МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»
консультация
МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника». | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
дошкольное отделение – детский сад № 21
МАСТЕР-КЛАСС
«Народные игры как средство формирования
двигательной активности дошкольника»
Подготовила
инструктор по физической культуре
Чубарева Оксана Игоревна
Одинцово, 2022г.
«Народные игры как средство формирования
двигательной активности дошкольника»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Скажите громко и хором, друзья,
- Деток вы любите? (Нет или да)
- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет?
- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
- Я вас понимаю…. Как быть господа?
- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
- Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне? (Нет)
- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)
Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Тема мастер-класса «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника».
И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! И слова В. А. Сухомлинского актуальны сегодня как никогда:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились у различных народов до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.
Одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».
Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры для детей ценны и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически развивают ребёнка, развивают двигательные умения. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.
Народные подвижные игры решают следующие образовательные задачи:
- совершенствование техники выполнения движений,
- формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,
- целенаправленное развитие физических качеств,
- побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств,
- развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,
- поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.
Диагностика двигательного развития даёт возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояния развития движений ребёнка, позволяет определить для него "ближайшую зону" формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств.
По степени подвижности дети дифференцируются в три основные группы:
- оптимально подвижные (ровное покойное поведение.)
- малоподвижные (общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность не требующую активных движений.
- гиперподвижные (находят возможность двигаться в любых условиях. Движения быстры, резки, бесцельны и легко управляемы, из всех видов движений выбирают бег, прыжки)
Низкий уровень двигательной активности может привести к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, ожирению (что довольно часто встречается в наше время), вегетососудистой дистонии, атеросклерозу. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура, плоскостопие) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено.
Именно поэтому я считаю, что благодаря играм развитие двигательной активности идет быстрее.
По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Методика обучения народным подвижным играм
При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:
1. Подготовка к игре: выбор места, побор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;
2. Сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ – кто в прятки идёт»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображён? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;
3. Объяснение игры должно быть коротким, понятным, интересным, эмоциональным с учётом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;
4. Распределение ролей имеет важное значение для создания интереса и игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Серёжа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределить с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;
5. В ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. Увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика – снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60%;
6. Окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил.
ВЫВОД. Важно использовать народные подвижные игры не только для совершенствования и повышения двигательной активности, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"
Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...
«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».
Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности....
Консультация «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Консультация для педагогов...
"Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника"
Консультация для педагогов...
«Летом ты не скучай. Прыгай, бегай и играй» - дворовые игры как средство повышения двигательной активности дошкольников.
В современном мире дошкольника все меньше наблюдается веселых подвижных игр, дети стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения оп...
Консультация для педагогов «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».
Народные игры — одно из средств развития двигательной активности детей.Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в ...