Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_ekologicheskiy_proekt.docx | 503.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода»
Номинация «Вода в доме»
Содержание
1. Введение
2. Цели
3. Задачи
4. Актуальность
5. Вывод
6. Приложение
Введение
Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету – планета Вода? Откуда же на земле берется вода? Она падает с неба, когда идет дождь или снег. Падает и пополняет родники, ручейки, речки, озера, моря и океаны. Солнце нагревает поверхность воды, и от нее поднимается в небо пар-невидимка. Остывая, он превращается в облако, из облака снова идет дождь или снег… и все начинается сначала. Вода – волшебница: она может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой! Вот это да! Ай, да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы, каждый день, подтачивая их и превращая в песок. Да-да, песок – это то, что осталось от огромных гор.
Выбирая тему для нашего проекта, я всегда опираюсь на интересы и потребности своего ребёнка, возникающие на данный момент. Одними из первых природных материалов, с которыми ребёнок встречается в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми ребёнка с водой во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедилась в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ, о влиянии воды на здоровье людей. Результат проектной деятельности во многом определяется хорошо организованной, разнообразной и содержательной предварительной работой. Ежедневно во время прогулок, вместе с ребёнком наблюдали за природными явлениями (облаками, дождём, снегом, льдом, сосульками, капелью, лужами, ручейками), отмечали изменение состояний воды в зависимости от сезона.
Цель проекта:
- Ознакомление ребёнка со значением воды.
Задачи проекта:
- Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;
- Воспитание бережного отношения к воде;
- Развитие эстетического восприятия воды в природе (искристый снег, удивительные снежинки, сверкающий лёд и т.д.);
- Знакомство ребёнка со свойствами воды;
- Формирование у ребёнка понятия, что воду можно очистить.
Актуальность проекта:
Необходимость расширения знаний и представлений у ребёнка о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья детей.
ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
1 этап: Постановка познавательной проблемы, создание мной мотивации, принятие задачи ребёнком.
Содержание: Разработка мной системы познавательных задач, создание проблемных ситуаций и разнообразной деятельности в природе – уход за растениями, наблюдения, дидактические игры.
Условия: Достаточная сложность поставленной задачи для ребёнка, требующая мыслительной деятельности для сопоставления известных фактов, выдвижения предварительных выводов.
Поисковый характер самостоятельной работы ребёнка.
Жизненная значимость и интерес ребёнка к поставленным задачам.
Последовательное усложнение задач.
2 этап: Первичный анализ задачи, выдвижение предположений о возможном явлении природы, причинах явления. Отбор способов проверки предположений, выдвинутых ребёнком, проверка этих предположений.
Содержание: Анализ познавательной задачи под моим руководством; выявление известного и неизвестного. Выдвижение ребёнком предположений о возможном изучаемом явлении природы, его причинах. Совместный отбор ребёнка и взрослого способов проверки предположений.
Условия:Необходимость совместного рассмотрения каждого из предположений (особое внимание уделялось противоречивым предположениям ребёнка).
При особой сложности поставленной задачи и отсутствие ее решения у ребёнка предположение выдвигаю сама.
Применение различных способов проверки предположений. Способы проверки предположений:
- Кратковременные наблюдения;
- Сравнения;
- Элементарные опыты;
- Эвристические беседы;
3 этап: Анализ полученных в ходе проверки предположений результатов и формулирование выводов.
Условия: Побуждение ребёнка к самостоятельному формулированию выводов.
При сложности задачи или высказывании неправильных выводов я организую дополнительные опыты, наблюдения.
ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ И ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Наблюдения в природе.
- Наблюдение за лужами, образованием льда, появлением первого снега.
- Изготовление с ребёнком корабликов из различных материалов, пускание в воду, наблюдение за плаванием разных материалов, пускание корабликов в воду, наблюдение за плаванием разных материалов.
- Наблюдение за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины силы дождя. Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Наблюдение за радугой, за туманом.
- Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея. Выводы о связи с температурой воздуха. Наблюдение за таянием сосулек, изменением сугробов. Зависимость от времени года, изменения температуры.
- Наблюдение за изменением снежного покрова, его структуры, свойств, цвета при повышении, понижении температуры воздуха.
- Снегопад при различной температуре воздуха (в морозную погоду, в оттепель). Рассматривание снежинок.
Эвристические беседы.
- «Вода – великий растворитель».
- «Сколько весит вода?».
- «Откуда радуга пришла?».
- «Кто распыл капельки росы?».
- «Кто живет подо льдом?».
- «Зачем деревьям снег? »
Поисковые задачи и их решение.
1. Может ли вода иметь вкус, запах, цвет?
Цель: Ознакомление со свойствами воды. Подвести к пониманию важности бережного отношения к воде как к основе жизни.
Содержание: Растворение в воде гуаши, пищевых, ароматических веществ, опыты с очисткой воды.
2. Почему что-то тонет, а что-то нет?
Цель: Подвести к связи между весом и возможностью держаться на воде.
Содержание: Взвешивание на весах предметов, опускание их в воду.
3. Откуда взялся дождь?
Цель: Понятие о том, что дождь – это испарившаяся влага с поверхности Земли.
Содержание: Нагревание воды и ее конденсация.
4. Почему на лужах лед?
Цель: Установление связи между температурой воздуха и состоянием воды, между разницей температуры и временем замерзания воды.
Содержание: Вынос воды на улицу, поместить воду в холодильник, наблюдать дома. Определить температуру во всех случаях. Выявить причины разного времени замерзания.
Вывод: В результате проделанной нами работы у ребёнка развивается познавательная активность, инициативность. Совершенствуется прогнозирующая функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы. Ребёнок учится проводить опыты со снегом, льдом, красками, лепить фигуры из снега разной формы. Ребёнок расширяет свои представления о свойствах воды:
- вода может быть жидкой, твёрдой, парообразной;
- вода прозрачная;
- воду можно подкрасить в любой цвет;
- вода имеет разную температуру: холодную, тёплую, горячую;
- из снега образуется вода;
- снег быстрее тает, чем лёд.
Название опыта | Постановка цели | Создание условий | Действия | Выводы |
Наливаем, выливаем, наблюдаем | Узнать, что вода льется | Приготовить емкости различной величины и формы | Дети переливают воду из одной ёмкости в другую | Вода льется и принимает форму ёмкости |
Сравнение молока и воды | Выяснить, что вода прозрачная | Приготовить две прозрачные ёмкости, молоко, воду и две ложечки | В одну ёмкость налить молоко, в другую - воду. Дети опускают одну ложечку в молоко, а другую - в воду, затем сравнивают | Вода прозрачная (ложечка видна через воду и прозрачную ёмкость) |
Эксперименты с подкрашенной водой | Убедиться, что воду можно подкрасить в любой цвет | Приготовить 4 прозрачных ёмкости, акварельные краски | Дети кисточкой подкрашивают воду, называют цвет, рисуют подкрашенной водой на бумаге или поливают лейкой снег | Воду можно подкрасить в разные цвета |
Эксперименты с очищением воды | Убедиться, что воду можно очистить | Приготовить 4 прозрачных ёмкости, воронку с ваткой и активированным углём и мутную воду | Дети переливают воду из одной ёмкости в другую через воронку с ваткой и углём, каждый раз меняя ватку | Вода становится прозрачнее и чище |
Определяем температуру воды | Выяснить, что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая | 3 емкости с водой: холодной, горячей, теплой | Ребенок опускает ручку в холодную, теплую, горячую воду, определяет и называет | Воду можно согреть, остудить |
Снег – это тоже вода | Узнать, что из снега образуется вода | Снег | Ребенок берет снег в руку и наблюдает его таяние | Снег – это талая вода |
Сравнение льда и снега | Узнать свойства льда и снега, сравнить | Две ёмкости, лед и снег | Дети манипулируют со льдом и снегом (разбивают кусок льда, лепят снежок из снега) | Лед твердый, хрупкий; снег рыхлый, из снега можно вылепить фигуру |
Таяние льда и снега | Выяснить, что снег быстрее тает, чем лед | Лед, снег и две ёмкости с водой | Дети опускают лед и снег в воду | Снег тает быстрее, чем лед |
Дидактические игры
«Моделирование маленькими человеками»
Цель: расширять представления детей об окружающем мире, дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход игры:
Метод моделирования маленькими человечками в том, что нужно представить себе, что все предметы и явления состоят из множества разных маленьких человечков.
Они могут думать, производить какие-либо действия, вести себя по-разному, у них разные характеры, они подчиняются разным командам. Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить, нужно приложить какое-то усилие.
Человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь непрочна, этих человечков можно легко отделять друг от друга (отлить воды из стакана).
Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают один другого.
Всех этих человечков можно просто (в стилизованном виде) вырезать из картона, изобразить на квадратных пластинках или на гранях куба. Желательно, чтобы человечков каждого вида было не менее 10.
С помощью игры нетрудно ответить на вопрос, почему камень твердый, показать переход из одного агрегатного состояния в другое, например, почему лед зимой не тает. Потому что маленьким человечкам холодно, и они жмутся друг к другу. Но вот солнышко стало греть сильнее, человечки согрелись, им стало жарко, и они начали распрямляться, толкаться, перестали крепко держаться за руки, а касались друг друга лишь плечами, пальцами, локтями. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, получилась вода. А солнце греет все сильнее, человечкам становится все жарче в жарче. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом и совсем разбежались в разных направлениях. Вода исчезла, превратилась в пар.
«Капля шар»
Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки.
(Пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков)
Сравнение молока и воды
Лед твердый, хрупкий; снег рыхлый, из снега можно вылепить фигуру
Определяем температуру воды. Выяснить, что вода имеет разную температуру: холодная, теплая, горячая
Узнать, что вода льется. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую
«Расскажи мне о воде»
игра – эксперимент
для детей подготовительной к школе группы
Цель: Познакомить со свойствами воды - текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое, принимать форму.
Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности: формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы.
Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Материалы и оборудование: 2 демонстрационных столика, чайничек с водой, льдинки по количеству детей, поднос, на котором лежат 5 предметов разной формы: колбочки разных форм, пакет. Сахар в тарелочках, чайные ложки, трехлитровая банка с водой, пипетка, глобус; карточки с изображением воды в разном состоянии, картинки о временах года. Ноутбук, видеозапись.
Дети стоят полукругом.
В. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Времена года». Я буду показывать слово, а вы, прочитав его, назовете признаки этого времени года.
(показываю карточки – с одной стороны название времени года, с другой картинка, соответствующая этому времени года)
Игра «Времена года»
В. – А в какой последовательности времена года сменяют друг друга?
Может ли быть по-другому: например, за осенью наступит лето?
(Ответы детей)
В. - А теперь, рассмотрите мой наряд и попробуйте дать мне название
(на мне накидка с сюжетами времен года).
(Даю всем детям высказаться, затем обобщаю их ответы.)
Сегодня я – Повелительница времен года.
Зимой я ветры злые, холодные нагоняю, снегом землю укрываю, животных и насекомых спать укладываю. Назовите, какие животные находятся зимой в спячке? (ответы детей)
Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках. А что там, в почках? (ответы детей). Ветры теплые от сна пробуждаю, птиц, зверушек, насекомых разных солнцем согреваю. Какие это насекомые?
Летом тучки собираю. Для чего? Воду в реках согреваю.
Осенью готовлю все живое к долгой зиме: сбрасываю с деревьев листочки, птичек в теплые края отсылаю. Почему? Реки и озера льдом покрываю.
В. – Вот видите, мы встречаемся с вами каждый день, и вы знаете, как много мне приходится работать! Я люблю играть с водой. И сегодня мы поиграем вместе.
(Подхожу к демонстрационному столику, на котором лежат тарелки, бумажные полотенца, и приглашаю всех ребят подойти и сложить ладошки лодочкой.)
Опыт 1.
Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (наливаю в ладошки воду из чайничка).
(Как бы дети не старались удержать ее, через какое-то время вода просачивается.)
В. – Воду трудно удержать, она стремится убежать. Ребята! Вы знаете, как можно удержать воду?
С помощью чего?
(Дети высказывают свои предположения)
А если не использовать никаких предметов, как можно удержать воду в ладошках?
Детям на ладошки выкладываю льдинки, комментируя:
«Превратилась в лед вода, не стремится никуда».
Делаем вывод: вода может находиться в разном состоянии.
В каком? (жидком и твердом)
-А теперь возьмите зеркальце. Держите его в руке. Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро).
-Теперь слегка наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то вода потечет быстро.
-Так и в природе: Если река течет по ровному месту, т.е. по равнине – медленно, если с гор, то течет быстро. Кто знает, как это называется? (водопад)
Дети садятся на ковер.
Показ видеослайдов: река, водопад, море
Опыт 2.
Как вы думаете, вода имеет форму?
Какую? (ответы детей)
Приглашаю детей к столу с предметами разной формы: конус, шар, цилиндр, пакет полиэтиленовый. Наливаю в них воду.
Ответьте теперь, какой формы вода?
( Вместе с детьми перечисляю формы предметов, которые заполнила вода.)
Делаем вывод: оказывается, у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.
Физкультминутка
«Вода – не вода»
Игра на внимание. Правила игры.
Если названное слово обозначает то, что содержит воду, нужно присесть. Если предмет имеет косвенное отношение к воде - поднять руки вверх. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – топать ногами.
Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.
Приглашаю детей за столы.
Опыт 3
Обращаю внимание на стол, на котором находятся стаканы с водой и тарелки с сыпучим веществом белого цвета
- У вас на столе стаканы с водой и сыпучее белое вещество.
Как вы думаете, что это?
Добавьте его в воду и скажите, что произошло?
Изменился цвет воды?
А теперь понюхайте воду (дети нюхают воду)
Появился ли запах?
Попробуйте воду (дети пробуют воду)
Изменился вкус воды?
В. - Смотрите, сахар растворился, а вода осталась прозрачной.
Вывод: у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества. Почему это свойство полезное? (ответы детей)
Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда надо сварить компот или выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок. Краски разбавить, мыло намылить и т.д.
Это полезное свойство воды.
В.- А, теперь посмотрите на глобус. Видите, сколько на земле морей и океанов и сколько рек. Но не вся вода пригодна для человека.
Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода, занимает полстакана, а три капли из них – вода рек и озер, которую человек может использовать (сопровождаю показом).
Поэтому воду необходимо беречь.
Давайте вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе:
-Закрывать кран с водой.
-Не пускать воду сильной струей.
--Набирать только столько воды, сколько необходимо.
-Пользоваться для питья только чистой кипяченой водой.
-Не засорять природные водоемы.
-Останавливать тех, кто загрязняет воду, объяснять, почему этого делать нельзя.
Использованная литература:
1.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», Москва,2005
2. Воспитатель ДОУ №7 2011
3. Детский сад со всех сторон 341-42 2001
Присоединяйтесь!
ГБДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида
Кировского района Санкт-Петербурга.
Конспект занятия по экологии
для детей старшей группы
тема: «Все о воде»
Составила и провела
педагог дополнительного образования по экологии
Васильева Елена Владимировна
Тема: «Все о воде»
Задачи:
- Конкретизировать представления о свойствах воды: форма, цвет, запах, вкус, агрегатное состояние воды.
- Обобщить знания о значимости воды в жизни живых организмов.
- Развивать поисково-познавательную деятельность, умение самостоятельно делать выводы.
- Воспитывать желание не причинять вред окружающей природе, желание беречь воду.
Оборудование:
Глобус, картинки с изображением водоемов, модели : органов чувств, свойств воды, агрегатного состояния воды, горилка, лед, тазы, кружки с водой, сахар, соль, краски, кисточки, емкости различной формы, вода, салфетки.
Ход занятия
- Эмоциональный настрой детей.
- – Воспитатель: отгадайте загадку:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять»
- Воспитатель:
- Что у меня в руках?
- Какого цвета больше? Что он означает?
- Воды на нашей планете, в два раза больше, чем суши.
- Какие водоемы вы знаете?
- Кому нужна вода?
- Как человек использует воду?
- Человек всегда выбирал жизнь около воды, особенно на берегах рек. Около какой реки построен наш город?
- Воду пьют все на свете. Без воды не замесить теста для хлеба, не сделать бумагу для книг, ни ткань для одежды, ни конфет, ничего не сделать без воды. Вот такая она важная для жизни.
- Воспитатель:
- Вода бывает разной, у нее есть свой характер. Я предлагаю вам картинки, на которых изображены водоемы, подберите слова которые характеризуют характер воды.
3. Воспитатель:
- Скажите, для чего нам нужны глаза, уши, нос, рот, пальчики? Это наши органы чувств, они нам рассказывают о том, что происходит в окружающем мире. И мы, используя наши органы чувств, будем познавать воду, исследовать, мы с вами будем исследователями. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. Нам будут помогать модели.
- Воспитатель:
- первая модель, что мы узнаем? Чем пахнет вода? Возьмите стаканчики с водой и понюхайте.
- Что вы почувствовали? А теперь закройте глаза руками (в это время подливаю сок лимона)
- Чем пахнет вода?
- Скажите, какой запах имеет чистая вода? А если в нее добавить сок лимона, какой у нее запах? Давайте выложим с помощью моделей, что мы узнали о запахе воды.
- Воспитатель:
- Посмотрите на следующую модель, что на ней нарисовано? Что нам нужно, чтобы узнать вкус? Попробуйте воду.
- Какого вкуса чистая вода? Возьмите, высыпите из пакетиков содержимое в воду, перемешайте. Попробуйте воду, что вы можете сказать о вкусе воды?
- Давайте с помощью моделей выложить какого вкуса вода.
- Воспитатель:
- Следующая модель, что мы узнаем?
- Как вы думаете, какую форму имеет вода? Возьмите сосуды и наполните их водой, что вы можете сказать о форме воды? А теперь вылейте воду в пакет. Какую форму имеет вода, давайте выложим модель, что мы узнали о воде.
- Воспитатель:
-А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушку.
- Где игрушка? Как вы ее увидели?
- Что можно сказать о цвете воды?
- Возьмите краски и кисти и добавьте в воду. Что можно сейчас сказать про цвет воды?
- Давайте с помощью моделей выложим, что мы узнали про цвет.
- Воспитатель:
- Последняя модель, что мы будем делать?
- что мы узнаем о воде, если ее потрогаем? Расскажите, какая вода?
- вода способна прилипать к предметам, смачивать их. В этом мы убеждаемся сейчас. Когда трогаем воду или когда выходим на улицу после дождя, помните, каким мокрым было все вокруг: дома, земля, растения.
4.Воспитатель:
- Но это еще не все о воде. Вода в природе можно встретить в трех агрегатных состояниях. Я хочу предложить послушать стихотворение:
«коль зимою прыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишки.
Знать, тверда была вода,
То ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду
Будешь мокрый ты до нитки –
Летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лед, а то вода.
Зачерпнем воды из речки
И поставим греть у печке,
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдем.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то вода.
И вода, и лед, и пар –
Скажет вам и млад, и стар –
Это все- таки вода,
Ты запомни навсегда.
-Кто догадался, что за три агрегатных состояния воды?
-Что нужно сделать, чтобы вода была твердой?
- Для вас приготовила кусочки льда, возьмите их. Какой лед? Что будет, если мы долго, будем держать в руках?
- А что нужно сделать, чтобы вода стала паром?
- Как вы думаете, если мы возьмем кусочек льда и нагреем его, что с ним случится?
- Давайте проверим.
Опыт: лед нагревается на горилке, наблюдается, как он становится водой, и затем, как вода становится паром. Каждое состояние воды фиксируется моделями.
- Кто скажет, как называется жидкое, твердое и газообразное состояния воды?
5. Воспитатель:
- Обыкновенная вода – которую мы пьем и которой умываемся, которой нет конца – краю, когда смотрим на нее с морского берега, и капля дрожа на утренним листочке, вмещает в себя весь мир – несмотря на свою распространенность, является самым необыкновенным веществом на Земле.
- вот представьте, мы с вами гуляем и встречаем только вот такие знаки («грязная вода»).
- Что нельзя делать, почему?
- Воспитатель:
- Если бы люди знали о воде столько- сколько вы и хоть иногда задумывались о том, что надо беречь воду и не загрязнять воду, потому что в грязной воде не могут жить животные и растения, тогда бы наша «Красная книга» была бы гораздо тоньше.
- И я хочу вам предложить нарисовать плакаты в защиту воды.
Человек запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни.
- Воспитатель:
- Наше занятие сегодня закончено, мы с вами узнали очень много нового и вы сегодня молодцы и я надеюсь, что вы будете, бережно относится к воде.
ГДОУ детский сад № 22 общеразвивающего вида
Кировского района Санкт – Петербурга.
Конспект занятия по экологии
Для детей старшей группы
Тема: «Деревья осенью»
Составила и провела
Педагог дополнительного образования по экологии
Васильева Елена Владимировна
Санкт – Петербург 2008 год
Тема: « Деревья осенью»
Задачи:
- Познакомить с понятием: листопад, а также с причиной смена цвета листа.
- Закрепить представления о признаках осени живой и неживой природы.
- Конкретизировать представления о многообразии группы растений: деревья и умения подбирать лист к дереву.
- Развивать речь, умение обобщать и мыслительные процессы.
Оборудование:
Модели: признаков осени, причин смены цвета листа, заготовка листочка – модели, для демонстрации смена цвета листа, картинки с изображением деревьев и к ним листьев, зарисованное стихотворение «Осенние листья», рабочие листы.
Ход занятия
- Эмоциональный настрой детей.
- – Воспитатель:
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки,
Льют дожди, и нет просвета
Затерялось лето где-то,
Ветер с клена листья сбросил
Под ногами коврик новый
Желто-розовый, зеленый.
- про какое время года говорится в этом стихотворении?
- Глядя в окно или идя по улице, мы узнаем, что наступила осень, как мы узнаем?
- Я для вас приготовила модели, на которых нарисованы признаки разных времен года, в том числе и осени, я предлагаю вам выбрать только признаки относящие к осени.
- Какой самый яркий признак?
- А почему листья меняют свой цвет?
3. Воспитатель:
- У меня есть листик, и я хочу рассказать вам про него историю.
- Жил – был листик, внутри него прятались разные цвета: зеленый, красный, желтый, зеленый. Зеленый цвет был удивительный и привередлевый, он любил много света и жил только при света. Как только наступала ночь, зеленый цвет начинал пропадать, но летом день длинный, да еще и днем много света от солнышка, а ночь короткая и поэтому зеленого цвета в листочке летом много. Поэтому он не давал появляться другим цветам, которые тоже жили в листочке. Но наступила осень, к осени день стал значительно короче, да и солнце все больше прячется за тучами. Значит, света осенью стало… (меньше), а наш зеленый цвет без света жить не может и стал понемножку пропадать, и появились в листике другие цвета. В нашем листике, какой появился цвет? Осень раскрасила деревья в разные цвета.
4.Воспитатель:
- Осень раскрасила деревья в разные цвета, но тут налетел ветер, и листья полетели на землю, что случилось?
- Мыс вами учили стихотворение, про листопад, давайте вспомним , а помогут нам знаки.
«Опустел скворечник
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят
Видно тоже в Африку
Улететь хотят.
- Но, что же такое все лето листочки крепко держались за веточку, а осенью не могут?
- Древу листья зимой не нужны, он от них избавляется осенью. Почему же дереву не нужны листья?
- В листьях много воды, а морозе вода, что делает?
- Если замерзнет лист, то замерзнет и дерево.
- Давайте еще представим, листья остались на дереве и выпал снег. Вытянете ручки, ваши ладошки – это листочки, снег ложится, много снега (давлю своими руками на руки детей) и под тяжестью, что случится?
- Вот почему дереву не нужны листья, дерево может сломаться или замерзнуть.
- Но как же дерево сбрасывает листья?
- В листьях все лето накапливались питательные вещества и вода ( модель), синим цветом обозначается вода. А коричневым питательные вещества. Листочек был сильным и крепко держался за веточку. Наступила осень и дереву необходимо избавиться от листа и пополнить себя водой и питательными веществами. Дерево забирает у листа питательные вещества и воду (модель). Лист становится слабым и при дуновении ветра падает на землю ( модель)
- Воспитатель:
-А теперь вопрос на смекалку:
Осень может быть ветреной или маловетреной, а теперь скажите, в какую осень на деревьях листьев будет больше, а в какую меньше (модели)
- Воспитатель:
- Осенью деревья теряют листочки, давайте поиграем в игру
« Подбери лист к дереву».
-Назовите лист:
Лист то березы – березовый
От клена – кленовый
От дуба – дубовый…
- Воспитатель:
- кроме осени у нас есть и другие времена года, и у каждого свой черед, я хочу посмотреть, как вы знаете, какое время года за каким идет. Поставьте цифры в верхнем правом углу по порядку, какое время года за каким идет, первое осень.
- Воспитатель:
- на прощанье с осенью я предлагаю вам сделать медали. Выберите себе листочки, которые соответствуют осени , наклейте их на круг.
- Вот наши медали готовы. Все молодцы. Занятие закончено.
ГДОУ детский сад № 22 Общеразвивающего вида
Кировского района Санкт – Петербурга.
Конспект занятия по экологии
Для детей старшей группы
Тема: « Все в лесу нужны друг другу»
Составила и провела
педагог дополнительного образовании
по экологии
Васильева Елена Владимировна
Санкт - Петербург 2009 год
Тема: «Все в лесу нужны друг другу»
Задачи:
- Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано.
- Конкретизировать представления о понятии лес и о многообразии обитателей леса.
- Закреплять представления о группах растений и значении растений в жизни живых.
- Развивать мыслительные процессы, речь.
Оборудование:
Загадки, картинки с изображением животных и растений, модели: правила поведения в лесу, кроссворд «лес», игра «Все нужны друг другу», мяч.
Ход занятия:
- Эмоциональный настрой.
- Воспитатель:
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- Сегодня мы с вами пойдем в гости, а куда, вы должны догадаться сами. А поможет кроссворд
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и … (совы)
Что же за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка, хвост пушистый – краса,
А зовут ее - … (лиса)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? Мы с вами совершим прогулку в лес.
- Воспитатель:
- В гостях, вы знаете, нужно знать правила. И мы должны правильно вести себя в лесу. А зачем?
- На столе лежат модели правил поведения в лесу, возьмите и расскажите, как нужно вести себя в лесу.
- А, что такое лес?
- У меня на столе лежат картинки, выберите только те картинки, которые должны быть в лесу.
- У нас получился настоящий лес. В лесу много растений, какие группы растений существуют? Кому нужны растения? Зачем?
- Для вас лес приготовил загадки.
«Лесные загадки»
Сосны, елки, березы, клены…
Это лес – он наш друг зеленый.
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас?
«Чей это дом?»
К загадке первой мы идем…
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый трудовой
Охотно дом построил свой…
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не уступают…
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
«Хвастун - обманщик»
Нам издалека кранная шляпка видна
Лесного обманщика- хвастуна.
Ему к нам в корзину
Попасть не придется, пусть мухам на гибель
В лесу остается.
«Санитар»
А кого в лесу недаром называют санитаром?
О себе загадку нам загадать он хочет сам:-
По деревьям я скачу,
Проверяю их лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
От меня спастись не пробуй,
У меня язык особый.
Все личинки, все жуки попадут мне на
Обед, никому пощады нет.
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица.
Что это за диво?
Это же…
- Воспитатель:
- Посмотрите маленький зайка сидит под кустиком. Вы помните, что когда у зайчихе рождаются зайчата, она их покормит и оставляет.
- и вот страшно зайчику ведь он беззащитный и в этот период у него много врагов. Кто может съесть зайчика?
- Давайте поможем зайчику поесть, уберем из леса хищников. Жалко его.
- и вот поскакал зайка по лесу, смело кушает никто ему не мешает. А вот у зайчихе рождаются зайчата 3-4 раза в год: весной, летом, осенью. И представляете, у каждой зайчихе родились зайчата и ни кто их не съел, все они выжили, выросли и у них 3 раза в год рождаются зайчата, и ни кто их не ест. У каждого дерева и кустика сидят зайцы и едят листочки и объедают кору. Наступит зима и большому количеству зайцев еды не хватит. Они будут умирать от голода, у больных и слабых зайчих какие будут рождаться детеныши?
- Как исправить ошибку?
- Зачем нужны хищники?
Все в природе взаимосвязано, должно быть равновесие. Если не будет хищников, то травоядные погубят лес и себя.
- Давайте поиграем в игру:
«кто, чем питается»
- На столе разложены карточки, вы должны прочитать, что написано и в соответствии выложить, кто его ест или кого он ест.
- Из оставшихся картинок выложите на столе цепь питания.
Все – все
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете.
Нужны все подряд
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки
У мышки без кошки,
не лучше делишки,
да, если мы с кем-то не очень дружны
мы все –таки очень друг другу нужны.
5.Воспитатель:
- И, на последок, на прощанье с лесом, давайте поиграем в игру: «верите ли вы»
- посмотрю, какие вы внимательные.
«Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»
«Верите ли вы, что заяц хищник?»
«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»
«Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»
«Верите ли вы, что растения дают кислород?»
«Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»
«Верите ли вы, что растения дают питание живым?»
6.Воспитатель.
- наше занятие подошло к концу. Вы сегодня узнали новое и вспомнили уже знакомое для вас. Молодцы.
1. «Верите ли вы, что в лесу нельзя мусорить?»
2. «Верите ли вы, что заяц хищник?»
3.«Верите ли вы, что хищники не нужны в лесу?»
4. «Верите ли вы, что в лесу можно ловить птиц?»
5.«Верите ли вы, что растения дают кислород?»
6. «Верите ли вы, что можно сбивать в лесу мухоморы?»
7. «Верите ли вы, что растения дают питание живым?»
Присоединяйтесь!
Зарегистрировавшись, Вы сможете:
- Создать свой персональный мини-сайт.
- Разместить на мини-сайте свои разработки и получить Свидетельство о публикации в электронном СМИ и Сертификат о создании персонального сайта.
Стоимость свидетельства и сертификата - 80 руб. Подробнее...
Документы для Вашего портфолио:
Благодарность за активное участие в работе сети
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краевой конкурс « Семейные экологические проекты» номинация « Вода в доме»
Краевой конкурс « Семейные экологические проекты»номинация « Вода в доме» Работа по теме:«Вода в жизни нашей семьи»...
Семейный проект «Водичка, водичка…» в номинации «Вода в доме» - конкурсная работа
Муниципальный (заочный) этап краевого конкурса «Семейные экологические проекты» участвовали совместно с дочерью КсениейСемейный проект Вода в домеPublish at Calameo...
Конкурсная работа «Семейные экологические проекты» // Номинация «Вода в доме»
Проект "Живая вода" в рамках краевого конкурса «Семейные экологические проекты», направленный на воспитание экологического мировоззрения и формирование отношения к воде как к жизненно важному рес...
Семейный экологический проект "Жить нельзя нам без воды!"
Многие дети думают, что вода сама течёт из крана и её очень много, зачем её экономить, пусть себе льётся! На самом деле ,пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и пригодной д...
Эколого - исследовательский проект "Капелька - волшебница вода
Введение. Если ты посмотришь на карту, или на глобус, то увидишь: в основном они голубого цвета. Потому, что воды на земном шаре гораздо больше, чем суши. Может, и назвать надо было нашу планету &nda...
СЕМЕЙНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Вода в доме»
Цель:изучить и расширить представления о пути прохождения воды в дом и местах её использования; формировать навыки бережного и экономного использования воды. Задачи:1. Изучить литературу и Интерн...