большим разнообразием. Существует несколько видов декоративного оформления квадрата:
-крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы заполняются второстепенными элементами;
-квадрат делят на 4 равные части, в каждой из которых повторяются элементы узора;
-элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата;
-квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.
Схема построения узоров в круге такая же, как и в квадрате.
Развитие цветовой чувственности на протяжении школьного обучения у умственно отсталых детей происходит очень медленно. Со второго класса многие учащиеся правильно называют основные цвета, но затрудняются при изображении этих цветов (красный путают с оранжевым, голубой с синим).
Анализ рисунков школьников показывает, что умственно отсталые дети часто раскрашивают предметы первым, попавшимся под руку карандашом, в цвета, которые не являются характерными для данного предмета. Учащиеся нередко применяют цветной карандаш, как простой для изображения вообще, не понимая прямого назначения цвета. Многие школьники стремятся использовать в своих рисунках весь набор цветных карандашей.
Это отношение к цвету как к украшению сохраняется у детей и во 2 классе.
При декоративном рисовании некоторые ученики не стремятся к последовательности чередования цвета, раскрашивают элементы в разные цвета. На таких уроках перед составлением орнамента педагог может провести следующие дидактические игры, с помощью которых дети учатся выделять цвет как значимый признак:
Игра 1. Из множества фигур разного цвета детям предлагается выбрать все фигуры красного цвета, потом все синие квадраты, зеленые прямоугольники и т.д.
Игра 2. Собери бусинки из цветов: красный - желтый - синий КЖС-КЖС-КЖС...
Игра 3. У каждого ученика набор цветных карточек. Надо найти нужный цвет. Учитель называет предмет или загадывает загадку, тем самым активизируя процесс обучения, а дети показывают карточку с тем цветом, в который должен быть окрашен предмет.
*** ***
Характер мой гадкий Уродилась я на славу,
Я вырос на грядке Голова кругла, кудрява.
Куда ни приду Кто любит щи,
Всех до слез доведу (лук) Меня в них ищи (капуста)
*** ***
Есть красавица одна, Долгоножка хвалится:
И румяна, и стройна. -Я ли не красавица?
На ощупь-очень гладкая А всего-то-косточка
На вкус - как сахар сладкая Да нарядная кофточка!
(морковь) (вишня)
Игра 4. Привяжи ленточки к шарикам. Они должны быть одного цвета (ленточек предлагается значительно больше).
Игра 5. Найди свою пару (каждому ребенку предлагается жетон определенного цвета) жетоны одного цвета парные.
Игра 6. Подними карандаш такого цвета, который будет соответствовать времени года: зима, весна, лето, осень. Дети объясняют свой выбор. Эта игра очень уместна на уроках рисования на тему. При систематической работе, с цветом, дети лучше ориентируются в цвете, правильно соотносят его с предметом, используют цвет по назначению, лучше начинают «чувствовать». Можно использовать упражнения, где по образцу дети самостоятельно заканчивают раскрашивать рисунок.
Обучение рисованию красками целесообразно начинать не в 4-м классе, а значительно раньше. Уже во 2 классе педагог может дать приемы работы с красками. Такие уроки вызывают у детей особенный интерес, но и требуют от них дополнительных усилий. Важно следить за тем, как ребенок держит кисть, и при необходимости исправлять неправильное положение. Особое внимание следует уделять показу способов раскрашивания. Навыки рисования красками относятся к сложным двигательным действиям, поэтому они вырабатываются путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Можно предложить детям следующие приемы работы:
Рисование кистью по воздуху.
Рисование на листе чистой водой.
Рисование на листе подкрашенной водой.
Рисование красками.
Дети от упражнения к упражнению совершенствуют свои умения, учатся правильно выполнять раскрашивание, работать в полную толщину кисти и работать ее кончиком.
Очень интересен прием работы «по - мокрому». Альбомный лист с помощью кисти смачивают водой, и пока он мокрый, быстро на нем рисуют красками.
Изображение получается размытым, т.к. краски растекаются на мокрой бумаге, но при подборе интересного сюжета очень интересным. Детям очень нравятся подобные уроки, но от них требуется определенный запас умений и навыков.
На таких занятиях у детей развивается фантазия, вырастает скорость работы, т.к. лист быстро высыхает и необходимо работать быстро, иметь хорошие технические умения. Ведь одно неверное движение и рисунок превратиться в бесформенное изображение. Сюжеты берутся простые, доступные детям.
Работа гуашью тоже всегда радует детей. Мазки на рисунках получаются объемными, выразительными. Дети в 2 классе уже способны изобразить простой рисунок без карандашного наброска, но, конечно, после тщательной предварительной подготовки. Например, если дети на предыдущих уроках тренировались в изображении красками или тренировались рисовать отдельные элементы, то могут самостоятельно справиться с несложным рисунком гуашью. Такая работа развивает технические умения и навыки, развивает фантазию, учит детей самостоятельности.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по предмету;
- повышение степени самостоятельности в учебной деятельности;
- развитие творческой активности учащихся;
- научить детей правильно изображать предметы, ориентироваться на листе бумаги;
- развить «чувство цвета»;
- воспитание эстетического и художественного вкуса;
- организация сотрудничества педагога и школьника, учащихся между собой;
Все эти упражнения и техники, которые я использую в своей работе, значительно повысили уровень обученности учащихся.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты