Мастер-класс " Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания"
консультация (старшая группа) на тему
Раскрытие понятия "народная игра", классификация народных игр, знакомство с народными играми "Платочек", "Аленушка и Иванушка", "Пирог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шеломовская средняя общеобразовательная школа»
Мастер-класс
Народные игры
как средство нравственно – патриотического воспитания
Выполнила: воспитатель В.С. Лахвич
Народные игры - это игры, широко распространенные в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающие особенности этого сообщества.
Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов.
Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности.
И культура славян один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.
Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет казакам-разбойникам. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания.
Если внимательно проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.
Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:
- игры, отражающие отношения человека и природы
- игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков
- игры по религиозно-культовым мотивам
- игры на находчивость, быстроту и координацию
- игры на силу и ловкость
- военные игры
Игры, отражающие отношения человека и природы
Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклами погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать.
Закономерно, что эта связь нашла свое отражение вкультуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица - главные действующие лица.
Для игр можно изготовить и маски зверей. (Волк и овцы, Хромая лиса и другие).
Народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков
Охота, рыбалка, промыслы, бытовые сценки и многое другое, составляющее повседневные занятия людей в старину дошло до наших дней в многочисленных играх-отражениях. Глядя на которые совсем нетрудно себе представить, чем и как жили наши предки. В качестве примера ниже приведем несколько подобных игр:
Своеобразные диалоги - приговорки в играх могли быть довольно длинными и забавными. Причем менять по ходу игры фразы в них не возбранялось. Наоборот, это добавляло игре интереса и живости. (Птицелов, Невод и другие)
Игра-пляска «Платочек» под русскую народную мелодию.
Правила игры просты. Одна из девочек подбрасывает платочек, а мальчики его ловят. Кто поймал, тот идёт к понравившейся девочке и кладёт платочек ей на плечо, тем самым вызывая её в круг.
Задача девочки плясать в своё удовольствие, водя платочком. А дело мальчика - не касаясь девочки руками и не применяя силы, взять платочек. Получить в награду обнимание или даже несколько – это уж как играющие решат.
Игры по религиозно-культовым мотивам
Подобные мотивы четко прослеживаются в народных забавах. Водяные, русалки, домовые, чародеи, нечистая сила фигурируют не только в сказкахи обрядах, но и появляются в сюжетах игр. Вообще детству свойственен некий колоритный языческий примитивизм, делающий игры подобной тематики живыми и яркими.(Черти в аду, Водяной и другие).
Игры на находчивость, быстроту и координацию
Бег, прыжки и другие проявления двигательной активности свойственны детям. Особенно привлекательным становятся они, будучи оформленными в виде игры. Азарт, игровой задор элементы соперничества и соревнования - вот главные составляющие славянских народных игр. (Жмурки, горелки и другие).
Игра «Алёнушка и Иванушка»
Играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, Иванушке завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать он может звать её: «Алёнушка, ты где?». Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь!». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята, игра начинается сначала.
Для сложности у Алёнушки может быть в руках колокольчик.
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»
Игры на силу и ловкость
Сильных и ловких уважали во все времена и в любом обществе. Игра - то занятие, в котором дети могли продемонстрировать сверстникам эти свои качества. («Дуга», «Бой петухов» и другие).
Военные игры
Военная тематика, само собой, не могла не войти и в детские игры. За свои долгую историю военные игры не претерпели каких-либо серьезных видоизменений, и дошли до нас в почти первозданном виде.
В самом общем варианте игра войну представляет собой состязание двух команд, в котором народной традицией определяются допустимые средства и приемы противоборства и условия признания победителей.
На Руси военные игры с давних пор были любимейшим развлечением большинства мальчишек. ( «Взятие крепости», «Снежки» и другие).
Итак, народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.
Литература:
1. Зимина А.Н. «Народные игры с пением». Изд-во: Гном и Д., 2000-64с.
2. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. М., Мнемозина, 2002.- 79с.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для дошкольного и
младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М., Айрис-пресс, 2003.- 368с.
4.Лямина Л.А. Народные игры в детском саду. М., 2008.- 84с.
5.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань. Русское народное музыкальное творчество. М., Советский композитор. 1988.- 190с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Мастер-класс " Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Мастер-класс " Игра, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников" ...
Мастер-класс «Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»
Мастер-класс«Игра как средство нравственно-патриотического воспитания»...
Мастер-класс для воспитателей "Фольклор, как средство-нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Ценность фольклорных произведений для детей обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки и слова, обращения заставляют детей за...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...
"Народные игры - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, см...