Использование элементов технологии "Хромотерапия " в работе учителя-логопеда с детьми групп комбинированной направленности для детей с ТНР.
методическая разработка по логопедии

Чистякова Наталья Александровна

В статье говорится о  использовании нестандартных технологий в работе учителя-логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_chistyakova_n.a.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов технологоии – хромотерапии

в логопедической работе»

Учитель-логопед Чистякова Наталья Александровна,

МБДОУ «ДС № 335 г.Челябинска»

1 слайд

Реализуя Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, логопедическую работу осуществляю по разработанной мною «Рабочей программе коррекционной деятельности».

Цель работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении:

  • сохранение психологического и соматического здоровья детей с ТНР в рамках коррекционно-развивающего обучения;
  • воспитание у дошкольников четкой,  выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Поэтому в логопедической работе особое значение  уделяю современным - образовательным технологиям. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В своей практике использую здоровьесберегающие технологии:

  • традиционные – это пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастики, физкультминутки;
  • нетрадиционные здоровьесберегающие формы – это игротерапия, песочная терапия, «Су-Джок»-терапия, музыкотерапия, ароматерапия, информационные технологии, релаксация, самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры и др. Также к ним относится технология хромотерапии (цветотерапии), которая является приоритетным направлением в моей работе, основанная на методике Н.М. Погосовой «Цветовой игротренинг».

Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, одни цвета приятны для глаз, успокаивают или бодрят; другие – раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Дети очень восприимчивы к многоцветью нашего мира. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей, а дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития.

2 слайд

Работа с цветом способствует решению многих коррекционных задач:

- автоматизировать и дифференцировать звуки;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь;

- развивать общую и мелкую моторики;

- развивать правильное дыхание.

А также:

- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;

- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;

- знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

Цветовой игротренинг в логопедии  – это комбинация игровых упражнений, связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются  речевые навыки.

Приведу несколько примеров по применению  элементов  хромотерапии на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях с дошкольниками с ТНР.

3 слайд

Дыхательную гимнастику, провожу с целью развития правильного речевого дыхания:

  • Игра «Дышим цветом»

- дышим как синее море:

                губы узкой трубочкой вперед, воздух выходит холодной тонкой струей;
- дышим, как жаркое желтое солнце:

                 рот широко открываем, делаем «горячий» выдох из глубины рта;
- дышим, как спокойное зеленое поле:

                рот закрыт, делаем произвольный плавный выдох через нос.

  • Игра «Цветик-семицветик»

Подуть на лепесток/цветок, понравившегося цвета, делая вдох носом, а выдох — ртом.

4 слайд и 5 слайд

При коррекции звукопроизношения, использую цвета, в названии которых есть отрабатываемый звук:

при автоматизации звуков «С» и «СЬ» - красный, синий, серый;

при автоматизации звуков «З» и «ЗЬ» - розовый, золотой, зеленый;

при автоматизации звука «Ж» - желтый, оранжевый;

при автоматизации звука «Л» - белый, золотой, голубой, желтый;

при автоматизации звука «ЛЬ» - зеленый, фиолетовый;

при автоматизации звука «Р» - красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый;

при автоматизации звука «РЬ» - сиреневый, коричневый;

Игры «Цветоежка», «Котенок-шалун», «Превращения», «Подбери предметы», «Собери картинку», «Подарки» использую для закрепления отрабатываемого звука, учитывая цветовые предпочтения ребенка.

6 слайд

При развитии лексико-грамматического строя речи и развитии связной речи, в играх «Цветик-семицветик», «Радужные шары»  дошкольники согласуют прилагательные с существительными в роде и числе, изменяют прилагательные вместе с существительными по падежам, согласуют количественные числительные с прилагательными и существительными разных родов, составляют «Синквейны» о предметах определенного цвета, называют/загадывают/описывают предметы на заданный цвет, называют родственные слова, сочиняют сказки, учат стихотворения и скороговорки. 

7 слайд

Для развития общей моторики использую многофункциональное пособие «Чудо-парашют», с целью закрепления знания цвета, развития внимания, воображения, умения двигаться по кругу, ориентировки в собственном теле, снятия напряжения:

  • Игра «Дружная карусель»

Держась правой/левой рукой за ручку «карусели», дети бегут по кругу, проговаривая:

Карусель за ручки взяли и по кругу побежали,

Завертелись, закрутились, а потом остановились.

Вверх подняли, опустили, на пол дружно положили.

Желтый, красный, голубой – выбери и встань на свой!

Выбрав сектор, рассказывают стихотворение о данном цвете, следя за правильным произношением автоматизируемых звуков.

  • Игра «Радуга»

Поднимая и опуская «радугу», дети произносят: Раз, два, три, Радуга взлети!
Называют цвет понравившегося сектора, рассказывают  стихотворение о данном цвете, правильно произнося отрабатываемые звуки.

  • Игра «Добрый зонтик»

- побегав под «теплым» или «холодным» дождиком, прячутся под зонт, делятся ощущениями и эмоциями;

- гуляют на полянке, когда бубен звучит тихо – дождя нет; зазвучал громко – прячутся под зонт от дождя.

8 слайд

Для развития мелкой моторики использую пособия: «Сухой бассейн», коврик «Травка», шарики «Су-Джок», камушки Марблс, настольные игры «Собери радугу», «Собери коврик», «Веселые резиночки». Дети с удовольствием перебирают предметы определённого цвета, моделирует ситуацию, многократно повторяя нужный звук.

Используя элементы технологии хромотерапии, осуществляю взаимосвязную работу с воспитателями и психологом.

9 слайд

Разработала проект «Радужная неделя» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада и создания положительного эмоционального настроя дошкольников через использование технологии цветотерапии.

10 слайд

Таким образом, применяя в работе здоровьесберегающие технологии, я повышаю результативность коррекционного процесса, сохраняю и укрепляю здоровье детей, способствую речевому развитию воспитанников и оказываю неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.

План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной  на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной  активности дошкольников, ...

Мастер-класс для педагогов «Использование биоэнергопластики в работе с детьми группы комбинированной направленности»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно- образовательного процесса в группах комбинированной направленности...

Мастер класс "Продуктивное использование современной образовательной технологии сторителлинг в работе с детьми группы комбинированной направленности"

Как известно, 21 век – это век новых технологий. Сейчас стремительно идет рост информации, развиваются новые инновационные технологии  и их возможности. В связи с этим, внедрение новых инфо...

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности

Использование кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми группы комбинированной направленности...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...

Использование элементов биоэнергопластики в работе воспитателя комбинированной группы

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепоще...