Конспект викторины "Лес - это мир добра"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лукьянскова Лариса Юрьевна

Цель: обобщение и систематизация представлений детей об обитателях леса, об их взаимосвязи и роли для человека.

Задачи:

Образовательные:

• закреплять представление детей о диких животных, деревьях, птицах, ягодах наших лесов;

• закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;

• учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Развивающие:

• развивать связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи;

• развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

• формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней;

• закреплять знакомый фольклорный материал.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе, чувство сострадания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект викторины  «Лес – это сказочный мир добра»

Цель: обобщение и систематизация представлений детей об обитателях леса, об их взаимосвязи и роли для человека.

Задачи:

Образовательные:

• закреплять представление детей о диких животных, деревьях, птицах, ягодах наших лесов;

• закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;

• учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Развивающие:

• развивать связную речь, умение устанавливать причинно-следственные связи;

• развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

• формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение к ней;

• закреплять знакомый фольклорный материал.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе, чувство сострадания.

Музыкальные средства«пение птиц»«голоса лесных животных».

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентации.

Раздаточный материал: картинки с изображением животных, карточки с изображением растений, животных, муляжи грибов.

Ход мероприятия:

Звучит ролик «Голоса природы»

Слайд 1

Ведущий: Здравствуй, лес, прекрасный лес!

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Всё открой – не утаи!

Ты же видишь:

Мы – свои!

Слайд 2

Ведущий: Лес – это сказочный мир добра. Он полон загадок и тайн.

В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, пауки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разобраться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей. Вижу, вам не терпится поделиться своими знаниями о лесе.

- Сегодня в нашем КВН участвуют две команды: команда «Старичок Леший» - добрый дух леса, приветствуем ее…

И приветствуем команду «Старичок - лесовичок» - хранитель леса.

Очень мудрый старичок.

Он командует всем лесом

С величавым интересом.

Ведущий: КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию и представляем вам блицопрос по секундомеру. За одну минуту нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

1 конкурс «Разминка»

Вопросы для команды «Леший» :

• Когда орешки белка запасает? (Осенью.)

• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

• Какого зверя можно назвать длинноухим? (Заяц.)

• Что делает ёж зимой? (Спит.)

• Какую птицу называют лесным барабанщиком(Дятла.)

• Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

• У какого дерева белый ствол? (У березы.)

• Когда в лесу подснежник расцветает? (Весной.)

• Чем питается бабочка? (Нектаром.)

• Какие грибы растут на пнях? (Опята.)

• Как называется дом у муравья? (Муравейник.)

• Какую птицу называют «лесное радио»(Сорока.)

Вопросы для команды «Лесовичок» :

• Когда листва с деревьев опадает? (Осенью.)

• На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

• Карась, сом, щука, окунь? (Рыбы.)

• У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

• Сколько ног у жука? (Шесть.)

• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

• Когда земляника поспевает? (Летом.)

• Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник.)

Жетоны

2 конкурс «Знаете ли вы деревья»

Слайд 3

Ведущий: Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

А знаешь ли деревья ты?

И сейчас мы переходит к следующему конкурсу «Знаете ли вы деревья?».

Коробка, в которой спрятаны: /шишка сосны, шишка ели, берёзовые серёжки. Дети по очереди достают

(Вопросы задаются каждой команде по очереди.)

1. Из какого дерева делают спички? (Из сосны.) Слайд 4

2. Из какого дерева сделано пианино? (Из ели.)

3. Сок, какого дерева сладок? (Березы.) Слайд 5

4. Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Березу.)

5. Какое на Руси самое любимое дерево? (Береза.)

6. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег,

3 конкурс «Угадай, чей голосок?».

Звучит пение птиц. Команды по очереди называют птиц: соловья, сороку, кукушку, дятла, воробья, синицу, ворону, сову.

На экране появляется картинка с птицей. Слайды 6-13

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились!

4 конкурс

- Хочу узнать у вас, ребятки,

Про кого эти загадки?

1. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами".

Подсказка: его считают большим трусишкой

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы. (Заяц.) Слайд 14

2. Подсказка: зимой этот зверек серый, летом - рыжий. На кончиках ушей - длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка) Слайд 15

3. «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав".

Подсказка: этих зверей называют санитарами леса.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк.) Слайд 16

4. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название лисий шаг. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".

Подсказка: убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую (Лису.) Слайд 17

5. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".

Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Идет, иглы на себе несет,

Чуть кто подойдет – свернется в клубок,

Ни головы, ни ног. (Ёж.) Слайд 18

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь".

Подсказка: его считают неуклюжим сладкоежкой.

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь.) Слайд 19

Ведущий: Наш следующий конкурс называется «Пантомима».

5 конкурс «Пантомима» и Физминутка

Каждой команде даются карточки с заданием изобразить животное. Затем ребенком показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное, на экране появляется картинка с животным

Ведущий: Молодцы, ребята, лесных жителей вы хорошо знаете.

Медведь: Звери к вам меня послали,

Жалобы свои все передали.

Есть, ребята, которые нас обижают,

Жить в лесу всем мешают.

Ведущий: А наш следующий конкурс так и называется «Правила поведения в лесу».

6 конкурс «Найди жилище зверей» Картинки и шнурки

7 конкурс «Назови зверей и их детёнышей» Слайд 20

- Что лишнее?

8 конкурс «Правила поведения в лесу» Слайды 21-30

Маркерные доски, маркеры, стиратели.

Каждая команда рисует по 5 знаков:

1. Не ломать ветки деревьев.

2. Не рвать цветы.

3. Не разорять птичьих гнёзд.

4. Не топтать ядовитые грибы.

5. Не шуметь в лесу.

6. Не обижать зверей.

7. Не разжигать костры.

8. Не разорять муравейники.

9. Не ловить насекомых.

10. Не мусорить.

Первый знак – «Не обижать зверей». Трогать животных и тем более забирать их из леса нельзя. Животное или птица, если они позволили себя поймать, могут быть больны, и это опасно. Или это детеныши, и где-то рядом находится их родитель – крупная птица, хищный зверек, способный напасть, чтобы защитить потомство.

Второй знак – «Не разжигать костры». Нельзя жечь костры в лесу за исключением специально отведенных для этого мест. В противном случае может начаться пожар, который распространяется на огромные территории. От костра до кустарников и деревьев должно быть расстояние минимум 1,5 м. Место, выбранное для костра, следует обложить верхним слоем почвы. Костер, уезжая, обязательно нужно залить водой и подождать, пока он полностью потухнет.

Третий знак – «Не разорять птичьих гнёзд». Много времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами. Птица расстроится, если вернется домой, а там нет ее детишек.

«Не разорять муравейники». Муравьи – санитары леса. Они поедают вредителей и личинок, следят за балансом вредных и полезных насекомых в природе и способствуют нормальной жизни зеленых насаждений. Например, муравьи, живущие в одном муравейнике, легко справляются за сезон с миллионом насекомых.

Четвертый знак – «Не топтать ядовитые грибы». Мухоморы для животных лекарство. «Не ловить насекомых». Насекомые играют очень важную роль в природе и в жизни людей. Одни опыляют растения, и деревья, без которых не было бы плодов, другие оказываются добычей других животных (например, птиц). Такие насекомые, как могильщики и навозники являются санитарами.

Пятый знак – «Не шуметь в лесу». Громкие звуки могут спугнуть птиц и зверей, и они впадают в состояние растерянности. Многие животные убегая, забывают о своих детенышах и они в итоге погибают. К тому же шум нарушает общественный порядок и мешает другим людям наслаждаться отдыхом.

«Не мусорить». Бумага, бутылки местность и другие вещи загрязняют лес, а еще они несут угрозу для животных и птиц. Стеклянные бутылки могут также стать причиной пожара из-за отражающегося солнца. Запрещено зарывать любой мусор, за исключением кожуры от овощей и других подобных пищевых продуктов.

Нельзя ломать руками стебли растений, некоторые могут быть ядовиты. Некоторые цветы занесены в Красную книгу. Слайд 31

9 конкурс «Что растёт в лесу?»

Команды по очереди отгадывают загадки. На экране появляются картинки.

1. Я – капелька лета на тонкой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня – рад поклониться,

Мне имя дала родная землица. (Земляника.) Слайд 32

2. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Птицы, медведи и дети! (Малина.) Слайд 33

3. Стоит на ножке,

А на шляпке – горошки. (Мухомор.) Слайд 34 Плакат

4. На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята.) Слайд 35 Муляжи

Игра «Собери в Лукошко»

5. Какие грибы растут под березой? (Подберезовики.) Слайд 36

6. Какие грибы самые белые? (Грузди) Слайд 37

7. Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики.) Слайд 38

Слайд 39 «Найди несъедобные грибы»

Слайд 40 «Найди несъедобные ягоды»

Подсчёт жетонов. Объявление результатов игры. Награждение призами

Рефлексия.

Выводы. Итоги

Лес зеленый охраняй,

Никого не обижай,

Не губи деревья ты,

Сохрани природу ты! Слайд 41 Ролик «Сохраним природу»

Дети:

1. Природу будем защищать,

Зря деревья не ломать,

Цветы не будем мы топтать,

Зверей не будем обижать!

2. Природу будем уважать,

Природе будем помогать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Шкатулка добрых дел».

  Программное содержание: - закреплять правила общения: уметь дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, вежливо их просить. - помочь детям сделать вывод, ч...

конспект родительского собрания"Воспитание добрых чувств у ребенка"

тема родительского собрания "Воспитание добрых чувств у ребенка"...

Конспект организованной образовательной деятельности "Добрые слова живут среди нас"

Работа с дошкольниками построена в игровой форме и направлена на развитие коммуникативных навыков....

Примерный конспект по "В стране Добра"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект мероприятия по развитию патриотического самосознания старших дошкольников "В стране Добра"...

Конспект праздничного утренника "День добра и уважения"

Праздничный утренник,  посвященный  Дню пожилого человека, был проведен в нашей группе в прошлом году. Он  включает в себя детские презентации, в  процессе которых дети в стихах ра...

Конспект занятия Тема: " Наша добрая матрёшка".

Знакомство детей с одним из видов народно - прикладным искусством - это русская матрёшка....