Использование элементов практик йоги в работе по здоровьесбережению с детьми с ОВЗ
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнитнльного образования. Содержит краткий обзор применения элементов практик йоги в работе и подробное описание упражнений в рамках одного занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yoga_-_sovremennaya_tehnologiya_zdorovesbeezheniya_detey.docx | 853.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементов практик йоги, как здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»
Все лучшее, что есть в нашем обществе, мы стремимся отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их благополучии и здоровье является одной из основных задач государства. Ведь здоровье детей – это наше будущее.
Однако, здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. К сожалению, в современном мире заболеваемость детей растет с каждым годом. Несмотря на все достижения медицины среди воспитанников детских садов многие страдают хроническими заболеваниями, имеют патологии в осанке, нарушения опорно-двигательного аппарата. Неуклонно растет число детей с особенными потребностями.
Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МБДОУ «Детский сад № 8» «Крепыш» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них — это занятия детской йогой.
Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, которое обеспечивает детям хорошее самочувствие и помогает их растущим телам, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Элементы практик йоги помогают детям обрести гармоничное физическое развитие, учит сосредотачиваться и положительно влияет на дисциплину. За счет того, что йога тренирует мышцы, укрепляет связки и суставы, она к тому же положительно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, использование элементов практик йоги могут быть хорошим дополнением к основному спорту, которым занимается — или готовится заниматься ребенок.
Практическая ценность детской йоги очевидна и заключается в том, что она:
- развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
- улучшает осанку (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
- дает осознание своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
- формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
- способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей).
При серьезных занятиях и дети, и взрослые могут проникаться философией йоги, а могут использовать ее в качестве лечебно-профилактической физкультуры, благотворно влияющей на оздоровление организма. Самостоятельное снятие мышечных зажимов, постановка правильного дыхания, техники расслабления — основа целеполагания упражнений практик йоги. И особым детям это особенно нужно.
В настоящее время в здоровьесбережении детей большой акцент делается на поиске нетрадиционных систем оздоровления, прежде всего, на технологиях, сопрягающих физическое и психическое начало человека. Использование элементов практик йоги, как вид реабилитационных занятий или упражнений в комплексе приемов работы с детьми с особенностями развития является одним из способов расширения арсенала средств деятельности воспитателя в ДОУ.
Регулярные занятия йогой способствует улучшению качества жизни и здоровья детей с особенностями развития, помогают развить коммуникативные навыки, познавательную активность, концентрацию ума и внимание, мелкую моторику, гибкость, силу, выносливость. В процессе занятий тренируется вестибулярный аппарат, повышается самооценка. Опыт применения элементов практик йоги в работе с детьми с ограниченными возможностями доказывает результативность данного направления.
Спецификой занятий йогой с детьми с особыми потребностями является следование основным принципам педагогической направленности:
- принцип безоценочной деятельности, что освобождает детей от страха делать ошибки;
- принцип творческой деятельности, что предусматривает возможность применения ребёнком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке;
- принцип сотрудничества и кооперации, что дает возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то;
- принцип взаимодействия с родителями, ведь именно семья определяет отношение детей к ЗОЖ, их интерес к спорту, активность и инициативу.
Элементы практик йоги (асаны, позы) включаются в структуру утренней зарядки и кружка фитнес – микс, проводятся от одного до трех раз в неделю от 10 до 20 минут в зависимости от индивидуальных потребностей и других параметров детей.
Использование упражнений йоги не имеет противопоказаний, а результат очевиден. Данное направление в здоровьесбережении способствует развитию правильного восприятия собственного тела, концентрации внимания и памяти, что необходимо детям с задержкой в развитии.
Например, при выполнении асан и поз позвоночник ребенка сгибается во всех направлениях, что позволяет вырабатывать правильное растяжение и координацию движений. Йогические упражнения помогают справиться с мышечным тонусом, одновременно и расслабляют, и дают достаточную нагрузку для работы разных групп мышц, открывая весь спектр подвижности суставов.
Занятия йогой позволяют направить неуемную энергию ребенка в правильное русло. Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности типичны нетерпеливость, забывчивость, плохо развитые навыки общения. И важной составляющей занятий йогой для таких детей - правильное дыхание, которое, как известно, тесно связано с эмоциями. А регулярное включение элементов практик йоги помогают развивать уравновешенность и способность концентрироваться, снижает уровень тревожности.
Особая йога – очень бережная и внимательная к детскому организму практика, специально адаптированная для детей с нарушениями развития. Она направлена на знакомство особенного ребенка со своим собственным телом и его возможностями, помогает выйти из круга стереотипных движений, управлять дыханием, контролировать эмоции и поведение.
Каждый ребёнок — индивидуален. Особенно яркая индивидуальность присуща особым детям, и процесс изменений также становится особенным для каждого. Цель процесса: осознание ребёнком (и любым человеком) психической составляющей своей личности, глубинной сущности, своего Я, способного влиять как на ум, так и на тело. А «побочные эффекты» в виде оздоровления организма, умения управлять своими эмоциями, концентрировать внимание и расслабляться приходят в процессе.
Упражнения с элементами практик йоги.
- Ребята, приглашаю вас сегодня на необычную прогулку, где мы с вами увидим много удивительного сразу же, как только перейдем через этот мост…
Поза «Мостик»
И.п. - лежа на спине, ноги согнуть в коленях, не отрывая ступни от поверхности.
Т.в. - Опираясь на руки, плавно оттолкнуть таз и поднять максимально высоко над полом. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища. Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, без резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.
Результат. Упражнение помогает, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, увеличить гибкость позвоночника.
- Мы перешли через мостик, слышите шипение? Ребята, это проползает мимо нас змея…
Поза «Змея»
И.п. - лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне груди.
Т.в. - на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд. Затем на выдохе плавно опуститься, положив голову набок.
Результат. Поза помогает улучшить осанку, повысить умственную работоспособность, избавиться от головной боли.
- Вы напуганы и растеряны. Не волнуйтесь, ребята. Видите, появился охотник с собакой…
Поза «Собака»
И.п. – стоя на четвереньках.
Т.в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.
Результат. Упражнение способствует укреплению и вытягиванию задних мышц, подколенных сухожилий, суставов рук, связок плечевого пояса, мышц спины.
- Ребята, змея сейчас уползет, потому что у охотника в руках лук. Натянув плотную тетиву, он выпустил из лука меткую стрелу…
И.п. - лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватить руками ноги на уровне лодыжек.
Т.в. - спокойно, плавно поднять верхнюю часть туловища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо. Колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.
Результат. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, делает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.
-Ребята, нам пора возвращаться, но вы заметили бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар. Смотрите, как прекрасна бабочка.
Поза «Бабочка»
И.п. – сидя, ноги прямые.
Т.в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.
Результат. Упражнение помогает укрепить мышцы спины; развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.
- Ребята, вам понравилась наша прогулка? Давайте поблагодарим друг друга за это чудесно проведенное время.
Поза «Спасибо»
И.п. – стоя ровно.
Т.в. – на вдохе вытянув руки через стороны, соединить ладонями перед грудью. Пальцы прижаты друг к другу. Сделать выдох. Задержаться в позе на 5 секунд. Можно прикрыть глаза и улыбнуться.
Результат. Поза помогает снять напряжение; насыщает положительными эмоциями.
Статью подготовила: Маркелова Александра Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
Список использованной литературы:
- Брегвадзе, Е. Н. Проект «Нетрадиционные здоровьесберегающие технологии «Детская йога» в условиях ДОУ / Е. Н. Брегвадзе, Е. С. Гринсонс. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 35-38. — URL:
- Лысенко Я.А., Королькова Л.В. «Йога-терапия как здоровьесберегающая технология – текст непосредственный // Основы социальной деятельности. – 2020
- #1046;уравская О.В. Обучающая игра "Йога-азбука", Издательство: АЙРИС-пресс, 2022г.
Автор: Маркелова Александра Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием элементов детской йоги.
Это типовое занятие с использованием основных видов движений на третью неделю февраля. Элементы детской йоги включены в О.Р.У. и взята йога-игра, в качестве третьей задачи. Также, в заключительн...
«Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста» В настоящий момент первоочередной задачей государства является подготовка таких...
Использование элементов арт-терапии в работе педагогов ДОУ с детьми
Многие педагоги считают, что методы арт-терапии, могут использовать в своей работе только психологи. Однако, порой даже и не подозревают, что ежедневно в непосредственной образовател...
Использование элементов хатха-йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми 5-7лет.
Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать....
Презентация для МО "Использование элементов детской йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста"
Использование элементов детской йоги в физкультурно-оздоровительной работе с детьми среднего дошкольного возраста ...
"Использование элементов сенсорнои интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. В статье описываются направления сенсорно-интегративной логоп...
Использование элементов технологии "Хромотерапия " в работе учителя-логопеда с детьми групп комбинированной направленности для детей с ТНР.
В статье говорится о использовании нестандартных технологий в работе учителя-логопеда....