Статья "Ритмопластика и йога для детей дошкольного возраста"
статья
Ритмопластика и йога для детей дошкольного возраста
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Приоритетным направлением деятельности ДОО является физическое развитие детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, в это время происходит интенсивный рост и развитие детей, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому в настоящее время в качестве одного из важных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на МО "Ритмопластика и йога" | 41.51 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»
Доклад на тему
«Ритмопластика и йога для детей дошкольного возраста»
Подготовили воспитатели:
Кешикова М.А.
Сергеева Т.С.
Ритмопластика и йога для детей дошкольного возраста
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Приоритетным направлением деятельности ДОО является физическое развитие детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, в это время происходит интенсивный рост и развитие детей, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому в настоящее время в качестве одного из важных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.
Физкультурно-оздоровительная работа - это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения. Она рассчитана длительный срок, которая строится в разделе образовательной области «Физическое развитие».
Цель физкультурно-оздоровительной работы – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи физкультурно-оздоровительной работы:
- укрепление здоровья детей;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
- выявление интересов, склонностей и способностей через систему спортивно – оздоровительной работы;
- приобщение детей к традициям большого спорта;
- совершенствование психомоторных способностей дошкольников: развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, спортивно-силовых и координационных способностей;
- развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовать движения с музыкой
Исходя из вышеуказанных целей и задач, в детском саду можно внедрять такие новые технологии, как ритмопластика и йога для дошкольников, которые позволят обеспечить достаточную двигательную активность детей. Так дошкольники будут учиться выполнять двигательные задания в нужном темпе, доводя их до конца, не совершая ненужных беспорядочных движений, а также будут тренироваться в чёткости выполнения упражнений без проявления суетливости, беспокойства, несдержанности, раздражительности. Будут учиться саморегулировать деятельность и своё поведение, расслабляться с последующим восстановлением частоты сердечных сокращений.
Именно в детском саду происходит знакомство ребенка с элементарными основами физического развития, начинает формироваться его личностное отношение, повышается двигательная активность детей и поддерживается интерес к разнообразным нагрузкам, закладываются предпосылки физических качеств.
Если включать в работу по физическому воспитанию ритмопластику и йогу, это позволяет сделать учебный процесс более интересным, разнообразным и эффективным.
Новая форма работы по формированию физической культуры дошкольников такая, как Йога, основывается на трех основных направлениях:
- социально-психологическом,
- интеллектуальном
- двигательном.
Поэтому эффективным средством, отвечающим выше изложенным принципам развития детей, будет детская йога. Так как база йоги очень обширна и сложна, на занятиях можно использовать элементы Хатха-Йоги (основанной на выполнении упражнений, связанных с животными и окружающими предметами) для развития физических, умственных и эмоциональных способностей детей. Гимнастика с элементами Хатха-Йоги доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, в гимнастике Хатха-Йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность – сочетание Хатха-Йоги физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений.
Хатха-Йога – это вид йоги, который уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозначает солнце, «тха» — луна. Солнце символизирует тепло, активность и энергию, а луна - холод, пассивность и торможение.
Проведение занятия в детском саду с элементами хатха-йоги помогает детям сбалансировать противоположные физиологические процессы возбуждения и торможения. Основными элементами хатха-йоги являются так называемые асаны (позы), а также пранаяма (дыхательные упражнения).
Безусловно, в условиях детского сада, невозможно использовать все элементы этой системы. Но часть её вполне доступна и для дошкольников.
Для занятий важно использовать показ и наглядный материал - картинки и схемы с изображением и последовательностью их выполнения.
Сначала поза называется и показывается детям, рассматриваются схемы её выполнения, даётся словесная инструкция. Затем дети учатся правильно и последовательно выполнять позу, сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. На последующих занятиях дети выполняют позы самостоятельно, ориентируясь на схемы или словесную инструкцию.
Раз в месяц организуется обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых поз, объединённых одним сюжетом (Джунгли, На морском дне). Можно придумать интересную историю, сопровождающую выполнение упражнений, которая будет развивать воображение и поддерживает интерес к занятиям.
Выученные упражнения можно включатьв комплекс утренней гимнастики и гимнастику после сна.
Занятия с элементами йоги строятся по неизменной структуре: Разминка, асаны (упражнения), расслабление.
Разминка состоит из суставной гимнастики, растяжки, массажа. Далее целесообразно выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза хатха-йоги, основа оздоровления позвоночника и всего организма.
Грамотно организованная физкультурно-оздоровительая работа даёт положительные результаты:
- дети становятся более гибкими, их движения красивыми и плавными;
- умеют правильно дышать, снижается заболеваемость в осенне-зимний период;
- умеют расслабиться и быстро успокоиться, а, следовательно, лучше усвоить учебную информацию;
- придумывают новые позы и игры, что даёт развитие воображению детей и возможности фантазировать;
- заинтересованность детей интересной деятельностью повышает внимание и сосредоточенность.
Внедрение элементов хатха-йоги на занятиях физкультурой дошкольников очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Такая система физического воспитания в детском саду поможет, на мой взгляд, существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность, а следовательно, улучшить здоровье детей.
Ещё одной из новых форм организации работы по физическому развитию является ритмопластика. Огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Занятия ритмопластикой имеют большое значение для детей с ОВЗ. Это связано с тем, что характерные для них особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребёнка.
Специфической особенностью данной методики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социализацию детей с ОВЗ определяют необходимость оказания им своевременной коррекционной помощи с использованием эффективных технологий.
В основе ритмопластики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении. Важная задача - научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности. Точной, выразительной передачей посредством движений характера музыки достигается воплощение образного содержания музыкального произведения.
Ритмопластика – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Методика обучения ритмопластических движений во многом зависит от выбора «единиц» этого языка, с которыми предполагается познакомить детей. Необходимо подбирать достаточно простые, доступные движения. Эти движения составили некоторую систему выразительных средств, позволяющую создать разнообразные хореографические композиции. Особое внимание хочется обратить на использование специальных, корригирующих упражнений. Данный метод показал, что если включать в занятия с детьми корригирующие упражнения, то можно добиться исправления дефектов в осанке, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив укороченные и укрепив растянутые.
Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей, средствами музыкально – ритмической деятельности, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка.
На занятиях по ритмопластике, можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Занятия ритмопластикой способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально - ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания. Движения, совершаемые под музыку, выполняются легче, дыхательный аппарат работает более энергично, увеличивается глубина дыхания, повышается поглощение кислорода. К таким недостаткам относятся общая ослабленность организма, сниженный иммунитет: индекс здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже по сравнению со здоровыми сверстниками.
Развитие ритмопластических способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа – все это может отражаться в движении.
Разработка инновационного метода в работе с детьми с ОВЗ:
- Обеспечивать активную двигательную деятельность для детей.
- Обеспечивать необходимую коррекцию имеющегося дефекта в развитии.
- Создавать положительный психоэмоциональный комфорт ребёнка.
Основные условия для выполнения поставленных задач:
- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
- Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
- Создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на занятиях детским фитнессом.
- Создание оптимальных условий для каждого ребёнка в процессе освоения двигательного опыта.
Основные концептуальные положения в инновационной методической разработке «Ритмопластика».
- Строго дифференцированный подход с учетом характера и тяжести заболевания.
- Построение новых комплексных программ.
- Строгое соблюдение дидактических принципов обучения.
- Соблюдение принципов оздоровительно-развивающей направленности.
При работе с детьми ритмопластикой у них улучшается память, совершенствуются координация движений. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания. Чтобы избежать скуки, монотонности, рекомендуется шире применять различное малое оборудование: гимнастические ленты, малые мячи, обычные мячи, скакалки и др., размер которых зависит от возраста занимающихся и конституции тела, обладающие хорошим профилактическим эффектом против заболеваний позвоночника и суставов.
Основные принципы организации занятий.
Как уже указывалось, для детей с ОВЗ, характерны различные нарушения, как познавательных процессов, так и сенсорного и моторного развития. Таким образом, на занятиях ритмопластики актуально применять разработки новых, наиболее оптимальных форм и методов обучения и воспитания детей, с ОВЗ, с целью всестороннего коррекционного развития.
Педагог в процессе наблюдений определяет уровень индивидуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специальный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, «высветить» наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репертуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному исполнению композиции.
Обязательно нужно проводить релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия, для чего следует использовать такую «музыку» для релаксации, как пение птиц, журчание ручья, шум моря и т.д.
На занятиях очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание заниматься. Для этого необходимо продумать методические приёмы, которые помогут решить поставленные задачи.
Одним из важнейших принципов является:
- научность, которая предполагает построение занятий в соответствии с психическим и физическим развитием ребёнка.
- принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний. Двигательных умений, навыков.
- принцип постепенности определяет необходимость построения в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному».
- принцип индивидуально, при котором осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста и двигательной подготовки. При индивидуальном подходе обязательно учитывается ортопедический диагноз ребёнка.
- принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей.
- принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений.
-принцип наглядности - один из главных методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
- принцип плавности выполнения движений – без пауз и остановок является существенным моментом в ритмопластике. Спокойный темп выполнения, плавный, без перерывов на отдых переход от одного движения к другому заменяет быстрые, судорожные движения.
«Постановка правильного дыхания – один из важнейших принципов. Каждое упражнение ритмопластики одно общее правило: вдыхайте, готовясь к движению, и выдыхайте в процессе движения.
Выполнение движения на выдохе позволяет расслабляться и избегать перенапряжения. Это также оберегает от задержки дыхания, вызывающей ненужное перенапряжение и стресс. Дыхание практически должно совпадать с ритмом обычного дыхания человека.
Следующая методическая позиция связана с нахождением приёмов, способствующих созданию на занятиях атмосферы увлечённости, когда дети занимаются ритмопластикой не по принуждению и не по команде взрослого, а потому, что им самим интересно. Для этого в методику вводится разговорно-игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с характером музыки. Подбирая музыкальное сопровождение к занятиям, следует стремиться к тому, чтобы репертуар был выразительным, привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, помогал развивать возможности тела и в тоже время был доступным для исполнения.
Формы занятий отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Занятия должны вызывать интерес у детей и сопровождаться положительными эмоциями, соответствуя возрастным физиологическим характеристикам.
Структура занятий
1 часть – вводная. Она включает в себя упражнения, воздействующие на весь организм ребёнка. Чаще всего это ходьба (на пятках, на носках, в полуприседе, с высоким подниманием колен и т.д.).
2 часть - основная. Серия упражнений различного характера:
1. Упражнения по позициям рук и ног.
2. Ритмическая часть проходит в быстром динамическом темпе. Эта часть требует наибольшей затраты энергии, упражнения предназначены на развитие гибкости позвоночника, укрепление мышц спины и брюшного пресса, мышц ног.
3. Упражнения на расслабление. Цель этих упражнений – обеспечить максимальный отдых детей. Чаще всего это плавные движения и упражнения на дыхание.
3 часть заключительная. В этой части используется хореографическая композиция. Построенная на ранее изученных упражнения, обязательно используются дыхательные упражнения. Релаксационные упражнения, цель которых обеспечить максимальный отдых детей.
Занятия по ритмопластике проходят 2 раза в неделю. Общая продолжительность занятий для детей среднего возраста– 25 минут, для детей старшего возраста– 30 минут. Следует учитывать условия проведения занятий по ритмопластике:
- музыкальный зал с зеркалами
- для занятий у детей должна быть форма, которая не стесняла бы их движения, отвечала бы эстетическим требованиям.
- педагог продумывает форму своей одежды таким образом, чтобы дети могли наблюдать его эталонную пластику.
В комплексах по ритмопластике используются следующие средства двигательного воздействия:
1. Музыкально – ритмические движения.
2. Упражнения с предметами (ленты, мячи, султанчики и др.)
3. Элементы хореографии (основные позиции рук и ног).
4. Элементы спортивного танца.
5. Упражнения корригирующей гимнастики.
6. Дыхательные упражнения.
Все эти средства объединяются в комплексы в определённой последовательности и используются в хореографических композициях.
Развитие ритмопластики — это эффективное средство комплексного воздействия на организм ребенка, а также на личностное развитие дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хатха-йога для детей дошкольного возраста
Халасана (поза плуга). Лежа на спине, поднять согнутые в коленях ноги. Поддерживая руками поясницу, колени прижать к ушам. Позу удерживать 5—10 сек., затем плавно вернуться в и.п. В результате выполн...
Занятие по йоге для детей дошкольного возраста
Элементы данного занятия можно использовать во всех видах детской деятельности в ДОУ и дома....
Хатха йога для детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными....
Ха-ха йога для детей дошкольного возраста
Материал для педагогов и родителей. Как применять элименты хат-ха йоги в работе с детьми дошкольного возраста....
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»
консультация для родителей и педагогов...
январь 2024 г. Статья для родителей. Хатха-йога для детей дошкольного возраста
Пррфелакитика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей....
Мастер-класс "Йога для детей дошкольного возраста"
Выполнение разминки. Разучивание поз для роста, для работы кишечника, для шеи и плеч. Разминка для глаз. Игра "Воздушная кукуруза"....