мастер-класс«Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Народные игры – игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле к Н. и. относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Приобщение дошкольников и их родителей к русским народным играм»
Народные игры – игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием.
Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле к Н. и. относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).
Признаками народности игр являются: распространенность их на значительной части территории, среди разных слоев народа в целом в отличие от игр сословных (светских, солдатских, студенческих, тюремных и т.п.); традиционность как длительная передача от поколений к поколениям ("Мы играем, и деды наши играли так"); укоренение в традиционной культуре, быту, системе обрядов, праздников (например, качели на весенних праздниках, катание яиц с Пасхи до Троицы, собирание для игры лодыжных косточек - бабок и др.); любительские, самодеятельные формы организации я распространения; вариативность; вхождение названия игры в систему родного языка, его фразеологию (даже если по происхождению название было иностранным: чехарда, футбол и т.п.); осознание, признание большинством, и в особенности авторитетными представителями разных слоев народа, в качестве "своей", "родной", характерной для своего народа, соответствующей его вкусам, заповедям, идеалам игры.
Воспитательное значение народных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век. Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
В старину у людей была днем работа, а отдых, забавы да утехи вечером или в праздничный день. Вот и складывались игры, передавая весь народный колорит. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Игры передавались из уст в уста из поколения в поколение.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Для ребенка игра – одна из главных форм его деятельности, через которую осваивается мир окружающих его предметов, человеческие отношения, собственные функциональные возможности и одновременно создается особый колорит всей детской жизни. Для взрослых людей игра – форма досуга и отдыха, а также средство воспитания детей и внуков, передачи им необходимого жизненного опыта.
Сейчас мы познакомим вас с русскими народными играми, которые мы применяем в своей работе. Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры. По необходимости, в игре используем различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение, русские народные костюмы.
Игра «Понарошку!»
Воспитатель:
Грелась кошка у ворот,
Умывала лапкой рот,
Парикмахер петушок
Подарил ей гребешок,
Причесал он кошку…
Родители и дети:
Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Воспитатель:
В облаках медведь парил,
Чай с воронами он пил.
Вдруг, навстречу крокодил,
Раз – и мишку проглотил,
Проглотил, как мошку…
Родители и дети:
Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Воспитатель:
Утром бабушка Варвара,
Комара несла с базара,
Видит: около плетня
С поросятами свинья,
Пляшет под гармошку…
Родители и дети:
Нет, такого не бывает, - это понарошку.
Старинная русская народная игра «Горелки»
Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:
Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!
Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становится первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:
Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!
Игра «Золотые ворота»
Двое водящих получают имена – «луна» и «солнце». Они становятся лицом друг к другу и, соединив руки, поднимают их вверх, образуя воротца. Остальные играющие, взявшись за руки, проходят через эти ворота. Игроки, изображающие эти ворота, поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается.
Второй раз – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас! – (Опускают руки.)
Тот, кто оказался за воротами, остается у «луны» и «солнца». У него спрашивают, где он хотел бы остаться: У «луны» или у «солнца». Задержанный отвечает и становится за тем игроком, кого выбрал. Таким образом все распределяются: кто – к «солнцу», а кто к – «луне».
Когда все распределятся, команда «солнца» и команда «луны» устраивают перетягивание каната. Кто перетянет. Та команда и выиграла.
Воспитатель:
В честь такого веселья прокатимся на карусели.
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!Тише, тише, не бегите, карусель остановите,Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра
Игра «Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что …. (мы играли)
С мамой мне сегодня вместе,
Было очень … (интересно).
Игры разные …. (узнали).
Во много новых (поиграли)
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них….(играть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра с детьми старшего дошкольного возраста
Игра “Внимание, Светофор” развивает самостоятельность, и ответственность при соблюдении правил поведения на дороге. Эта игра закрепляет и систематизирует знания по теме “Безопасность”, развивает ...
подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста
подвижные игры...
Конкурс "Речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста"
Подведение итогов в рамках Педагогического марафона"Реализация задач ОО "Коммуникация" в разделе «Словарная работа»"Методы и приёмы формирования навыков диалогической речи у дошкольников"...
Использование грамматических средств языка в индивидуальных занятиях и играх с детьми старшего дошкольного возраста.
Старших дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо обучать таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определенные трудности. Р...
«Мастер – класс для педагогов дошкольного отделения по ознакомлению со структурой проведения квест – игры с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Прогулка по Москве», как современной игровой технологией обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Цель данной методической разработки: в форме деловой игры с педагогами дошкольного отделения на конкретном примере квест – игры кольцевого типа показать этапы организации и с...
Программа по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста "Я играю"
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнокпознаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития ...
Игры с цифрами для детей 6-7 лет. Математические игры с детьми старшего дошкольного возраста
Игры с цифрами для детей 6-7 летМатематические игры с детьми старшего дошкольного возрастаОдин - много❀ Загадайте ребенку загадку, а он пусть нарисует (возможно, с вашей помощью) отгадку.♦ Днем ...