Программа дополнительного образования "Ручной мяч"
рабочая программа (старшая группа)
Особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ruchnoy_myach_2.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦРР- детский сад села Бакчара"
УТВЕРЖДЕНА
ПРИНЯТА Приказом № 61
от « » 2021г.
на педагогическом совете
Протокол №1
от « 27.09» 2021г
Программа дополнительного образования
для детей старшего дошкольного возраста
«Ручной мяч»
(физическая направленность)
Возраст детей 6-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Разработчик:
Инструктор по физическому воспитанию
Фокина Зинаида Ивановна
С.Бакчар,
2021
Содержание
1Титульный лист
2Пояснительная записка.
3Методическое обеспечение м условия реализации Программы.
4Планируемые результаты освоения содержания Программы.
5Учебно- тематический план.
6 Содержание Программы.
7Литература.
8.Приложения
Пояснительная записка
В настоящее время забота о физическом развитии и здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Согласно ФГОС ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Несмотря на такие позиции государства, современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, в связи с увеличением образовательной нагрузки на дошкольников, массовое распространение компьютерных увлечений, телевидения, снижение личностного общения в семье за счет телефонного и виртуального -общения. В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни. Малоподвижные дети, как правило, часто болеют и имеют отклонения в состоянии здоровья. А двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма, и выступают как оздоровительный фактор.
Какой предмет может повысить двигательную активность дома, на прогулке, на занятии, в самостоятельной деятельности….? Ну, конечно же, мяч!
Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.
Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый.
Чтобы игры и упражнения с мячом принесли ожидаемый результат, они должны носить системный характер. На физкультурных занятиях в ДОУ сделать это не всегда получается, т.к. уровень подготовленности детей разный и круг программных задач намного шире. Поэтому можно предложить воспитанникам занятия в кружке.
Направленность программы
Программа «Ручной мяч» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) и направлена на укрепление опорно-двигательного аппарата, на улучшение физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально – волевых качеств
Новизна программы
заключается в разработанной системе занятий с учетом особенностей психомоторного развития дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи. Особое внимание в программе уделяется формированию двигательных навыков и закреплению на основе высокой степени повторяемости и оптимальной последовательности способам владения мячом: ведение, броски, передачи, обманные движения и т.п. Отличительной особенностью данной программы является то, что она представляет собой систему, позволяющую научить ребенка свободно владеть мячом, передвигаться с ним по площадке в различных направлениях, развитие скоростных качеств, преодоление контакта с противником и создание условий для завершающего броска по кольцу.
Актуальность и новизна
Программа разработана в соответствии: - ФГОС ДО N1155 от 17 октября 2013 г., - ФЗ «Об образовании в РФ» N273 от 29.12.2012, - Конвенцией ООН о правах ребенка, - законом РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999 г., письмом МО РФ N65/23-16 от 14.03.2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», - Приказом МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ». Программа «Ручной мяч» написана на основании программы «Физическая культура дошкольникам» Л.И. Пензулаевой и элементами программы «Школа мяча» Н.И.Николаевой.
Данная программа педагогически целесообразна и актуальна, так как факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости и силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития.
Актуальность программы «Ручной мяч» в том, что она создает оптимальные условия для всестороннего развития личности в процессе физического воспитания ребенка на основе его психофизиологических особенностей и для укрепления здоровья детей дошкольного возраста путем повышения физиологической активности органов и систем в сочетании с другими формами и средствами оздоровления в детском дошкольном образовательном учреждении, для образования общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.
Принципы формирования программы:
- Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формам работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
- Нормативно-правовая база
- . Конвенция о правах ребенка
- . Закон Российской Федерации «Об образовании»(№12-ФЗ от 1992г.)
- . Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»(№80-фЗ от 29.04.99г)
- . Приказ МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.РАО «2715/227/166/19 от 16.17 2002г. « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
- . Основная общеобразовательная программа МБДОУ «От рождения до школы»Вераксы
- . Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
- . СанПиН2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- . Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации)
Цель программы : овладение детьми действиями с мячом на более высоком уровне, соответствующее возрастным возможностям детей.
Задачи программы:
«Физическое развитие»:
- развивать физические качества ребёнка: быстроту, ловкость, выносливость, силу.
- развивать координацию движений ,ориентировку в пространстве, глазомер, - -формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, забрасывание в корзину, подача мяча, блокирование, ведение мяча ногами,
«Социально-коммуникативное развитие»:
-формировать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
-знакомить с элементарными нормами и правилами в двигательном режиме.
--формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни
«Речевое развитие»:
- обогащать активный словарь.
«Художественно-эстетическое развитие»:
- развивать ритмичность, согласованность движений.
«Познавательное развитие»:
- формировать начальные представления о сущности спортивных игры, их правилах (ведение мяча двумя и одной рукой, передача мяча в статическом положении и при движении, броски в щит, в корзину и т.д.)
- развивать у детей интерес к играм с мячом;
- формировать потребность в здоровом образе жизни, желание сохранять и укреплять свое здоровье.
Количество занятий – 1занятия в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в учебный год (с сентября по май).
Длительность кружкового занятия 25-30 минут.
Место проведения: – спортивный зал
Время проведения: четверг с 16.00
Форма обучения – специально организованные занятия; игровые упражнения, групповые, подгрупповые и индивидуальные упражнение по овладению техникой игры с мячом.
Количество детей в кружке: 14человек.
Возраст 6-7 лет.
Срок реализации1 год
Методическое обеспечение
Наглядная информация
Папки - передвижки
Картотека подвижных игр с мячом
1.Адашкявичене Э.Й., Карманова Л.В. «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе (из опыта работы)» - М., Просвещение, 1980.
2.Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников» - М., 1983.
3.Болошина Л., Курилова Т. «Играем в баскетбол». Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2003г.
4.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.«Программа воспитания и обучения в детском саду».
5.Журнал «Дошкольное воспитание » №6 2003г.
6.Малюженко И.В. «Школа мяча». Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №5 2014.
7.Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М., Мозаика – Синтез, 2005.
8.Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» - М., 2005.
9. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005. 5. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
Материально- техническое обеспечение
Мячи: - резиновые (малые, средние, большие) (по 15 шт.)
- малые пластмассовые (30 шт.)
- надувные (14 шт.)
- массажные резиновые (14 шт.)
- баскетбольные (1 шт.)
- волейбольные (2 шт.)
- футбольные (2шт.)
2. Воздушные шарики (14 шт.)
3. Фитболы (14 шт.)
4 .Цветные мячи из материала (15шт.)
5 .Мелкие предметы для развития кисти руки: - мячики для пинг-понга - пластмассовые массажные мячики - попрыгунчики - шнурки - карандаши - брусочки – цилиндры, су-джоки
6. Баскетбольные корзины (2 шт.)
7. Напольные корзины (4 шт.)
8. Шнур для натягивания (2шт.)
9. Волейбольная сетка (1 шт.)
10. Обручи (20 шт.)
11. Кубики (20 шт.)
12. Кегли (20 шт.)
13. Гимнастические скамейки (2 шт.)
14. Мишени (2 шт.)
15. Коврики (15 шт.)
16. Свисток
17. Конусы-ориентиры.
18.Дуги разных размеров
Информационное обеспечение- аудио-, видео-, фото-, интернет-источни
Ожидаемые результаты:
Дети умеют перебрасывать мяч друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3- 4 м), из положения сидя ноги скрёстно, через сетку. Ребёнок может бросать мяч вверх, о пол, ловить его двумя руками (не менее 20 раз), одной рукой (не менее 10 раз), с хлопками, с поворотами. Ребёнок легко отбивает мяч правой и левой рукой поочередно на месте и в движении, перебрасывает набивные мячи.
Дети владеют метанием на дальность (6-12 м) левой и правой рукой; метанием в цель из разных положений (стоя, стоя на коленях, сидя); метанием в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м); метанием в движущуюся цель.
Дети имеют представление: о спортивных играх с мячом, оборудовании, инвентаре;об основных правилах игры.
Дети освоили элементы спортивных игр: Баскетбол -умеет передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча)с места и в движении, умеет ловить летящий мяч на разной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т.п.) и с разных сторон умеет забрасывать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, умеет вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь по сигналу.
Волейбол умеет выполнять отбивание мяча после подачи соперника через сетку, умеет производить подачу надувного мяча одной рукой снизу, сверху, выполняет простейшие правила игры.
Футбол умеет передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте, умеет вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Пионербол умеет производить подачу из-за лицевой линии, умеет выполнять бросок через сетку из разных частей площадки, способен
Условия реализации программы
- Знание детьми многих игр с мячом и овладение определенными навыками действий с ним.
- Сочетание интенсивных упражнений и игр с мячом с более спокойными; сочетание знакомых упражнений с новыми.
- Организация занятий, обеспечивающая повышение моторной плотности и возможность одновременно действовать всем детям под руководством педагога.
- Правильное сочетание игры с мячом и занятий по физической культуре.
- Подбор упражнений и игр с мячом, способствующих быстрому формированию у детей навыков владения мячом, их всестороннему двигательному развитию, обеспечивающих высокую двигательную активность детей, доступных, эмоциональных для них.
- Формирование положительного эмоционального тонуса, который является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает желание выполнять физические упражнения.
- Стимулирование интереса к занятиям, проведение занятий в игровой форме.
- Развитие материально-технической базы МБДОУ, создание развивающей среды.
- Рациональная организация системы занятий по программе.
- Методическое обеспечение: наличие программы, конспектов занятий, контрольно-диагностической документации.
Реализация программы:
1 этап- подготовительный
. подбор методической литературы, иллюстраций, слайдов, образцов
. знакомство с различными видами мячей и проведение бесед об истории и правил спортивных игр с мячом
. проведение инструктажа по технике безопасного поведения в физкультурном зале
. разучивание игровых упражнений и подвижных игр с мячом
. составление тематической программы и перспективного плана по разделу «Ручной мяч»
2 этап- практический
. обучение детей технике владения мячом: передаче-ловле, ведению, броску в корзину
. знакомство со спортивными играми с мячом( пионербол, волейбол, баскетбол)
и их правилами
3 этап- итоговый
. открытое занятие «Королевство волшебных мячей»
.диагностика
Спортивный праздник «Мы с мячом очень дружны»
Литература
1.Адашкявичене Э.Й., Карманова Л.В. «Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе (из опыта работы)» - М., Просвещение, 1980.
2.Адашкявичене Э.Й. «Баскетбол для дошкольников» - М., 1983.
3.Болошина Л., Курилова Т. «Играем в баскетбол». Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2003г.
4.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.«Программа воспитания и обучения в детском саду».
5.Журнал «Дошкольное воспитание » №6 2003г.
6.Малюженко И.В. «Школа мяча». Научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» №5 2014.
7.Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М., Мозаика – Синтез, 2005.
8.Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» - М., 2005.
9. Филипова С.О., под ред. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» - «Детство-пресс», 2005. 5. Хабарова Т.В. «Развитие двигательных способностей старших дошкольников» - издательство «Детство-пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...