Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Гречко Ирина Александровна

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализируются знания о жизни животных зимой, воспитывается любовь к живой и неживой природе,  воспитывается умение наблюдать. Использование логоритмических технологий на занятии способствует развитию у детей речи с движением (с музыкальным сопровождением и без), развитию умения определять характер и темп музыки и согласовывать их с движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_elementami_logoritmiki.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Учитель-логопед Вдовина Ирина Александровна

Лексическая тема – «Зимовье зверей».

Цель-  развитие речевой активности воспитанников на материале лексической темы «Зимовье зверей».

Задачи:

Коррекционные

-развитие речи с движением (с музыкальным сопровождением и без); развитие умения определять характер и темп музыки и согласовывать их с движениями; развитие выразительности речи и движений;

-активизация словаря;

-совершенствование грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

-развитие общей и мелкой моторики;

-развитие умения ориентироваться в пространстве;

-развитие зрительного и слухового внимания;

 -развитие диафрагмального дыхания;

-развитие памяти;

-обучение рефлексии.

Образовательные

- обобщение и закрепление знаний детей о диких животных;

-актуализация знаний о жизни животных зимой.

Воспитательные

-воспитание навыка сотрудничества;

-воспитание любви к живой и неживой природе, воспитание умения наблюдать;

-развитие творческих способностей;

-формирование позитивного самоощущения.

Оборудование: костюмы диких животных, интерактивная доска, презентация (слайды с изображением диких животных), барабан, платок; декорация (пни, деревья с норами животных).

Музыкальное сопровождение: «Ходьба» - музыка Л.И. Минеевой; «Спокойная ходьба» - музыка М. Красева; музыка голосов диких животных; «Хоровод зверей» - музыка А.Филиппенко; музыка из к/ф «Усатый нянь»; игра «Волк и зайцы» - музыка С. Насауленко; музыка для релаксации – Johannes Brahms «Колыбельная для детей».

Ход занятия

Деятельность логопеда и музыкального руководителя

Деятельность детей

1.Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Поздоровайтесь с нашими гостями. Мы начинаем наше занятие.

2.Введение в тему занятия

- Ребята, а куда мы попали? Это зимний лес! А кто живет в зимнем лесу?

- А как ежа, лису, волка и медведя назвать общими словами?

- Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю колдовать, ребят в зверюшек превращать. Давайте пойдем в зимний лес!

3.Развитие дифференциации и воспроизведение темпа движений

Музыкальный руководитель играет мелодию на пианино в спокойном темпе. Логопед стоит в центре зала, произносит слова стихотворного текста и показывает движения животных.

- Как-то зимнею порой звери шли лесной тропой.

За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок).

За мамой волчихой рыскал… (волчонок).

За мамой лисицей крался …(лисенок).

За мамой медведицей шел…(медвежонок).

- В лесу так много снега, такие сугробы. Как тяжело животным пробираться по снегу.

Музыкальный руководитель играет мелодию на пианино в медленном темпе. Логопед медленно произносит слова стихотворного текста и медленно показывает движения животных.

4. Развитие общей моторики

- Наконец-то мы выбрались на зимнюю полянку. Давайте посмотрим как тут красиво!

Справа елочки стоят,

Слева  здесь пеньки торчат,

Вверху ветер шелестит,

Под ногами снег скрипит.

5. Развитие слухового внимания

- Присядем отдохнуть на пенечки. Давайте послушаем голоса животных. Кто догадается, какое животное подает голос, поднимет руку.

Звучат голоса животных.

- Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили?

 На интерактивной доске появляются слайды с изображением диких животных.

6.Развитие выразительности речи и движений под музыку

-Приглашаю в хоровод весь лесной народ.

- «По завалам, по оврагам

Шел медведь хозяйским шагом…»

- Звери, вы готовы к зиме? Давайте присядем на пеньки.

7. Активизация словаря по теме

- Зимой холодно, тяжело приходится диким животным. А как животные подготовились к зиме, как  меняется их жизнь с приходом зимы?

На интерактивной доске слайды с изображением  животных в зимнее и летнее время.

- Вы много рассказали про животных. Давайте проверим, все ли вы вспомнили.

-Какие животные меняют цвет шубки?

- Как изменяется цвет шубки у зайца к зиме? А белка на какой цвет меняет шубку? - А как белочка запаслась к зиме?

- Что делает зимой медведь?

 - Какие животные еще спят?

- Кто мне покажет, где барсук на картинках? А где бурундук?

Вы узнали бурундука? Что он делает?

8. Координация речи с движением.

-Звери, не холодно ли вам зимой? Я думаю, нам нужно погреться!

9.Упражнение в образовании притяжательных прилагательных

- Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть. Спрячьтесь в свои домики!

- Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать.

Логопед подходит к каждому животному и спрашивает:

- Это чье ушко, это чьи лапки, чей хвостик, чей носик, чьи рога?

10. Подвижная игра под музыку на развитие внимания «Кого нет?»

- Спрятались – не отыскать, выходите в круг играть. А сегодня у нас круг будет наоборот!

Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Как только музыка останавливается, логопед накрывает платком по очереди каждого из детей.

11. Развитие связной речи

Логопед берет барабан.

- Я иду. Иду, иду, барабан несу. Барабанчик ты возьми, кто ты назови.

Я дам барабан тому, кто о себе правильно и красиво расскажет.

Логопед дает каждому ребенку по очереди барабан.

12. Подвижная игра «Волк и зайцы» с музыкальным сопровождением

Логопед выбирает одного ребенка в роли волка, надевает на него шапку животного.

13.Упражнение на развитие диафрагмального типа дыхания

- Как вы весело играли

И немножечко устали.

Давайте вместе отдохнем.

По полянке пройдем.

Звучит музыка для релаксации. Логопед берет за руку детей и проходит по залу.

-Обошел медведь весь лес          

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он            

И увидел сон.

И мы на спину легли                  

И, как Мишка видим сны.

Тише, тише, не шумите,          

Никого не разбудите!

-Мы немножко отдохнем,

Правильно дышать начнем.

Животик поднимается – шарик надувается.

Животик опускается – шарик сдувается.

- Потянитесь, хватит спать. Нам уже пора вставать!

14. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

–Скажите, вам понравилось в нашем лесу? Но нам уже пора домой, давайте попрощаемся.

-Наше занятие подошло к концу. Где мы были сегодня? Кого видели? Понравилось вам наше путешествие?

-Мне тоже очень понравилось путешествие. Вы ребята молодцы. В нашем путешествии вы были очень смелые, умные, находчивые и веселые!

Дети в костюмах диких животных входят в музыкальный зал, здороваются.

Дети называют диких животных, называют обобщающее понятие.

Дети идут по кругу в спокойном темпе, изображают диких животных и называют детенышей.

Дети идут по кругу в медленном темпе, медленно показывают движения диких животных и называют детенышей.

Дети совершают повороты головы в правую, левую стороны, вверх и вниз.

Дети называют диких животных и как они подают голоса.

Дети идут под музыку по кругу, каждый ребенок по очереди рассказывает часть стихотворения, остальные дети изображают движения этого животного.

- По-лосиному красиво

Ходит лось в лесу густом.

По-мышиному пугливо              

Семенит мышонок в дом.

И по-заячьи зайчишка              

Все спешит запутать след.

По-медвежьи ходит мишка,        

Косолап он с детских лет.

- Отвечайте, звери, мне

–Вы готовы ли к зиме?

Дети:

-Да!

Дети рассказывают про изменения в жизни животных зимой.

Дети подходят к доске, составляют предложения по картинкам.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику и произносят стихотворный текст:

- Вяжет бабушка Лисица          

Всем лисятам рукавицы:

Для лисенка Саши,                

 Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,                  

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички          

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках –да-да-да!      

 Не замерзнем никогда!

Дети прячутся за деревья, называют части тела животных.

Во время музыки дети идут по кругу, в это время логопед накрывает покрывалом одного ребенка. Как только музыка перестает играть, дети останавливаются и угадывают, какого животного нет.

Дети, стоя в кругу, составляют короткие рассказы о животных, которых они изображают на занятии.

Дети берут барабан и определяют количество слогов в названии животного, называют количество слогов.

Дети в роли зайчат прыгают по залу под музыку. Как только выбегает волк — убегают от него и прячутся за пеньки.

Дети спокойно ходят по залу.

Ложатся на ковер и дышат.

Медленно встают.

Дети прощаются с зимним лесом:

- До свиданья, зимний лес.

Рады были встрече!

 Много было здесь чудес.

 Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш родной ждет давно уж нас.

Дети под спокойную игру на пианино совершают ходьбу змейкой по залу.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...