" Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по физкультуре
Теиа физического воспитания в настоящее воремя очень актуальна, потому что физическое воспитание- это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих улучшению здоровья, физичсекого и двигательного развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_fizkulturnyh_zanyatiy_s_detmi_tnr.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, потому что физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих улучшению здоровья, физического и двигательного развития ребенка. Двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания о способах укрепления собственного здоровья позволят обеспечить детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу. В последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями. Таким детям следует уделять больше внимания, создавать необходимые условия, в том числе и в физическом воспитании.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи, позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании физического развития:
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики ациклических движений( лазание, прыжки в длину, метание);
-некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств – отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
-несформированность функций равновесия;
-нарушение ориентировки в пространстве
- нарушение ручной моторки;
- общая скованность и замедленность в выполнении движений. Дети испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
- недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
-недостаточное развитие чувство ритма;
-некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
-дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.
Основными задачами в работе с детьми с ТНР являются следующие:
- создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей;
- повышение физиологической активности органов и систем детского организма;
- коррекция речедвигательных нарушений;
- формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений.
Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом лексической темы, которые сопровождаются стихами, считалками, игровыми зачинами. Это способствует пополнению словарного запаса, выразительности речи, преодолению застенчивости.; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.
Особое внимание на каждом занятии уделяется дыхательным упражнениям. Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание . Дыхательную гимнастику выполняем в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем и по показу. Дыхательные упражнения предлагаем в образном оформлении, так детям более понятны их действия при вдохе и выдохе.
Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Правильное дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
− положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
− способствует восстановлению нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
− улучшает дренажную функцию бронхов;
− восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Детям, имеющим речевую патологию, свойственно двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность. И, наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность.
С учетом этих особенностей на физкультурных занятиях используются средства психогимнастики.
Во вводной части занятия:
– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».
В заключительной части занятия:
– игры и упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения, успокоению, упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой. Умение расслабляться помогает детям снять мышечную усталость, возбуждение.
Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отводится
-играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
-игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
-пальчиковым играм с речевым сопровождением, которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
-упражнениям с различными предметами – массажным мячом,
-пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой.
Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи является использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).
Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения.
В результате проведенной работы создается основа благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью, физическими качествами и подготовку таких детей к успешному обучению к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...
«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.
laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, «Мишины игрушки»
Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) Задачи: Образовательные: закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные; упражнять в образовании притяжательных и относительн...
Совместная деятельность учителя логопеда с детьми старшей группы с тяжелым нарушением речи «Космическое путешествие»
Цель: Закреплять и обобщать знания детей о космосе: солнечной системе, полётах в космос, профессии космонавта.Задачи:КоррекционныеСовершенствовать навык работы по закрытой картине, и...
Конспект НОД с детьми старшего возраста с тяжелым нарушением речи «Цветик – семицветик»
Занятие лучше проводить как итоговое в конце года или как открытое занятие для родителей....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».
Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....