Мастер класс: «Народные игры с предметами»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер класс: «Народные игры с предметами»
Цель: рассказать о истории возникновения и раскрыть практическую значимость народных игр на современном этапе.
Задачи:
1. Ознакомление участников мастер-класса с историей, значением и функциями народных игр с предметами.
2. закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении народных игр.
3. Формирование практических навыков организации и проведения народных игр.
Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать как в детском саду, так и в свободное время в кругу семьи.
Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой реакции.
У наших прабабушек или прадедушек во времена их детства не было такого разнообразия приборов, техники или игрушек, поэтому игровой инвентарь у них был простым и доступным: в ход шло все, что имелось под рукой — платок, палка, скакалка, камни… Ничего особенного приобретать или мастерить обычно не требовалось. Так что играть в такие игры можно без труда и сегодня – они вне времени, имеют простые и понятные всем правила, доступные принадлежности, подходят для ребятни любого возраста. Еще один несомненный плюс – пополнение словарного багажа детей, поскольку многие народные игры сопровождаются текстовой частью.
Русские настольные игры, в которые современные дети с удовольствием играют, имеют тесную связь с укладом жизни, видами традиционного хозяйствования, где ценными качествами для молодых людей считались сильные руки, ловкость, зоркость, спокойствие и выдержка.
Я бы хотела остановиться на играх, которые способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук.
Русская народная игра «Бирюльки»
Это вам не в бирюльки играть… Но на самом деле, кто играл в эту игру, знает, что это не так-то просто.
Слово «бирюльки» образовано от глагола «бирать» (брать, выбирать). А появление фразеологизма связано со старинной игрой, в которую играл даже Петр I. Популярна эта игра была в XVII-XIX веках. «Бирюлей» называли деревянные игрушки, которые хранились в специальном мешочке. Чего там только не было! И бочонки, и рюмочки, и бутылочки, и чашки, стульчики, даже шахматные фигурки.
Крестьянские дети в качестве бирюлек использовали подручные материалы: соломинки, палочки, веточки.
Бирюльки знатных дам изготавливались из дорогого дерева, камня или слоновой кости, их украшали драгоценными и полудрагоценными камнями.
Начиная с XIX века, точеные русские бирюльки стали семейным и даже светским развлечением, а к началу XX столетия их можно было назвать одной из наиболее популярных игр любого сословия. Бирюльки изготавливались из различных пород дерева и даже из слоновой кости. Бирюльки были непременным атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в комплекте с шоколадными наборами.
Плюсов у этой игры множество, может быть в этом кроется секрет ее популярности. Игра в бирюльки развивает ловкость и мелкую моторику рук.
Правила этой старинной игры чрезвычайно просты. Бирюльки высыпают на стол так, что они ложатся кучкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек. Или играют до тех пор, пока у одного из игроков не наберется условленное число бирюлек.
Второй вариант игры: каждый из игроков по очереди достает из мешочка одну из фигурок и затем, с закрытыми глазами, наощупь, находит в мешочке такую же вторую. Если вторая фигурка найдена неправильно, то обе возвращаются назад в мешочек, и ход делает следующий участник. Побеждает тот, кто набрал большее число фигурок.
Польза данной игры для развития ребенка несомненна, но, видимо, по той причине, что игре стало уделяться большее количество времени в ущерб более важным делам, крылатое выражение «играть в бирюльки» стало носить уничижительный характер и означать «бездельничать, без пользы проводить время»
В начала 20 века бирюльки были забыты. Вспомнили о них недавно, и сейчас игра набирает популярность. Во – первых ребенок, вовремя игру учится общаться со сверстниками, во – вторых, дети учатся правильно распределять и концентрировать свое внимание, напрягать и расслаблять мышцы пальцев, развивает точность. В – третьих, игра учит терпению, аккуратности, усидчивости.
Игра с платочками:
Через народную игру у детей развивается речь, так как в основе часто бывают потешки, заклички, приговорки.
Игры с платкочками
Польза таких игр неоценима, развивается словарный запас детей, зрительную ориентацию, мелкую моторику рук. Игр с платочком большое множество как подвижных, так и пальчиковых игр.
Шла Аринка по тропинке
Вдруг увидела косынку
Ах, узоры! Кружева то! Только мне великовата.
Ее маме подарю, а себе еще найду!
Пошла Аринка с горки, вдоль березки, мимо елки,
Поднялась на бугорок, снова видит уголок:
Вот косыночка другая, чуть поменьше не большая.
В корзинку положу, да сестренке отнесу!
Встретила зайца на хромой ножке.
Подарил он ей новую косынку! Смотри!
Сколько уголков? Один, два, три.
Косынка ни велика, ни мала! В самый раз!
Хороводные игры издревле любили на Руси. Без них не обходился ни один праздник. Несмотря на внешнюю простоту значение хороводов сложно переоценить. Они развивают чувство ритма и музыкального слуха, способствуют совершенствованию двигательных навыков, облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их. Так же в сове работе я использую русские народные хороводные игры хороводные игры с лентами (парашютом, веревочкой, колечками).
Игры с палочками, целью данных игр является развитие ловкости, умение концентрировать внимание.
Одной из любимых забав детей на Руси была игра «Калечина-малечина».
Для игры находили ровную ветку произвольной длины (обычно 30-50 см), очищали её от коры.
Начиная игру, участники громко и весело кричат:
«Калечина-малечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три, четыре…»
После этого выходит один из участников и начинает выполнять какое-либо из заранее обговоренных упражнений. Например: пытаться удержать палочку в вертикальном положении на одном из пальцев левой или правой руки; удерживать палочку на ладони, на колене, на носке ноги, на запястье; удерживать палочку, приседая. Для равновесия было необходимо шагать вперед, или назад, наклоняться, одним словом, балансировать всем телом.
Счет велся до тех пор, пока палка не падала.
Закидушка, или по другому - Накидушка, русская народная забава для детей. Игра развивает глазомер, четкость движений, сосредоточенность и целеустремленность.
Обычно их изготавливали из дерева и расписывали народными узорами. Существует два варианта этой игрушки: с чашечкой и с отверстиями. Держа закидушку за ручку, стараются подбросить шарик так, чтобы он попал либо в чашечку, либо в дырочки.
Здесь князь дрожит под лавкой,
Там дремлет весь совет;
В трагическом смятенье
Плененные цари,
Забыв войну, сраженья,
Играют в кубари…
А.С. Пушкин «Городок» 1815 год.
Кубарь — одна из самых древних игр, его родственники встречаются во всём мире. Считается, что кубарь, волчок, юла — видоизменённые варианты дрели. Играя в них, дети приобретают технические навыки вращательных движений
Трудно по названиям отделить волчок от кубаря или от какого-либо другого вида этой игрушки, они зачастую перепутаны. В России кубарь известен под другими названиями — «точка», «ленивец», «дзыга», «волчок».Тот самый кубарь – по сути, простой волчок, но к нему в русской традиции прилагался кожаный кнутик, который делал игру с кубарем гораздо увлекательнее. Кубарь вытесывался из цилиндра диаметром от 4 до 8 сантиметров и высотой от 5 до 11 сантиметров. Игрушка была настолько популярна на Руси, что ее находят в самых разных археологических слоях, начиная с X века. В кубарь играли и Вещий Олег, и князь Игорь, и Владимир Красно Солнышко. Можно уверенно говорить о том, что игры с кубарем у древних русичей были одними из самых распространенных.
Кубарь раскручивается руками, а затем подгоняется хлесткими ударами кнутика – от них кубарь подпрыгивает и раскручивается сильнее. Игр с кубарем множество. Веселее всего играть зимой – на льду реки обозначается игровое поле, и два игрока, поочередно хлестая кубарь, пытаются согнать его с поля на сторону соперника. Мастера игры в кубарь могли провести его по «маршруту» с препятствиями или заставить делать сальто в воздухе. Да и выражение «катиться кубарем», конечно, происходит от названия этой игрушки.
Камешки – интересный, доступный природный материал для сенсорного развития. Дети очень любят собирать камушки и играть с ними. Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным.
Популярной в России в свое время была игра в камешки. Называли ее по-разному: кремушки, галанцы, просферы. Эти игры увлекательны, полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев.
В работе используем простые игры «Жары», «Верты», «Мостик»
Пять камушков игрок берет в руки, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Ребенок бросает камешек вверх и пока он летит нужно успеть прикоснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков.
Мостик
Дети кладут в ряд по четыре камешка, пятый камешек бросают вверх и берут со стола четыре камешка и пятый ловят.
Верты
Та же самая игра, но рассыпанные камушки нужно сдвинуть с места.
Среди игр в камешки есть простые, когда дети выполняют только одну фигуру (такие, как «Грудка», «Жары», «Мостик»), и трудные, когда дети выполняют несколько фигур Комбинация фигур, бывает сложной, и не всегда всем играющим они удаются, но частое повторение игры дает свои результаты.
СОВРЕМЕННЫЕ ВАРИАНТЫ ИГР В КАМЕШКИ
Упражнения с камешками
1. Перебрасывать камешек друг другу, ловить двумя руками.
2. Перебрасывать камешек друг другу, ловить поочередно правой и левой рукой.
3. Перебрасывать камешек из руки в руку.
4. Подбрасывать и ловить камешек правой рукой.
5. Подбрасывать и ловить камешек левой рукой.
6. Подбрасывать камешек правой, а ловить левой рукой.
7. Подбрасывать камешек левой, а ловить правой рукой.
Игра в бабки (в козны) — старинная народная игра, которой обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок») давших название игре. ... Четырёхгранная форма бабок стала первой формой игральной кости в истории, а используемый материал для изготовления дал название, которое применяется до сих пор — «кость».
История возникновения этой увлекательной игры сокрыта во тьме тысячелетий. На Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.
Вполне вероятно, что и Рюрик азартно бросал кости в Старой Ладоге...
От игры в бабки был в восторге Александр Сергеевич Пушкин. И даже посвятил ей стихотворение - "На статую играющего в бабки". А вдохновила поэта выставка в Императорской Академии художеств в сентябре 1836 года. Увидев работу молодого скульптора Николая Пименова "Парень, играющий в бабки", Пушкин сказал: "Слава Богу, наконец, и скульптура на Руси явилась народною". И, как позже вспоминал скульптор, тут же набросал в записной книжке:
В 1870 году художник Владимир Маковский, знаток и большой любитель народных игр, написал картину "Игра в бабки", и она стала первой его картиной, тут же купленной П. М. Третьяковым для ныне всемирно известной галереи.
Ну, а в Современном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона ( С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907) разъясняется неожиданное название игры: "Бабка (phalanx рrimа) - есть первый сустав или фаланг пальца жвачных животных (быка, овцы, козы и проч.). Эта кость служит для игры "в бабки", которая распространена между детьми простонародья по всей России, как в деревнях, так и в городах".
Существуют десятки вариантов игры. Но все они подчинены основной задаче - сбить битком бабку, стоящую на линии кона. Бабку, надкопытный сустав, обычно находили среди костей после варки студня. Когда в деревнях начинался массовый забой скота, подростки запасались бабками впрок. Биток же делали из наиболее крупной бабки, которую для веса еще и заливали свинцом. Бабки среди детей была своеобразной валютой, и чем больше их было, тем ты считался богаче «Шел с карманами полными бабок…»
Играющие делятся на две команды, скажем, по 3-4 человека. Перед каждой командой за линией кона в определенном порядке и последовательности расставляют фигуры из бабок - "забор" и "гусек".
"Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей.
Игроки выбивают бабки с расстояния 2-3 метра.
Усложняя игру, бьют по кону из различных положений - стоя, с колена, боком. Можно разнообразить и расстановку бабок - поставить их в круг, ромбом, квадратом.
Задача каждой стороны - сбить бабки меньшим количеством битков.
Существуют десятки вариантов этой игры. Но все они подчинены основной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона.
В современном варианте костяные бабки можно с успехом заменить небольшими деревянными чурками, выбрав для биты чурку покрупней да потяжелей.
Усложняя игру, бьют по кону из различных положений — стоя, с колена, боком и т.д. Можно разнообразить и расстановку бабок — поставить их в круг, ромбом, квадратом и т.д.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Народные игры Вятского края"
Участники мастер – класса приглашаются занять свои места. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен народным играм Вятского края. Народными называют игры фо...
МАСТЕР-КЛАСС : «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей».
МАСТЕР-КЛАСС Мошиян Галины Аршалуйсовны, воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка» Тема: «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей». Цель: р...
Мастер -класс "Народные игры"
Методическая копилка...
Мастер-класс " Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания"
Раскрытие понятия "народная игра", классификация народных игр, знакомство с народными играми "Платочек", "Аленушка и Иванушка", "Пирог"...
мастер-класс«Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
Народные игры – игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношески...
Мастер класс дидактическая игра "Найди предмет такой же формы"
Мастер класс дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие...
МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»
МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»....