Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через программу дополнительного образования «Хатха - йога для детей»
Наши дети – это наше будущее и им необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни целом. Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека.
Йога – древнее учение, созданное для очищения, оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, способствует отличному функционированию всех органов и систем организма, повышает тонус, улучшает пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, делает сильным и спокойным ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования. Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста.
Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста. Если теория йоги может быть интересна и познавательна для детей старшего возраста, то для детей младшего возраста основы этих знаний могут преподаваться только в самой облегченной форме.
Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят асаны. Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.
Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.
Все же, несмотря на большие различия в методах преподавания йоги для всех возрастных групп, общим принципом для них является динамичность и разнообразие. Детям свойственна смелость, открытость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу гораздо быстрее и успешнее взрослых.
Цели программы:
- Сохранение и укрепление здоровья;
- Улучшение физического здоровья;
- Повышение защитных функций организма и общей работоспособности в рамках ДОУ по средствам занятий хатха-йоги
Задачи:
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
- совершенствовать двигательное умение и навыки детей;
Учить детей чувствовать своё тело (во время упражнения хатха-йога)
- вырабатывать равновесие и координацию движения.
Развивающие:
- развивать морально – волевые качества, потребность в ежедневной двигательной активности;
- укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника;
Воспитательные:
- Воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость)
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы ЗОЖ.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться воспринимать ее полнее и ярче.
Ребенок будет знать:
- Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асан, дыхательные упражнения и упражнения для глаз), самомассаж.
- Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
- Правила ЗОЖ.
Ребенок будет уметь использовать:
- Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приема формирования морально- волевых качеств.
- Методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.
На начало года сформирована группа, исходя из медицинских показаний.
В группу вошли воспитанники с нарушением опорно-двигательного аппарата и плоскостопием. Занятия проходят 2 раза в неделю по 25-30 мин.
В ходе занятий ребята знакомятся с комплексами упражнений (асан), направленных на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы, благодаря которым, укрепляется здоровье детей. По текущему мониторингу было выявлено улучшение со стороны опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, укрепления мышц спины. В конце года, группа проходит повторный медицинский осмотр.
В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и средства, повышающие уровень физического здоровья.
Библиографический список:
- Иванов Т. А. Йога для детей. Парциальная программы кружковой работы для детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬ- ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015.- 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в детском саду по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
В статье представлен опыт работы по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни. План работы на год и итоги....
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”
Проект : «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления”...
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2017-2018 учебный год
В дошкольных учреждениях активно применяются программы, осуществляющих работу педагогов по вопросам здорового образа жизни. Однако, как показал анализ этих программ, все они имеют один существенный не...
Презентация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления»
Презентация раскрывает цели и задачи инновационной Программы, этапы ее реализации, а также итоги оценки готовности педагогов к инновационной деятельности....
Отчет о деятельности муниципальной инновационной площадки по теме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через создание модели развивающей педагогики оздоровления» за 2018-2019 учебный год
В отчете представлен материал о реализации содержательного этапа Программы инновационной деятельности за 2018-2019 учебный год...
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействие с родителями воспитанников.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит масштабный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизн...
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется повышением требований к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья различных слоев населения и в особенности дете...