"Использование элементов сенсорнои интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Беляева Юлия Владимировна

    Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. В статье описываются направления сенсорно-интегративной логопедической работы( по Лынской М.И.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   Беляева Ю.В.

                                                                                 учитель-логопед

МКДОУ Порошинский детский сад №12

Свердловская область,

 Камышловский район, п/о Порошино

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

      Работая с детьми, можно заметить множество трудностей, с которыми сталкиваются дошкольники: не могут проводить прямые линии при штриховке, при раскрашивании выходят за контур, разговаривают монотонно или громко, медленно ходят по лестнице или спускаются по одной ступеньке, путают право и лево, верх и низ, избегают чужих соприкосновений, неверно понимают обращённые слова, затрудняются повторить небольшие предложения.

     В целом, эти дети развиваются «нормотипично», педагогам кажется лишь то, что дети испытывают некоторые трудности, ссылаясь на неусидчивость, невнимательность. На самом деле истина гораздо глубже: у детей с такими недостатками наблюдается нарушение сенсорной интеграции.

     Что же такое сенсорная интеграция? И как с помощью её можно помочь ребёнку преодолеть некоторые проблемы.

       Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс, во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов: зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных, вкусовых, вестибулярных.

    От того, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Восприятие позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно. Например, «нормотипичному»  малышу дают машинку. Он её может взять, пощупать, потрогать, покрутить колёсики, при этом слушать название этой игрушки и понимать о чём идёт речь. Таким образом, восприятие информации предоставляется по нескольким каналам и объединяется в одно целое и называется сенсорная интеграция.

   Нарушение сенсорной интеграции – это искажение процесса восприятия сенсорной информации. Чаще всего, такие дети из множества сигналов, получающих из внешнего мира,  сосредотачиваются лишь на одном, более для них значимом. Нарушается процесс получения информации от различных органов чувст. Информация неполная, раздробленная. Дисфункция сенсорной интеграции может проявляться как отдельное нарушение у здорового ребёнка, а может быть в сочетании с  ЗПР, аутизмом и т.д.

     В своей логопедической работе я использую элементы сенсорной интеграции, при этом первостепенным ставлю решение речевых задач. Занятия направлены на активизацию всех сторон речи через сенсорику.

    Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь свои, речевые задачи.

Направления сенсорно-интегративной логопедической работы

( по Лынской М.И.).

  1.  Сенсорно-интегративная логопедическая гимнастика.

     Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе.

     За счёт подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь. Конечно, если можно подключить зрительный анализатор (зеркало), я включаю и его. Но работа с зеркалом не всегда возможна с детьми со сложными диагнозами, поэтому использование сенсорной артикуляционной гимнастики является иногда единственной возможностью для выполнения упражнений для губ, щёк.

     Автор методики разработал несколько комплексов артикуляционной гимнастики, необходимым звеном каждого является «сенсорный поднос»,  на котором укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства.  Игровой материал позволяет:

 - развивать разные виды восприятия детей. Дети трогают материал, нюхают, пересыпают

 - ритмизировать деятельность детей: появление подноса является сигналом начала занятия

 - развивать чувство эстетики, художественный вкус.

Например, тема «Морская прогулка»:

 - упражнение «Удержание русалки за хвост» (губами удерживать веточку укропа)

 - упражнение «Тризубец Тритона» (покалывание языка одноразовой вилкой)

       Тема: «Овощи и фрукты»:

 - упражнение «Худая морковка» (втягивание щёк)

 - упражнение «Сладкий апельсин» (облизывание кружка апельсина)

 - упражнении «Фруктовый шарик» (перекатывание крупной виноградины от щеки к щеке).

      Помимо разработанных авторских комплексов,  в своей работе использую «Вкусную артикуляционную гимнастику» - это упражнения с мармеладными червячками, сушками, чупа-чупсом.

Например, упражнения с чупа-чупсом:

- сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

 - удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

 - приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

 - поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.

 - двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Например, упражнение с сушкой:

 - Сожми сушку губами и удерживай её.

 -  Сожми сушку зубами и удерживай её.

 -  Подвесь сушку на высунутый язык и удерживай под счет (до 5 – 10).
- Перемещаем солёную мини-сушку по сладкой соломке (слева направо и обратно)

 - Перемещаем солёную мини-сушку по сладкой соломке (вверх-вниз).

2. Логопедический массаж, основанный на использование мультисенсорных инструментов.

     В своей работе активно использую массаж: ложками, шишками,  клавесами, зубными щётками и т.д.

Например, массаж ложками (по Крупенчук О.И.)

Преимущества массажа:

- ложки есть в каждом доме,

- с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны,

- ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть,

- массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому).

- разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта,

- применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка,

- делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Примеры упражнений (по Крупенчук О.И.):

  •  Лоб погладили мы нежно

         И расслабили прилежно

 (поглаживание горками ложек

 вокруг лобных бугров)

  • Покружиться меж бровей,

        Чтобы стало веселей

 (спиральное растирание пространства между бровями)

3. Сенсорно-интегративная логоритмика

      Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

      Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающей исправление нарушения речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

         Логоритмические игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений.

        На занятиях можно играть с  тканями, бумагой, фруктами, посудой, крупами и мукой, двигаться, строить, шуршать и стучать. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

Например:

 - упражнение «Ритм тела»: при декламации или пении похлопывать или постукивать по различным частям тела ребёнка, он повторяет движения (билатеральная координация)

 - упражнение «Чёрный ящик»: ребёнок вставляет руку в отверстие коробки и описывает предмет (тактильные ощущения)

 - ребёнок повторяет чистоговорку стоя на доске Бильгоу (координация)

 - ребёнок выполняет ритмические движения под музыкальное сопровождение.

        4.Лексико-грамматическая работа на основе сенсорной стимуляции

      В своей практике я использую работу с сенсорной коробкой. Это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри.

   Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй.

       Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями).

     Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение коробки зависит от возраста детей и лексической темы занятия (овощи, фрукты, сад-огород, времена года, пляж, подводный мир, ферма, космос,  и.т.д.)

    Таким образом, внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую практику позволяет решать многие коррекционные задачи, а занятия становятся насыщенными и увлекательными.

   Фотоматериалы к данной статье:

  https://nsportal.ru/albom/2022/11/07/foto-material-k-state-o-sensornoy-integratsii#

Литература.

  1. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками.- Спб.: Издательский дом «Литера»,2014.-48 с.
  2. Лынская М.И. Сенсорноинтегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016
  3.  Дети и сенсорная интеграция: сборник методических рекомендаций/авторы-составители к.п.н. Т.А. Пескишева, педагог-психолог О.Н. Беляева – Череповец, 2019 – 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Применение элементов логосенсорной интеграции в работе учителя-логопеда

Мир особого ребёнка – он закрыт от глаз чужих.Мир особого ребёнка – допускает лишь своих.Мир особого ребёнка интересен и пуглив.Мир особого ребёнка безобразен и красив.Наталья Калиман...

«Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом фор...

IИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ....