Использование элементов арт-терапии в работе педагогов ДОУ с детьми
статья
Многие педагоги считают, что методы арт-терапии, могут использовать в своей работе только психологи. Однако, порой даже и не подозревают, что ежедневно в непосредственной образовательной деятельности с детьми используют элементы арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элементы арт-терапии, которые воспитатель может использовать в работе с детьми | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов арт-терапии при работе с детьми.
Многие педагоги считают, что арт-терапия это прерогатива работы исключительно психологов. Однако, порой, даже и не подозревают, что очень часто используют элементы арт-терапии в своей каждодневной работе.
Так что же такое арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью.
У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.
Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
Виды арт-терапии:
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д. ».
Условия подбора техник для работ с детьми:
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании своего творения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детской деятельности, является ее особенностью. Процесс должен быть увлекательным, а результат непредсказуемым как для педагога, так и для детей. Творчество-это всегда откровение и сюрприз.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основные педагогические средства и методы формирования психологического здоровья детей. Использование элементов арт-терапии в работе воспитателя с детьми»
Материал для педагогов-психологов ДОУ, который поможет им познакомить воспитателей с некоторыми техниками музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, танцтерапии и пр., будет способствовать повыше...
использование элементов арт-терапии в работе с детьми с овз (камушки Марблс)
В статье представлен опыт работы с демьми с ОНР....
Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога с дошкольниками
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыраже...
Использование элементов арт-терапии в работе педагога-психолога, как эффективное направление здоровьесбережения.
На современном этапе развития дошкольного образования одной из основных задач является обеспечение физического и эмоционального благополучия детей, так как здоровье- важнейшая составляющая жизни челов...
консультация для родителей: "Использование элементов песочной терапии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью"
консультация для родителей...
Практика в рамках городской акции «Педагогические открытия» 2017-2018 г на тему «Использование Су-Джок терапии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»
В данном материале представлено описание практики, которая была представленаив рамках городской акции "Педагогические открытия 2017-2018 г....
Тренинг "Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога"
Снятие напряжения с использованием элементов арт-терапии в работе педагога-психолога. Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала и гармонизации их личности.Задачи:Стабилизир...