Использование элементов технологии "Хромотерапия " в работе учителя-логопеда с детьми групп комбинированной направленности для детей с ТНР.
методическая разработка по логопедии
В статье говорится о использовании нестандартных технологий в работе учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_chistyakova_n.a.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементов технологоии – хромотерапии
в логопедической работе»
Учитель-логопед Чистякова Наталья Александровна,
МБДОУ «ДС № 335 г.Челябинска»
1 слайд
Реализуя Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, логопедическую работу осуществляю по разработанной мною «Рабочей программе коррекционной деятельности».
Цель работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении:
- сохранение психологического и соматического здоровья детей с ТНР в рамках коррекционно-развивающего обучения;
- воспитание у дошкольников четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.
В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому в логопедической работе особое значение уделяю современным - образовательным технологиям. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!
В своей практике использую здоровьесберегающие технологии:
- традиционные – это пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастики, физкультминутки;
- нетрадиционные здоровьесберегающие формы – это игротерапия, песочная терапия, «Су-Джок»-терапия, музыкотерапия, ароматерапия, информационные технологии, релаксация, самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры и др. Также к ним относится технология хромотерапии (цветотерапии), которая является приоритетным направлением в моей работе, основанная на методике Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг».
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, одни цвета приятны для глаз, успокаивают или бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Дети очень восприимчивы к многоцветью нашего мира. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей, а дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития.
2 слайд
Работа с цветом способствует решению многих коррекционных задач:
- автоматизировать и дифференцировать звуки;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- развивать общую и мелкую моторики;
- развивать правильное дыхание.
А также:
- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
- знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
Цветовой игротренинг в логопедии – это комбинация игровых упражнений, связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются речевые навыки.
Приведу несколько примеров по применению элементов хромотерапии на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях с дошкольниками с ТНР.
3 слайд
Дыхательную гимнастику, провожу с целью развития правильного речевого дыхания:
- Игра «Дышим цветом»
- дышим как синее море:
губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей;
- дышим, как жаркое желтое солнце:
рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта;
- дышим, как спокойное зеленое поле:
рот закрыт, делаем произвольный плавный выдох через нос.
- Игра «Цветик-семицветик»
Подуть на лепесток/цветок, понравившегося цвета, делая вдох носом, а выдох — ртом.
4 слайд и 5 слайд
При коррекции звукопроизношения, использую цвета, в названии которых есть отрабатываемый звук:
при автоматизации звуков «С» и «СЬ» - красный, синий, серый;
при автоматизации звуков «З» и «ЗЬ» - розовый, золотой, зеленый;
при автоматизации звука «Ж» - желтый, оранжевый;
при автоматизации звука «Л» - белый, золотой, голубой, желтый;
при автоматизации звука «ЛЬ» - зеленый, фиолетовый;
при автоматизации звука «Р» - красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый;
при автоматизации звука «РЬ» - сиреневый, коричневый;
Игры «Цветоежка», «Котенок-шалун», «Превращения», «Подбери предметы», «Собери картинку», «Подарки» использую для закрепления отрабатываемого звука, учитывая цветовые предпочтения ребенка.
6 слайд
При развитии лексико-грамматического строя речи и развитии связной речи, в играх «Цветик-семицветик», «Радужные шары» дошкольники согласуют прилагательные с существительными в роде и числе, изменяют прилагательные вместе с существительными по падежам, согласуют количественные числительные с прилагательными и существительными разных родов, составляют «Синквейны» о предметах определенного цвета, называют/загадывают/описывают предметы на заданный цвет, называют родственные слова, сочиняют сказки, учат стихотворения и скороговорки.
7 слайд
Для развития общей моторики использую многофункциональное пособие «Чудо-парашют», с целью закрепления знания цвета, развития внимания, воображения, умения двигаться по кругу, ориентировки в собственном теле, снятия напряжения:
- Игра «Дружная карусель»
Держась правой/левой рукой за ручку «карусели», дети бегут по кругу, проговаривая:
Карусель за ручки взяли и по кругу побежали,
Завертелись, закрутились, а потом остановились.
Вверх подняли, опустили, на пол дружно положили.
Желтый, красный, голубой – выбери и встань на свой!
Выбрав сектор, рассказывают стихотворение о данном цвете, следя за правильным произношением автоматизируемых звуков.
- Игра «Радуга»
Поднимая и опуская «радугу», дети произносят: Раз, два, три, Радуга взлети!
Называют цвет понравившегося сектора, рассказывают стихотворение о данном цвете, правильно произнося отрабатываемые звуки.
- Игра «Добрый зонтик»
- побегав под «теплым» или «холодным» дождиком, прячутся под зонт, делятся ощущениями и эмоциями;
- гуляют на полянке, когда бубен звучит тихо – дождя нет; зазвучал громко – прячутся под зонт от дождя.
8 слайд
Для развития мелкой моторики использую пособия: «Сухой бассейн», коврик «Травка», шарики «Су-Джок», камушки Марблс, настольные игры «Собери радугу», «Собери коврик», «Веселые резиночки». Дети с удовольствием перебирают предметы определённого цвета, моделирует ситуацию, многократно повторяя нужный звук.
Используя элементы технологии хромотерапии, осуществляю взаимосвязную работу с воспитателями и психологом.
9 слайд
Разработала проект «Радужная неделя» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и создания положительного эмоционального настроя дошкольников через использование технологии цветотерапии.
10 слайд
Таким образом, применяя в работе здоровьесберегающие технологии, я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников и оказываю неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.
План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной активности дошкольников, ...
Мастер-класс для педагогов «Использование биоэнергопластики в работе с детьми группы комбинированной направленности»
Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно- образовательного процесса в группах комбинированной направленности...
Мастер класс "Продуктивное использование современной образовательной технологии сторителлинг в работе с детьми группы комбинированной направленности"
Как известно, 21 век – это век новых технологий. Сейчас стремительно идет рост информации, развиваются новые инновационные технологии и их возможности. В связи с этим, внедрение новых инфо...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности
Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...
Использование элементов биоэнергопластики в работе воспитателя комбинированной группы
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепоще...