Мастер -класс "Народные игры"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс | 20.94 КБ |
Презентация к мастер-классу | 2.96 МБ |
Буклет к мастер-классу | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мастер — класс будет посвящен русским народным играм и их значению в развитии дошкольников.
Начать свое выступление хочется начать словами П.Лефграфта «Подвижная игра………..
Подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит известных всем пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни.
Немного из истории о подвижных играх.
Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.
Особенности организации народных подвижных игр.
1. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
2.При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили
3.Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. .
4.В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя.
5.Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
6.При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
7.Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
8.В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
9. Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности.
10. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:
-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней
создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой
Зазывалочки на подвижную игру
Тай-тай, налетай!
В интересную игру,
А какую – не скажу.
Поиграйте с нами,
Догадайтесь сами!
Эй, ребята, поскорей
Собирай своих друзей!
Будем мы играть сейчас –
Посмотрите все на нас!
Эй, ребята, все вниманье!
Есть веселое заданье!
Эй, девчонки и мальчишки,
Молчуны и шалунишки,
Подбегайте все скорей
Вместе будет веселей!
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.
Например:
Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели.
А водить тебе велели!
- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне болотные опушки,
- А еще?
Еще лягушки.
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
Можно распределить русские подвижные игры на группы:
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: “Гуси-лебеди”, “Волк во рву”, “Волк и овцы”, “Вороны и воробьи”, “Змейка”, “Зайцы в огороде”, “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки”, “У медведя во бору”, “Коршун и наседка”, “Стадо”,” Хромая лиса”, “Филин и пташки”. “Лягушата”.
2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. : “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Встречный бой”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”, “Продаем горшки”, “Защита укрепления”, “Захват флага”, “Шишки, желуди, орехи”, а также различные их варианты.
3. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.
3.Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Котлы”, “Ляпка”, “Пятнашки”, “Платочек-летуночек”, “Считалки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.
Своё выступление я хочу закончить словами… Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своѐ главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием…
Желаю творческих находок, успехов в работе!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит известных всем пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как сказки и песни.
Из истории. Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.
Особенности организации народных подвижных игр. Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили Если игра хорошо детям знакома, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. . В младших группах при разучивании новой игры роль водящего воспитатель берёт на себя. Правила игры воспитатель должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости. Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку. В процессе игры воспитатель следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка Руководя игрой, воспитатель воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо: - никогда не заставлять детей играть, а только приглашать - использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки) - создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка - быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом - не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи - участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой
Зазывалочки на подвижную игру Эй, ребята, поскорей Собирай своих друзей! Будем мы играть сейчас – Посмотрите все на нас! Эй, ребята, все вниманье! Есть веселое заданье! Тай-тай, налетай! В интересную игру, А какую – не скажу. Поиграйте с нами, Догадайтесь сами! Эй, девчонки и мальчишки, Молчуны и шалунишки, Подбегайте все скорей Вместе будет веселей!
Считалка – помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели. А водить тебе велели! Мы собрались поиграть. Ну кому же начинать? Раз, два, три - Начинаешь водить ты! - Аист-аист, аист - птица, Что тебе ночами снится? Мне болотные опушки, - А еще? Еще лягушки. Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить!
Классификация народных игр 1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Сюда относятся русские народные игры: “Гуси-лебеди”, “Волк во рву”, “Волк и овцы”, “Вороны и воробьи”, “Змейка”, “Зайцы в огороде”, “Пчелки и ласточки”, “Кошки-мышки”, “У медведя во бору”, “Коршун и наседка”, “Стадо”,” Хромая лиса”, “Лягушата”. 2. Игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. : “Дедушка-рожок”, “Домики”, “Ворота”, “Заря”, “Корзинки”, “Каравай”, “Невод”, “Охотники и утки”, “Ловись рыбка”. “Птицелов”, “Рыбаки”, “Удочка”. 3.Игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью: “Бабки”, “Городки”, “Горелки”, “Городок-бегунок”, “Двенадцать палочек”, “Жмурки”, “Игровая”, “Кто дальше”, “Ловишка”, “Лапта”, “Пятнашки”, “Третий – лишний”, “Чижик”, “Чехарда”, “Кашевары”, “Отгадай, чей голосок”, “Веревочка под ногами” и др.
Задачи: Развивать, выдержку. Упражнять детей в прыжках на двух ногах, беге в различных направлениях. Описание: Все становятся в круг. Тара – бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить! Выбирается ведущий. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. и при назывании летающего объекта все игроки подпрыгивают. Если назван объект нелетающий, они стоят на месте. Правила игры: Прыгать можно только если назван летающий объект. Варианты: вместо прыжков можно использовать бег. А можно чередовать. ЛЕТИТ – НЕ ЛЕТИТ
Масленица Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге. Описание: Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает: А я Масленица, Я не падчерица, Со платочком хожу, К вам сейчас подойду. Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми: На плече платок лежит, Кто быстрее пробежит? Правила игры : Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.
Дядюшка Трифон Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления. Описание : Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: У дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей: Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я! Правила игры : При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием… Желаю творческих находок, успехов в работе! Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Игры, способствующие успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста»
Иногда ребенок переходит в следующую возрастную группу (такое бывает в комбинированных садах), оставляя своих воспитателей и друзей. И он испытывает стресс. В период адаптации ребенка может сопр...
мастер - класс "Игры наших мамочек"
Этот материал будет интересен как воспитателям, так и родителям, желающих самостоятельно воспитывать и развивать своих детей. Он содержит опыт родителей - воспитателей семейных детских садов с описани...
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности. Мастер – класс «Играй всегда, играй везде!»
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями гос...
Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»
1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...
Мастер-класс "Игры взрослых, игры детей"
Тема: «Игры-путешествие на участке детского сада»Цель: Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации игр-путешествий в дошкольном образовательном учреждении...
Мастер-класс "Играем с детьми в подвижные и малоподвижные игры"
Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх....
Мастер - класс "Учимся мастерить и играть".
Мастер- класс организован с целью познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях, активизировать знания родителей о применении дидактич...