«Организации физкультурных занятий для детьми с недоразвитие речи, с элементами логоритмики»
методическая разработка (старшая группа)

Мулликас Инна Алексеевна

Использование элементов логоритмики на занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

г Санкт-Петербурга

Приморского района.

Реферат

«Организации физкультурных занятий для детьми с недоразвитие речи, с элементами логоритмики»

Инструктор по физкультуре Мулликас,И.А.


Содержание

Введение   ………………………………………………………………………

-Актуальность проблемы   ……………………………

-Формы, методы и приемы для организации физкультурных

занятий для детей с ОНР   ……………………………………………

- дыхательные упражнения

- развитие общей и мелкой моторики

- лого ритмические упражнения

- речевые подвижные и хороводные игры

- релаксация

- интегрированные физкультурно-речевые занятия

  1. Работа с родителями   …………………………………………………

Заключение   ……………………………………………………………………

Литература   ……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия на человека важное место занимает физическое воспитание.

За время своей педагогической работы в должности инструктора уделила внимание вопросам физвоспитания по различным направлениям:

- Влияние физического воспитания на психологическое и эмоциональное состояние дошкольников.

Положительные результаты работы будут достигнут если в занятия включены всевозможные игровые моменты. В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Таким детям надо, создавать условия, в том числе и в физическом воспитании. Поэтому поставляла цель включать в физкультурные занятия для детей всевозможные игровые и речевые элементы для таких детей.

Для решения поставленных задач

1.Изучила и про анализировала литературу по данной проблеме.

2.Использовала игровые речевые формы методы и приемы при на занятиях по физической культуре для детей

  1. Актуальность проблемы

Дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность действий, опускают его составные части. В дошкольном периоде часто такие дети обращают на себя внимание общей физической ослабленностью, слабостью мышц, суставов, костной системы быстрой утомляемостью. Наряду с этим наблюдается повышенная отвлекаемость, двигательной расторможенность, недостаточная координация общей и мелкой моторики.

Проблема взаимозависимости движения и речи очень велика. Так как движение это одно из условий постоянного роста и развития ребенка. Ни далекого ни секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях.     Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

На основе выявленных взаимосвязей при организации физкультурных занятий для дошкольников с нарушением речи необходимо обратить особое внимание на:

  • развитие дыхания,
  • укрепление осанки,
  • развитие общей и мелкой моторики,
  • развитие чувства ритма по средствам лого ритмики,
  • формирование пространственной ориентировки,
  • согласованность движений с речью.

2. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ

ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Изучив и проанализировав исследования в этой области физического воспитания, а также коррекционной логопедической работы надо использовать методы и приемы, влияющие как на физическое, так и на речевое развитие детей.

Учитывая то, что важным этапом коррекционного воздействия на всех детей независимо от вида их речевого дефекта, является развитие дыхания, для этого на физкультурных занятиях необходимо включить дыхательные, лого ритмических упражнений.

Цель дыхательных упражнений - формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, во время которого происходит речевое высказывание.

Учитывая принцип постепенности, процесс обучения строю поэтапно. На начальном этапе во время двигательных упражнений работаю над формированием у детей физиологического, диафрагмального дыхания (без речи), а затем с речью (формирование речевого дыхания). Сначала дыхательные упражнения выполняются детьми в положении лежа (так легче правильно дышать, держать паузу), а затем в положении сидя и стоя. В качестве речевого материала на занятиях использую сначала отдельные гласные звуки.

Дыхательные упражнения провожу в начале физкультурного занятия как организационный, подготовительный момент или в заключительной части с целью восстановления дыхания и расслабления (например, упражнение «Надуваем мячик»).

При систематической и последовательной работе по развитию дыхания у детей повышается жизненный тонус и сопротивляемость организма к заболеваниям дыхательной системы, развивается дыхательная мускулатура, увеличивается подвижность грудной клетки, улучшается лимфа- и кровообращение в легких.

Интерес представляют упражнения, которые наряду с развитием дыхания укрепляют и развивают артикуляционный аппарат (мышцы языка, глотки, губ, гортани). С этой целью во время общеразвивающих упражнений использую элементы артикуляционной гимнастики.

Так, например, в упражнении «Трактор» дети, энергично работая руками и произнося звуки «т-д-т-д», укрепляют мышцы плечевого пояса, а также мышцы языка. Упражнение «Соня» заставляет детей потянуться, выпрямить позвоночник, зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снижает стрессовые состояния. Закрепление звука «Й» в упражнении «Упрямый ослик» укрепляет связки гортани.

Воспитание у детей навыков правильного дыхания возможно только при хорошей осанке. Известно, что осанка зависит от тонуса мышц спины и живота, укреплению которых я уделяю особое внимание. Как общеразвивающие предлагаю детям следующие упражнения:

  • само вытяжение (потягивания в положении лежа на спине);
  • перекаты на спине в группировке
  • упражнения для плечевого пояса;
  • упражнения для пресса и др.

Для развития общей и мелкой моторики широко использую разнообразные упражнения с предметами. Очень благотворно воздействуют на организм ребенка упражнения с мячом. Предлагаю детям выполнять упражнения, сидя, лежа. Благодаря этим упражнениям у детей задействованы все группы мышц, развивается координация, равновесие, вестибулярный аппарат.

Учитывая то, что развитие речи зависит от развития мелкой моторики рук, в занятия регулярно включаю задания с предметами (мячами, мешочками с песком шариками, обручами, палками).

Во время упражнений использую речевое оформление. Так, например, при отбивании мяча дети вспоминают знакомое стихотворение «Мой веселый, звонкий мяч.». Перекатывая в ладонях предметы проговаривают четверостишие:

«Гладь мои ладошки, еж. Ты колючий, ну и что ж! Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить» Во время вращения обруча на полу, дети повторяют:

«Кручу, верчу удержать хочу!»

 Выполняя задания, придумываем свои интересные действия:

  • перекатывание с ладони на тыльную сторону кисти,
  • удержание на тыльной стороне под счет,
  • вращение мяча или кольца на пальчике.

Смена движений, разнообразные предметы помогают привлечь внимание детей, повышают интерес, т.к. дети с речевыми нарушениями не могут долго сосредоточиться на одой деятельности, им необходима смена движений, их чередование.

В коррекционной работе по исправлению нарушений речи важно развивать у детей чувство ритма, т.к. ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в т ч. и артикуляционных (Рече двигательных). Поэтому на физкультурных занятиях по рекомендации логопеда включаю элементы лого ритмической гимнастики. На начальном этапе работаем над выполнением двигательных заданий: -танцевальные шаги (хороводный шаг, притопы);

  • подскоки;
  • прямой и боковой галоп;
  • хлопки по заданному ритму, по счету; хлопки в парах;
  • плавные движения руками под музыку.

Затем задания усложняем, включая речевое сопровождение.

Использование элементов логоритмической гимнастики, в которой различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала, помогло в развитии у детей темпа и ритма речевого дыхания, в формировании фонематической системы, развитии темпо-ритмической характеристики речи, умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму. Я отметила, что старшие дошкольники стараются передать в движениях не только ритмический рисунок, но и плавность, красоту движений. (показ лого ритмики «Хомка»)

 Элементы логоритмики в вводной части формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность, а упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например, «Фыр!» - лошадка фырчит, «Мур!» - кошечка поет, «У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок, «Х-ш-с!» - звуки леса и другие, одновременно выполняя двигательные упражнения. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Известно также, что формирование движения происходит при участии речи.

Можно озвучивать разные виды движений – это корригирующая гимнастика, разные виды ходьбы, прыжки, бег, ползание, общеразвивающие упражнения, игры, например,

  1. 1 На носочках мы пойдем, через лужи перейдем. И на пяточках поедем, через лужи перейдем.
  1. По завалам, по оврагам шел медведь хозяйским шагом. (ходьба на внешней стороне стопы). Вот ползет, вот ползет Мишка косолапый, вот ползет, вот ползет Мишка толстопятый. (ползание по-медвежьи). Лес осенний увидали и к нему мы побежали. (бег на носочках). Зайка прыг, зайка скок Зайка прыгнул на пенек, В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет. (прыжки на двух ногах).

Игры и игровые упражнения со словесным сопровождением в сочетании с движениями хорошо использовать в заключительной части занятия. Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив, помогают освободиться детям от своих комплексов, такие упражнения как «Летел по небу шар», «Мы пойдем с тобой…», «Море Галилей», «Самолет», «У оленя дом большой» и другие.

В результате использования элементов лого ритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Таким образом, использование элементов лого ритмики на физкультурных занятиях оказывает влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.

Игровое упражнение «Снежное царство».

Еще зима, зима на улице Морозные деньки, наш поезд отправляется вокзального пути. Загудел паровоз – ту-у-у, ту-у-у!

В царство снежное повез. (Ходьба и бег с ускорением и замедлением,

дыхательные упражнения) «Поезд» - чух-чух! На пути завал из снега

Очищает рельсы снегоход. (ползание на четвереньках; «по-медвежьи»;

сидя – потягивать туловище к ногам и др. «Уф! Уф! Уф!») Стала чистая дорога

Едем, едем мы вперед. бег с ускорением – чух-чух-чух!) Наш веселый паровоз

В зимний лес нас всех привез. В снежный лес сейчас войдем

И кого увидим в нем? - (ходьба с пяточки с замедлением, руки работают как колеса у поезда.) Олень идет в лесу густом как движется красиво он С ветвистыми рогами быстрыми ногами ПО снегу он идет легко, Поднимает ногу высоко- (ходьба высоко поднимая колено, одновременно

щелкать языком.) А потом увидели зайчишку, Он спешит запутать след,

Потому что он трусишка, С самых, самых детских лет. (прыжки на двух ногах вперед; прыжки со смещением вправо-влево и др. и проговариваем: «Прыг-скок! Прыг-скок!») Осторожно на носочках вот идет лисичка-Хитрая сестричка. Рыжая красавица всякому понравится- (ходьба на носках: «Тяв! Тяв! Тяв!»)

Как подул мороз-(д/у: Фу-у-у! Фу-у-у!) В воздухе морозном полетели, закружились Ледяные звезды- (бег, бег с поворотами.) Полетели, полетели на землю тихо сели. (бег с приседанием.) Снежинка села на ладошку, Ты поиграй со мной немножко. (ходьба друг за другом с дыхательным упражнением «Сдуем снежинку с ладошки».)

Словесные игры с движениями

1 «Мы пойдем с тобой…» Мы пойдем с тобой направо – 1, 2, 3А потом пойдем налево – 1, 2, 3А потом мы повернемся – 1, 2, 3И похлопаем в ладоши – 1, 23 Руки к пяткам и к ушам на колени и к плечам Руки в стороны, на пояс, вверх.

А теперь веселый смех. Все девочки – ха-ха-ха Все мальчики – хо-хо-хо  Все все

«У оленя дом большой.»

2 У оленя дом большой (руки скрещены над головой – рога оленя).

Он глядит в свое окошко (руки подняты на уровне глаз, одна под

другой, одну кисть руки вверх, другую – вниз, сделать окошечко).

Заяц по лесу бежит, (показать ушки зайчика над головой)

В дверь к нему стучит (постучать кулачком в воздухе, как в дверь)

Стук, стук - дверь открой, (топнуть два раза ногой, отвести рукой от

себя в сторону - открываем дверь).

Там в лесу охотник зло (показать большим пальцем за плечо)

Зайка, зайка забегай, (показать ушки зайчика над головой,

ведем руку от стороны к себе – зовем)

Лапу мне давай- (вытягиваем руку вперед, другую кладем

сверху на ладонь и прижимаем к плечу).

«Самолет».

Пролетает самолет- (показываем пальцем вверх – как пролетает самолет)

С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел – посмотрел правую руку отвести в сторону, посмотреть на пальцы Левое крыло отвел – поглядел левую руку в сторону, посмотреть на пальцы Я мотор завожу- (вращательные движения руками перед собой) И внимательно слежу Поднимаюсь в высь – лечу-у-у-у (подняться на носки, развести руки в стороны и бег

На посадку я лечу, приземлиться я хочу. (приземлиться на одно колено, руки опустить)

Для успокоения двигательной и голосовой активности, в заключительной части физкультурного занятия я использую упражнения на релаксацию. Умение расслабляться помогает детям снять мышечную усталость, эмоциональное напряжение, возбуждение.

Но прежде чем научить детей расслаблению, учу их напряжению мышц. На этом основана система релаксации.

Упражнения на релаксацию сопровождаю тихой спокойной речью. Часто использую соответствующее музыкальное оформление (классическую музыку, звуки космоса, птичье пение, шум моря). Это помогает детям лучше вжиться в образ, представить окружающую обстановку.

Все приведенные выше методы и приемы, направленные на развитие двигательных качеств, а также на решение коррекционных логопедических задач применимы при организации любых физкультурных занятий.

3   . РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Считаю, что важным фактором в физическом развитии и оздоровлении детей является работа с родителями. Проведенные родительские собрания, беседы, консультации по данным вопросам, а также совместные спортивные мероприятия, дали положительные результаты. У детей повысился интерес к физкультуре, многие стали посещать спортивные кружки и секции (гимнастика, борьба). Родители с детьми стали чаще совершать пешие прогулки, кататься на лыжах, коньках, санках. Для домашних занятий физкультурой в семьях приобретены спортивные уголки, тренажеры. Такая преемственность позволила сохранить непрерывность воспитатель но-образовательного процесса и положительно сказалась на физическом развитии детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программа   коррекционно-развивающей   работы   в   логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи, под редакцией Н.В.Нищевой.
  2. Ефименко   Н.Н.   Материалы   к оригинальной   авторской   программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М., 1999.
  3. Яковлева Л.В.  Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: в 3 ч. - М.,2004. Ч. 1. Программа «Старт». Методические рекомендации.
  4. Лазарев М.Л. Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй!» для дошк. образовал. учреждений. - М., 2004
  5. Кириллова   Ю.А., Лебедева   М.Е.,   Жидкова   Н.Ю.   Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб. «Детство-Пресс», 2005
  6. Микляева   Н.В.,   Полозова   О.А.,   Родионова   Ю.Н.,   Фонетическая   и логопедическая    ритмика    в   ДОУ: Пособие   для    воспитателей    и логопедов. -М.:Айрис-пресс, 2005
  7. Филичева Т.Б.,  Чевелева Н.А. Логопедическая работа  в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
  8. Шатанкова  Л.Н.   Азбука   движений   детей   дошкольного   возраста (методические рекомендации). -Хабаровск, 2000.
  9. Картушина    М.Ю.    Логоритмические    занятия    в    детском    саду: Методическое пособие. - М., 2003.
  10. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И.Бересневой. - М., 2005.
  11. Горбатовская В.В.  Профилактика  и  коррекция  нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста. Особенности методики   проведения   занятий   дыхательной   гимнастикой   с   часто болеющими детьми, - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные игры в средней группе на физкультурном занятии с детьми с общим недоразвитием речи

Игры проводятся, как дополнительные на физкультурном занятии. Тематика игр подбирается с учетом поставленных задач учителем - логопедом. Работа ведется в системе. Решаются следующие задачиСпособствова...

Конспект открытого занятия на тему: "Вместе весело шагать" (с элементами логоритмики) для детей с нарушениями речи.

Цель изадачи занятия: развивать чувство ритма, зрительно-двигательную координацию, слуховое внимание, совершенствовать переключаемость вида деятельности. Развивать чёткость и подвижность артикуляционн...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»

Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...

Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."

Доклад на тему "Использование элементов логоритмики  на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."...