Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
статья по логопедии

Ланцова Елена Юрьевна

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов: зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых, вестибулярных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 84»

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ».

Подготовила: учитель-логопед Ланцова Елена Юрьевна

Работая с детьми, можно заметить множество трудностей, с которыми сталкиваются дошкольники: не могут проводить прямые линии при штриховке, при раскрашивании выходят за контур, разговаривают монотонно или громко, медленно ходят по лестнице или спускаются по одной ступеньке, путают право и лево, верх и низ, избегают чужих соприкосновений, неверно понимают обращённые слова, затрудняются повторить небольшие предложения.

В целом, эти дети развиваются нормально, педагогам кажется лишь то, что дети испытывают трудности, ссылаясь на неусидчивость, невнимательность. На самом деле у детей с такими недостатками наблюдается нарушение сенсорной интеграции.

Что же такое сенсорная интеграция? И как с помощью неё можно помочь ребёнку преодолеть некоторые проблемы.

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов: зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых, вестибулярных.

От того, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Восприятие позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно. Например, «нормотипичному»  малышу дают машинку. Он её может взять, пощупать, потрогать, покрутить колёсики, при этом слушать название этой игрушки и понимать о чём идёт речь. Таким образом, восприятие информации предоставляется по нескольким каналам и объединяется в одно целое и называется сенсорная интеграция.

Нарушение сенсорной интеграции – это искажение процесса восприятия сенсорной информации. Чаще всего, такие дети из множества сигналов, получающих из внешнего мира,  сосредотачиваются лишь на одном, более для них значимом. Нарушается процесс получения информации от различных органов чувств. Информация неполная, раздробленная. Дисфункция сенсорной интеграции может проявляться как отдельное нарушение у здорового ребёнка, а может быть в сочетании с  ЗПР, аутизмом и т.д.

Симптомы нарушения сенсорной интеграции

  • Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
  • Расстройства мышечного тонуса.
  • Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
  • Двигательная неуклюжесть.
  • Трудности в концентрации, импульсивность.
  • Быстрая утомляемость.
  • Отказ от социальных контактов.
  • Задержка развития речи, а также трудности в обучении.
  • Слабая организация поведения, отсутствие планирования.

          Понятие о сенсорной интеграции впервые в 1950-х годах ввела Э. Джин Айрес - одна из самых известных в западном научном мире специалистов по детскому развитию.

Никакая часть центральной нервной системы не работает изолированно: информация передается от одной ее части к другой. Прикосновения помогают видеть, зрение — удерживать равновесие, равновесие — ощущать положение тела в пространстве и двигаться, движение помогает обучению. Мозгу необходима постоянная стимуляция, она возбуждает мозг и создает в нем функциональную активность. Таким образом, становятся возможными дыхание, поглощение пищи, ходьба, речь, чтение и т. д. Достаточная стимуляция ведет к увеличению числа связей между мозговыми клетками. С самого рождения дети развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. Насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно оперирует этой информацией, настолько он выражает эти знания в речи. Сенсорное развитие детей тесно связано с сенсорной интеграцией.

Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в детских садах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.

В нашей стране метод сенсорно-интегративной логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи разработан логопедом и психологом Марианной Ильиничной Лынской. Она ввела понятие логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции при решении речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.    

Внедрение сенсорной интеграции в логопедическую работу актуально и обусловлено, прежде всего, тем, что в последние годы значительно возросло количество детей с тяжелыми нарушениями речи и множественными вторичными отклонениями в развитии. У них отмечаются особенности в развитии познавательной деятельности ив поведении, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Дети с трудом удерживают внимание на занятиях, не проявляют интереса и мотивацию к обучению.

Данный метод помогает развить психические и речевые функции, ознакомиться с предметами, которые нужны детям в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.

В связи с этим цель – развитие интереса к обучению и коррекция речи через сенсорные стимулы.

          Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Проанализировать имеющийся практический опыт работы логопедов в данном направлении.
  • Подготовить пособия, игры и упражнения для развития зрительного, слухового, тактильного, пространственного восприятия.
  • Организовать детей так, чтобы им захотелось заниматься, чтобы осуществлялось самопознание и появилась мотивация к речи.
  • Разработать мероприятия по использованию элементов сенсорной интеграции в условиях логопедической группы.
  • Провести выступления по теме опыта перед коллегами и родителями.

В данной работе мы выделяем ряд направлений использования сенсорно-интегративной логопедической работы.

1. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности.  Например, удерживать губами хлебную палочку.

2. Логопедический массаж и самомассаж лица и кистей рук, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например,камнями булыжника, массаж ракушкой, похлопывание розмарином по щекам.

3. Сенсорно-интегративная логоритмика. Интеграция речи и движения.

4. Звукопроизношение и лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

Сенсорные подносы (тематические) имеют обязательно обонятельный отклик, используются как игровой ландшафт.

Сенсорные коробки (тематические). Взаимодействуют через погружение в них чего-то сенсорного.

Первое направление - сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционной моторики с помощью упражнений с использованием сенсорного подноса (тематического): овощей, фруктов, хлебных палочек или соломки, сушек, растений (укроп, петрушка, розмарин). Их нарезают ломтиками и выкладывают на тарелки перед каждым ребёнком. Дети вытягивают губы и удерживают губами соломку, берут фрукты губами, выполняя упражнение «Трубочка»; вытягивая язык, лижут фрукты; поднимая язык, облизывают губы, выполняя упражнение «Чашечка»; перекатывают во рту кусочки фруктов и овощей.

Простота и доступность упражнений позволяет использовать их:

- с детьми младшего дошкольного возраста, которым не интересны традиционные артикуляционные упражнения;

- с детьми без речевых нарушений с целью развития артикуляционных возможностей для улучшения дикции;

- с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллекта с целью улучшения речевых возможностей, подготовки к овладению навыками письма и чтения.

Необходимым атрибутом гимнастики является «сенсорный поднос», который позволяет:

— развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус;

— ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь);

— развить чувство эстетики и художественный вкус;

— обеспечить интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятия.

          Второе направление - логопедический массаж и самомассаж лица и кистей рук, основанный на использовании мультисенсорных инструментов. Например, ложкой, вилочками, камешками, массаж ракушкой, грецкими орешками, су-джок мячиками, похлопывание розмарином по щекам,

Во время артикуляционной гимнастики развиваем мимическую мускулатуру с помощью самомассажа, для этого используем одноразовые пластиковые приборы (ложки, вилки, ножи). Во время упражнений дети учатся дифференцировать носоротовое дыхание.

Третье направление - сенсорно-интегративная логоритмика.

Интеграция речи и движения. На логоритмических занятиях мы осуществляем взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Эти занятия помогают предотвратить утомление, поддерживают у наших детей познавательную активность.

Четвертое направление - звукопроизношение и лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции.

Большая часть логопедической работы отводится автоматизации поставленных звуков. При автоматизации и дифференциации изолированных звуков и в слогах, когда ещё мы не используем предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей применяем в работе «Цветные дорожки и столбики», «Пианино»; «Мячики», «Лесенка». Во время упражнений дети практикуются в многоразовом проговаривании слога.

Инструкции, которые даются ребенку:

-«ИДИ» вместе с насосом поочередно по каждой дорожке (веди пальчиком) и пой: С-С-С...

-Нажимай поочередно пальчиком на белые (черные) клавиши и произноси по одному звуку [С].

-«Подбрасывай» мячики (веди пальчиком по стрелке) и каждый раз произноси по одному слогу: АС—АС—АС и т.д.

-Поднимайся по лесенке «за мороженым» и спускайся, и на каждой ступеньке чётко проговаривай слог СА.

Работая над автоматизацией и дифференциацией звуков в словах можно использовать всевозможные пособия: бусины, прищепки, поезд, домики и т.д. 

Инструкции, выполняемые ребенком:

- Рая должна выбрать только те картинки, в которых слышится звук [Р], назови картинки, которые выбрала Рая, определи, где слышится звук  в слове, придумай предложение;

- дотрагиваясь до бусины, придумай и назови слово на данный звук;

- назови цифры, которые отмечены кнопкой, затем назови картинку в пояске, которая расположена в соответствии с цифрой (первой…);

- отметь прищепкой картинку, которая расположена между картинками … и …, назови ее, теперь назови все картинки, которые расположены между картинками, отмеченными прищепками.

Использование сенсорной интеграции способствует формированию у детей представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, что активизирует и совершенствует лексико-грамматический строй речи, развивает связную речь. С этой целью мы используем пособия «Волшебный мешочек», «Пальчиковый бассейн», которые позволяют организовать и провести следующие игры и упражнения:

- Узнай предмет и опиши его.

- Опиши предмет, не называя его, а мы угадаем.

- Найди заданный предмет (или похожий на заданный).

- Найди предмет и опиши его: какой он.

- Узнай сказку по её героям и расскажи её.

- Найди предметы и придумай свою историю.

Вывод: использование сенсорного материала на логопедических занятиях имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным: 

  •  учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятия, зрительно – двигательную координацию;
  • каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.

Использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.

Использование сенсорной интеграции в работе эффективно влияет на развитие психических процессов, речи, коммуникации, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю и воображение детей. Сенсорная интеграция – комплексный метод, который способствует развитию и обучению детей в целом.

Использование сенсорной интеграции дает не только положительные результаты в речевом и общем развитии детей, но и способствует нашему творческому отношению к процессу обучения. Опытом своей работы мы делимся с коллегами и родителями на мастер-классах. Планируем продолжить работу по теме, подготовить новые пособия.

Литература

  1. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками – СПб., 2014.
  2. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М., 2015.
  3. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб., 2016.
  4. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда. – Ростов н/Д, 2011.
  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
  6.  Шепель Г.Н. Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ОВЗ//Логопед. 2017.№ 7.    
  7. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника /Т.В. Башаева, Н.Н.Васильева, Н.В. Клюева и др. – Ярославль, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.

laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...

"Использование элементов сенсорнои интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

  Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. В статье описываются направления сенсорно-интегративной логоп...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со в...

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Сенсорная интеграция – это  взаимодействие всех органов чувств. Для того, чтобы в памяти ребёнка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потр...

«Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом фор...

IИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ....