«Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста»
статья

 «Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста»

 

В настоящий момент первоочередной задачей государства является подготовка таких людей, которые в любом возрасте будут способны проявлять инициативу, нестандартное мышление и 

Есть мнение: Теория решения изобретательских задач, представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого мышления, и является доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_v_novodvink_-1_e_word_3.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Шитова Елена Николаевна,

старший воспитатель

Окружного ресурсного центра

 Ломоносовского территориального округа,

 1 кв.категории,

МБДОУ Детский сад  № 113

Г. Архангельск

«Использование элементов тризовской технологии в работе

со сказкой с детьми дошкольного возраста»

В настоящий момент первоочередной задачей государства является подготовка таких людей, которые в любом возрасте будут способны проявлять инициативу, нестандартное мышление и творческие способности (креативность) при решении встающих задач.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Что нужно предпринимать педагогам, чтобы преодолеть унылости учебного процесса? Как уже с детского сада помочь детям вырасти мыслящими личностями? Ответ оказывается прост и непритязателен: чтобы привить ребенку радость творческих открытий, нужно сделать процесс их поиска интересным и увлекательным. Старый формат в педагогике, уже никому не нужен – необходимо искать новый! И для этого не обязательно становиться волшебником, достаточно идти в ногу со временем! Одним словом – Время быть современным!

Этому и способствует, в том числе, технология ТРИЗ, которая  как метод уже доказал свою уникальную эффективность в разрешении различных безнадежных, «неразрешимых» ситуаций. Данная технология направлена на развитие в детях не только фантазии, но и умения мыслить системно и комплексно, соотносить свой или чужой опыт с конкретной ситуацией и на основе имеющихся знаний правильно лавировать в сложной и многообразной действительности, грамотно и эффективно разрешая свои пока еще «маленькие» проблемы.

Есть мнение: Теория решения изобретательских задач, представляет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого мышления, и является доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

В качестве авторитетного мнения, выступят слова сертифицированного специалиста по ТРИЗ. Нечунаева Г.В.: ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности.

ДЕВИЗ ТРИЗ:

«Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Средство работы с детьми – педагогический поиск.

Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…»

Занятие - не форма, а поиск истины»

В этом воспитателю помогают оригинальные игровые упражнения и задания:

  1. Разминка:

«Копилка мудрых мыслей» - «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и ку меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемсяэтими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи» (Б. Шоу)

«Снежный ком» - Что дает Творчество ребенку? (ТРИЗприем)

Как бы резюмируя ваши ответы, я предполаю, что сегодня, в завершении мастер-класса, вы сможете увидеть возможности применения положительных сторон приемов ТРИЗ в работе со сказкой. «Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее» (Д.Родари).

 «Мозговой штурм»

Вопросы могут не только быть самыми разноплановыми, но и включать в себя сказочные и фантастические элементы, например:

Как не позволить Медведю забраться на Теремок и сломать его?

Как сохранить запасы урожая, если в амбар повадились пробираться мыши?

Как перенести частичку лета в зимний месяц?

Как согревать людей в лютую стужу?

Что будет, если ноги зайца увеличатся в длину в 10 раз?

Интересный факт! Наиболее эффективно мозговой штурм действует тогда, когда дети погружаются в выдуманную ситуацию, где какому-либо герою, обязательно положительному, якобы требуется помощь, совет, спасение, рекомендация и пр.

  1. Педагогическая вертушка: «Мудрая, добрая сказка! Как мне тебя рассказать?»:

Салат из сказок»  экспресс - викторина

 « Из сказки задачку»

Пример. Сказка   «Волк и семеро козлят» Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

« Сказка продолжается »

Пример. Репку вытащили, а как ее делили -      кто им мешал при этом, кто больше всего трудился для этого.

«Перевирание сказки»

Пример. Сказка. «Красная Шапочка»

Не Красная Шапочка, а Желтая. Шла не к бабушке, а к дедушке и т.д.

Сказка. «Колобок» Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр...

 «Решение противоречий в сказке»

  Пример. Сказка «Гуси-лебеди»

Проблемный вопрос. А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке   -  чтобы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?

Сказка. «Репка» Проблемный вопрос. А если бы не прибежала мышка?

 «Сказка с новым концом»

Пример. Традиционная концовка. «Три медведя» Маша убежала от медведей. Возможные варианты.    Маша помирилась с медведями.

Пример. «Колобок» -    куда он покатился и зачем? А была ли уКолобка цель в его путешествии? То есть, конкретной цели он перед собой не ставил. И его съела лиса. Попробуйте исправить конец сказки. Выберете Цель для Колобка и придумайте новы финал.Так и в жизни: - нет Цели-финал не предсказуем.

« Изменение ситуаций в знакомых сказках» (старая сказка, на новый лад )

Пример. Красная шапочка встретила не Волка, а Ивана Царевича? Какую песню пела по дороге Красная шапочка? (Чунга –чанга?) Почему именно такой головной убор был у героини? (подарок бабушки, других не было, очень модный фасон). Если бы в лесу в 21 веке встретили такую девочку в лесу, кА бы отреагировали? Почему мама отправила несовершеннолетнюю девочку гулять одну по лесуи где она сейчас? Как могла допустить мама? И куда смотрят органы …..

Практические приемы для работы:

  • «Сказка наизнанку» (добрых героев –злыми, смелых-трусливыми, рыбка просит у старика подарки и т.д.)
  • «Коллаж из сказок» - придумывание новой сказки на основе уже известных сказок
  • «спасательные ситуации в сказках» «из плохого,  в хорошее» (давайте превратим 3-хстарух из сказки А.С. Пушкинав «в добрых»)
  • «исправь ошибку» (что нужно сделать Старику, чтобы его старуха, не сидела у разбитого корыта?)
  • «повторяка»
  • «завиральные истории
  • «гирлянда»
  • «неумейка»
  • «цепочка»
  • «перевертыши»:

1.«Кто-кто в теремочке живет?»

Выбрать хозяина Теремка, который созвал своих друзей на пир. Герои (могут вытянуть карточку своего персонажа: груша, рюкзак, кактус, кастрюля, цветок и т.д.) по очереди подходят к Теремку.

Первый гость подходит и задает вопрос: Тук, тук, кто в теремочке живет?

_ Я - ….(например, цветок) Пустишь меня в теремок? Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Поиграем..

  • «фантазия»

Рассмотрим сказку «Теремок» с шуточной, фантазийной стороны

В этой сказке-главный герой, сам Терем. Его личность :»Он не низок, не высок, словом, ни то, ни се. Самооценка у Теремка сильно занижена, поэтому он пускает к себе всех подряд. И в итоге, разваливается.»

Мораль: если человек не умеет»фильтровать» (что бы то ни было), он, как и Терем, может просто рассыпаться.

        Использование ТРИЗ – выбор за каждым. Конечно, каждый родительили педагог сам будет решать, как ему заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять6 каким я хочу видеть своего ребенка или вверенных мне подопечных? И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал можно открыть в себе, используя ТРИЗ7 главное – не бояться рушить стереотипы и искать новые подходы.

Рефлексия  «В ресторане»

 – Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Уважаемые педагоги! 

  •  если вы хотите идти на работу как на праздник;
  •  если вам нравится, когда глаза детей блестят;
  •  если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия;
  •  если вы желаете общаться с умными, думающими детьми и коллегами;
  •  если вы хотите получить ключи к творчеству, сочинительству,

займитесь ТРИЗом! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями

В статье  предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

В данном докладе предоставлены материалы из опыта работы педагогов  детскогосада по взаимодействию и сотрудничеству с семьёй в области музыкаль-ного воспитания детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...

Мастер-класс для педагогов "Технология ТРИЗ при работе со сказкой с детьми дошкольного возраста"

В публикации представлены нетрадиционные способы ознакомления со сказкой, с использованием технологии ТРИЗ....

Статья "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В данной статье идет речь о элементах песочной терапии, которые можно использовать в логопедической работе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом т...