МАСТЕР-КЛАСС : «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей».
презентация на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
Мошиян Галины Аршалуйсовны,
воспитателя МБДОУ ЦРР детского сада №27 «Ласточка»
Тема: «Народные игры и игрушки как средство нравственно-патриотического воспитания детей».
Педагог приглашает участников мастер-класса:
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званные и желанные.
Красивые молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге -
Хозяйке радость!
Для Вас и место готово.
Красному гостю – красное место.
Мы с вами живем в удивительное время. Происходит много разных открытий, люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют и через игры познают мир, усваивают нравственные ценности и перенимают навыки и умения старшего поколения.
Недаром говорят, если вы хотите узнать душу ребенка, приглядитесь, как и во что играют ваши дети. Поэтому, сегодня я вам предлагаю отправиться в удивительный мир народных игр и игрушек.
Посмотрите, что я вам сегодня принесла
(показывает корзинку и говорит)
Я в корзинку спрятала игрушку
Девочек любимую подружку,
Можно с ней по-разному играть,
Кормить, укачивать, в наряды одевать.
Ну, что, догадались, о какой игрушке идет речь? (достает куклу)
Нет ни одного ребенка на свете, который не играл бы в куклы.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово кукла?
-Может в зале кто-то скажет? Вот сколько красивых образов вызывает в нас слово кукла.
Кукла не рождается сама, её создает человек. Мастер вкладывает в неё всю свою душу.
Куклу делали из любого материала, который был под рукой. Например, ложка и косынка найдутся в каждом доме.
Не разрешается использовать ножницы и иглы. Обязательным было использование красного цвета, который уже сам по себе являлся оберегом. Эта игрушка не имеет лица, потому что в народе верили в то, что кукла с лицом приобретает душу (как добрую, так и злую) и может повредить ребенку или даже принести несчастье. Посмотрите как быстро из ложки и косынки можно смастерить куклу.
Сейчас и вы попробуете смастерить таких же кукол.
Изготовление кукол участниками мастер-класса
Показ слайдов
А пока наши мастерицы делают кукол, я хочу вам рассказать о том, что у каждого народа были свои куклы самоделки. Русские народные куклы пеленашка, зернушка, берестушка, казачья кукла закрутка и армянская кукла хмачик.
Они во многом отличались, имели разные названия, но все они носили общий смысл, главным из которых являлся оберег ребенка и его подготовка к дальнейшей жизни. А самое интересное, что в отличие от современных игрушек, в старину не было ни злых, ни страшных игрушек, потому что считалось, что они могут принести зло малышу.
Когда ребенок проживает свою жизнь играя, он растет, развивается и взрослеет успешно. Старинная игрушка – настоящая копилка народной мудрости.
Молодцы, наши мастерицы, вот каких кукол они изготовили своими руками!
Играть можно не только с игрушками, но и без них. Какие народные игры вы знаете?
Издревле, на Руси было очень много игр. Многие народные игры тесно перекликаются, имеют аналоги, с некоторыми изменениями. Особенно много заимствованных игр у народов Дона, обусловленных вековыми традициями совместного проживания. В народных играх воспитывается смелость, ловкость, выносливость, справедливость.
Большое значение в армянских народных играх уделялось трудовому воспитанию, во многих играх отражены занятия ремесленников, имеются игры, связанные с военным делом.
В детском саду мы проводим игру – состязание «гураш» адаптированную нами для детей старшего дошкольного возраста.
(приглашаю двух игроков и объясняю правила игры: надо вытолкнуть соперника из круга, плечом, спрятав руки за спину).
Здесь большое значение имеет подбадривание участников, поддержка их залом.
Свою ловкость и силу в поединке нам покажут ……
Многовековые традиции сохранили в себе русские и казачьи народные хороводные игры. Хоровод создает единое поле, которое защищает, оберегает и дает возможность для культурного развития.
А сейчас мы поиграем в казачью игру «Вышел Ваня погулять»
(Ваня ходит внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать. (Ваня остановился)
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку возьмись. (Ваня кланяется девочке)
ВАНЯ: Дарю тебе ленточку, потому что ты самая…..
(в круг входит девочка, искать себе друга и дарит ему ленточку)
Сейчас мы с вами поиграем в русскую хороводную игру «Заря-зареница».
Один игрок держит шест с лентами. Водящий стоит в стороне. Каждый играющий берется за конец ленты. Игроки идут по кругу и поют. С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту и они вдвоем обегают круг с разных сторон. Кто быстрее схватит ленту, то побеждает.
Заря-зареница,
Красна девица.
По полю ходила
Ключи обронила.
Ключи золотые
Ленты голубые.
Раз, два, три – не воронь
А беги, как огонь.
Заключение:
Народные игры и игрушки, уходящие своими корнями в древность, помогают детям почувствовать мудрость и красоту народных обычаев и традиций, учат уважать и ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, понять, что они часть великого целого – своего народа, своей страны.
Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей.
Но не будет роднее, чем здесь!
Под южным небом Дон широкий
Долины, рощи, нивы и поля
Бегут тропинки и пути-дороги…
Просторы эти – Родина моя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....
Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Тип проект: педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: - долгосрочный Участники: дети старшей группыУчастники проекта: ...
Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Зубкова Вера Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Ивушка»...
Народная игрушка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Статья для педагогов о роли народной игрушки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....
Мастер класс Тема: «Народные игры в нравственно — патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».
Мастер класс...
Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой РоссииЗадачи:Актуализировать знания пед...
Мастер-класс для воспитателей «Развивающая книжка «Сказки», как средство нравственно- патриотического воспитания»
laquo;Развивающая книжка «Сказки» как средство нравственно- патриотического воспитания». Это пособие побуждает детей не только к любви к русским народным сказкам, раскрывает м...