Экологический проект «Вода волшебница»
картотека (старшая группа)

Савинцева Марина Павловна

Один из первых моих проектов, назывался «Вода волшебница». Реализация данного проекта осуществлялся в процессе организации совместной деятельности. Проводились опыты, ставились эксперименты в форме игры. Что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект помогает вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развивает любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вода волшебница28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

                                                     Новосибирска

                 Центр развития ребенка - детский сад № 501 «Медвежонок»

 

Экологический проект

«Вода волшебница»

Воспитатель:  Савинцева Марина Павловна

 Первая квалификационная категория

Воспитатель : Конева Наталья Юрьевна

Новосибирск 2021 г

Один из первых моих проектов, назывался «Вода волшебница». Реализация данного проекта осуществлялся в процессе организации совместной деятельности. Проводились опыты, ставились эксперименты в форме игры. Что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект помогает вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развивает любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Цель:

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, формирование важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи:

Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.

Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

Активизировать природоведческий словарь ребенка.

Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

 Взаимодействие с родителями:

Изготовление книжек – малышек.

Создание альбома «Вода волшебница»

Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

Создание выставки «Водный мир»

Составление описания игр с водой

Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».


День

недели

Беседы

Экспериментирование

Игровая деятельность

Работа с родителями

ПН

Беседы: «Где живут капельки»,

Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).

Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».

Занятие «Кому нужна вода?»

«Отвечай быстро»

«Пишущая машинка»

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде.

Свозить ребенка на водопады, фонтаны, к реке, для наблюдений и фоторепортажа.

Создание альбома «Вода волшебница»

ВТ

«Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».

 «Ходят капельки по кругу»

«Четвертый лишний»

«Да – нет»

СР

«Какие свойства воды ты знаешь?»

Рассматривание снежинок. Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».

Занятие «Поможем воде стать чистой»

«Ручеек»

«Мы – водные животные»

«Кто быстрее соберет?»

ЧТ

«Зачем человеку вода?»

Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду».

«Капитан укладывает чемодан»

Игры с водой, игры со снегом

ПТ

«Что растет в воде?»

Подведение итогов.

Выставка в группе

Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации).

«Караси и щука»

«На болоте»

«Круги на воде»


ИГРЫ С ВОДОЙ

«Тонет - не тонет».

Цель: помочь детям увидеть, что одни игрушки плавают в воде, а другие тонут. Создать положительно эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: тазик с водой; игрушки пластмассовые, деревянные, резиновые, металлические.
Ход игры. В игре участвуют 6 – 7 детей. Воспитатель приносит в группу корзину с игрушками, рассматривает их вместе с детьми. Предлагает детям взять по одной игрушке и опустить её в тазик с водой. Затем сказать, какие игрушки утонули, а какие плавают. Игроки достают игрушки из воды, меняются ими и продолжают играть.

«Забавные рыболовы».

Цель: Учить детей различать левую, правую руку, вылавливать предметы из воды столовой ложкой, не помогая другой рукой. Воспитывать аккуратность, способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, 4 столовые ложки,4подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум). Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, беря их тремя пальцами левой и правой руки (большим, указательным и средним). После того как «аквариум» заполнен, дети берут столовую ложку и «ловят» рыбок, не помогая другой рукой. Игра повторяется несколько раз.

«Вылавливаем предметы из воды».

Цель: упражнять детей в умении доставать предметы из воды различными приспособлениями, доставить им удовольствие от игр с водой.
Оборудование: тазик с водой, в нём разные предметы, сачок, половник, столовая ложка,3подноса.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Воспитатель ставит перед детьми тазик с водой, в нём различные предметы. Игроки называют, какие предметы утонули, а какие нет. Затем по сигналу воспитатель они вылавливают предметы из воды сачком, половником, столовой ложкой. В конце игры дети меняются приспособлениями, бросают предметы в воду, игра повторяется.

«Горячая, тёплая, холодная».

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 3 пластмассовые бутылки (0,5 л) разного цвета: красная с горячей водой, жёлтая с тёплой, синяя с холодной.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми три бутылки разного цвета и сообщает, что в бутылках налита вода. Вода разная: горячая, тёплая, холодная. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель напоминает, что с горячей водой и горячими предметами надо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и сказать, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

«Вода прозрачная»

Цель: Дать представление

Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.

Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки.  И посмотреть,  в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.

«Вода не имеет формы»

Оборудование: стакан, тарелка, кусочек  льда.

Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола.  Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

«Расставь бутылочки».

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.

Оборудование: 4 пластмассовые бутылки (0,5 л) одного цвета; с холодной, теплее,

тёплой и горячей водой.

Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры: холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

«Фонтанчики».

Цель: создать у детей радостное, весёлое настроение от игры с водой. Учить детей согласовывать свои игровые действия с партнёрами по игре, действовать по сигналу.
Оборудование: клеёнка, 4 тазика с водой (5 л), 4 пластмассовых  бутылки с

отверстиями по бокам около дна, салфетки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям по сигналу опустить в тазики с водой бутылочки с отверстиями, подождать пока в них не наберётся вода. Затем по сигналу достать их из воды и понаблюдать за струйками воды.
Усложнение. Предложить детям плотно закрыть ладошкой горлышко у  бутылки и опустить её в воду.

«Плавает или тонет».

Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепить

название материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостное

настроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит.д).
Ход игры. В игре участвуют 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.

«Наливаем – выливаем».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.

«Весёлые соревнования».

 Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров), 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.

«Буря в стакане».

Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.

«Ледяные парусники».

Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой.
Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистках.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется.

«Угадай – ка».

Цель: упражнять детей выполнять не сложные действия с водой, губкой. Развивать глазомер. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые стаканы (200 мл с делениями), подносы, фломастеры, тканевые салфетки (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 4-6 детей. Воспитатель наливает в тарелки немного воды и предлагает детям угадать, сколько воды впитывает в себя губка. Каждый игрок отмечает фломастером предлагаемый уровень воды на пустом пластмассовом стакане с делением. Потом дети опускают губку в тарелку с водой и ждут, что бы губка впитала в себя воду. Затем игроки отжимают оду с губки в стакан для измерения. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды.

«Наливаем воду в разные сосуды».

Цель: закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы (колба, банка, стакан, ваза), примерно одинакового объёма, на каждого играющего по 3-4 сосуда, воронки.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.

«Кто быстрее».

Цель: упражнять детей в умении отжимать воду из губки, действовать по сигналу. Развивать ловкость. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: стол, 8 глубоких тарелок, 4 пластиковых стакана с водой, 4 губки, салфетки. Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

«Где больше воды».

Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой.
Оборудование: пластмассовая бутылка 0,5 л, вода, пластмассовый стакан 0,5 л. (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое.

«Чем быстрее?»

Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой.
Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы (5 мл), бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется.

«Переносим воду».

Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: 3 эмалированные кружки (200 мл), 3 прозрачных пустых сосуда (5 л), 3 ведра с водой.
Ход игры. В игре участвуют 12-15 детей. Участники делятся на 3 команды. Около каждой команды находится ведро с водой. Напротив, на расстоянии 5 метров – прозрачный сосуд. По сигналу ведущего, игроки каждой команды по очереди, переносят воду из ведра в пустой сосуд эмалированной кружкой. Соревнование длится 5 минут. Выигрывает та команда, которая перенесёт больше воды.

«Попади в мишень».

Цель: создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, закреплять знания о том, что вода смывает изображение нарисованные кремом для бритья. Упражнять в меткости, развивать глазомер.
Оборудование: 5 водяных пистолетов, вода, крем для бритья.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель вместе с детьми рисует на зеркале (стене веранды) кремом для бритья различные мишени: мяч, грибок, зайчик. Сначала воспитатель предлагает целиться в мишень водяным пистолетом без воды, затем набрать в пистолет воду и смыть выбранную мишень струей воды. Выигрывает тот, кто быстрее смоет изображение.

«Замёрзшая вода двигает камни».

Оборудование: соломинка для коктейля, вода, пластилин.

Ход игры: Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильную камеру. Когда вытащите соломинку из морозильной камеры, то увидите, что она из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Переливаем воду из одного стакана в другой. Показываем, что вода льется. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Опыт № 2. Вода не имеет формы.

(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).

Сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у воспитателя. Переливаем воду в сосуды разной формы, наблюдаем, что вода принимает форму сосуда.

Опыт № 3. Вода бесцветная.

(На столе у детей акварельные краски, кисточки, полоски цветной бумаги).

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью. Мы определили цвет воды. Приложите полоски к стакану с водой. Можно сказать, что вода стала такого же цвета, как и полоски?

Опыт № 4. Вода прозрачная.

(На столе у детей карточки с картинками).

Возьмем рисунок на столе и посмотрим на него через стакан с водой, на свою руку, на другие предметы. Видим, что вода прозрачная.

Опыт № 5. У воды нет запаха.

(На столе у детей стакан с водой).

Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?

(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).

Дети: ничем не пахнет.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 6. У воды нет вкуса.

(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).

Предлагаем попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая? У воды нет вкуса.

А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая, соленая.

Опыт № 7. Лед – это твердая вода.

(На лабораторном столе поддоны со льдом и снегом).

Показать детям лед. Показать что происходит со льдом и снегом в помещении. Вывод: Лед и снег – это тоже вода.

Опыт № 8. Пар – это тоже вода.

(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло или зеркало).

Берем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим, что происходит. Из горлышка выходит пар. Чтобы лучше было видно, поставим зеркальце. Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет - презентация по проекту "Вода - волшебница "

Цель проекта: Обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – о воде.  Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный о...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Познавательно- творческий проект «Вода волшебница»

«НИКОГДА НЕ ЛЕЙТЕ ЗРЯ ВОДЫ, ПОТОМУ ЧТО ИЗ – ЗА  ЕЁ ОТСУТСТВИЯ                     В ПУСТЫНЕ ПОГ...

проект " Вода-волшебница"

Обобщить и расширить знания и представления детей о не живой природе – о воде....

презентация проекта "Вода-волшебница"

презентация проекта "Вода-волшебница" о свойчствах воды...

Экологический проект "Вода-волшебница"

Проект реализован во 2 младшей группе...

Познавательный опытно-экспериментальный проект групповой проект «Вода - волшебница» Старшая группа (возраст детей 5-6 лет)

Познавательный опытно-экспериментальный проектгрупповой проект«Вода - волшебница»Старшая группа(возраст детей 5-6 лет)Пояснительная запискаАктуальность темы проекта. В современном обществе...