Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализируются знания о жизни животных зимой, воспитывается любовь к живой и неживой природе, воспитывается умение наблюдать. Использование логоритмических технологий на занятии способствует развитию у детей речи с движением (с музыкальным сопровождением и без), развитию умения определять характер и темп музыки и согласовывать их с движениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_elementami_logoritmiki.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
Учитель-логопед Вдовина Ирина Александровна
Лексическая тема – «Зимовье зверей».
Цель- развитие речевой активности воспитанников на материале лексической темы «Зимовье зверей».
Задачи:
Коррекционные
-развитие речи с движением (с музыкальным сопровождением и без); развитие умения определять характер и темп музыки и согласовывать их с движениями; развитие выразительности речи и движений;
-активизация словаря;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-развитие общей и мелкой моторики;
-развитие умения ориентироваться в пространстве;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие диафрагмального дыхания;
-развитие памяти;
-обучение рефлексии.
Образовательные
- обобщение и закрепление знаний детей о диких животных;
-актуализация знаний о жизни животных зимой.
Воспитательные
-воспитание навыка сотрудничества;
-воспитание любви к живой и неживой природе, воспитание умения наблюдать;
-развитие творческих способностей;
-формирование позитивного самоощущения.
Оборудование: костюмы диких животных, интерактивная доска, презентация (слайды с изображением диких животных), барабан, платок; декорация (пни, деревья с норами животных).
Музыкальное сопровождение: «Ходьба» - музыка Л.И. Минеевой; «Спокойная ходьба» - музыка М. Красева; музыка голосов диких животных; «Хоровод зверей» - музыка А.Филиппенко; музыка из к/ф «Усатый нянь»; игра «Волк и зайцы» - музыка С. Насауленко; музыка для релаксации – Johannes Brahms «Колыбельная для детей».
Ход занятия
Деятельность логопеда и музыкального руководителя | Деятельность детей |
1.Организационный момент - Здравствуйте, дети. Поздоровайтесь с нашими гостями. Мы начинаем наше занятие. 2.Введение в тему занятия - Ребята, а куда мы попали? Это зимний лес! А кто живет в зимнем лесу? - А как ежа, лису, волка и медведя назвать общими словами? - Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю колдовать, ребят в зверюшек превращать. Давайте пойдем в зимний лес! 3.Развитие дифференциации и воспроизведение темпа движений Музыкальный руководитель играет мелодию на пианино в спокойном темпе. Логопед стоит в центре зала, произносит слова стихотворного текста и показывает движения животных. - Как-то зимнею порой звери шли лесной тропой. За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок). За мамой волчихой рыскал… (волчонок). За мамой лисицей крался …(лисенок). За мамой медведицей шел…(медвежонок). - В лесу так много снега, такие сугробы. Как тяжело животным пробираться по снегу. Музыкальный руководитель играет мелодию на пианино в медленном темпе. Логопед медленно произносит слова стихотворного текста и медленно показывает движения животных. 4. Развитие общей моторики - Наконец-то мы выбрались на зимнюю полянку. Давайте посмотрим как тут красиво! Справа елочки стоят, Слева здесь пеньки торчат, Вверху ветер шелестит, Под ногами снег скрипит. 5. Развитие слухового внимания - Присядем отдохнуть на пенечки. Давайте послушаем голоса животных. Кто догадается, какое животное подает голос, поднимет руку. Звучат голоса животных. - Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили? На интерактивной доске появляются слайды с изображением диких животных. 6.Развитие выразительности речи и движений под музыку -Приглашаю в хоровод весь лесной народ. - «По завалам, по оврагам Шел медведь хозяйским шагом…» - Звери, вы готовы к зиме? Давайте присядем на пеньки. 7. Активизация словаря по теме - Зимой холодно, тяжело приходится диким животным. А как животные подготовились к зиме, как меняется их жизнь с приходом зимы? На интерактивной доске слайды с изображением животных в зимнее и летнее время. - Вы много рассказали про животных. Давайте проверим, все ли вы вспомнили. -Какие животные меняют цвет шубки? - Как изменяется цвет шубки у зайца к зиме? А белка на какой цвет меняет шубку? - А как белочка запаслась к зиме? - Что делает зимой медведь? - Какие животные еще спят? - Кто мне покажет, где барсук на картинках? А где бурундук? Вы узнали бурундука? Что он делает? 8. Координация речи с движением. -Звери, не холодно ли вам зимой? Я думаю, нам нужно погреться! 9.Упражнение в образовании притяжательных прилагательных - Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть. Спрячьтесь в свои домики! - Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать. Логопед подходит к каждому животному и спрашивает: - Это чье ушко, это чьи лапки, чей хвостик, чей носик, чьи рога? 10. Подвижная игра под музыку на развитие внимания «Кого нет?» - Спрятались – не отыскать, выходите в круг играть. А сегодня у нас круг будет наоборот! Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Как только музыка останавливается, логопед накрывает платком по очереди каждого из детей. 11. Развитие связной речи Логопед берет барабан. - Я иду. Иду, иду, барабан несу. Барабанчик ты возьми, кто ты назови. Я дам барабан тому, кто о себе правильно и красиво расскажет. Логопед дает каждому ребенку по очереди барабан. 12. Подвижная игра «Волк и зайцы» с музыкальным сопровождением Логопед выбирает одного ребенка в роли волка, надевает на него шапку животного. 13.Упражнение на развитие диафрагмального типа дыхания - Как вы весело играли И немножечко устали. Давайте вместе отдохнем. По полянке пройдем. Звучит музыка для релаксации. Логопед берет за руку детей и проходит по залу. -Обошел медведь весь лес И в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он И увидел сон. И мы на спину легли И, как Мишка видим сны. Тише, тише, не шумите, Никого не разбудите! -Мы немножко отдохнем, Правильно дышать начнем. Животик поднимается – шарик надувается. Животик опускается – шарик сдувается. - Потянитесь, хватит спать. Нам уже пора вставать! 14. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей –Скажите, вам понравилось в нашем лесу? Но нам уже пора домой, давайте попрощаемся. -Наше занятие подошло к концу. Где мы были сегодня? Кого видели? Понравилось вам наше путешествие? -Мне тоже очень понравилось путешествие. Вы ребята молодцы. В нашем путешествии вы были очень смелые, умные, находчивые и веселые! | Дети в костюмах диких животных входят в музыкальный зал, здороваются. Дети называют диких животных, называют обобщающее понятие. Дети идут по кругу в спокойном темпе, изображают диких животных и называют детенышей. Дети идут по кругу в медленном темпе, медленно показывают движения диких животных и называют детенышей. Дети совершают повороты головы в правую, левую стороны, вверх и вниз. Дети называют диких животных и как они подают голоса. Дети идут под музыку по кругу, каждый ребенок по очереди рассказывает часть стихотворения, остальные дети изображают движения этого животного. - По-лосиному красиво Ходит лось в лесу густом. По-мышиному пугливо Семенит мышонок в дом. И по-заячьи зайчишка Все спешит запутать след. По-медвежьи ходит мишка, Косолап он с детских лет. - Отвечайте, звери, мне –Вы готовы ли к зиме? Дети: -Да! Дети рассказывают про изменения в жизни животных зимой. Дети подходят к доске, составляют предложения по картинкам. Дети выполняют пальчиковую гимнастику и произносят стихотворный текст: - Вяжет бабушка Лисица Всем лисятам рукавицы: Для лисенка Саши, Для лисички Маши, Для лисенка Коли, Для лисички Оли, А маленькие рукавички Для Наташеньки - лисички. В рукавичках –да-да-да! Не замерзнем никогда! Дети прячутся за деревья, называют части тела животных. Во время музыки дети идут по кругу, в это время логопед накрывает покрывалом одного ребенка. Как только музыка перестает играть, дети останавливаются и угадывают, какого животного нет. Дети, стоя в кругу, составляют короткие рассказы о животных, которых они изображают на занятии. Дети берут барабан и определяют количество слогов в названии животного, называют количество слогов. Дети в роли зайчат прыгают по залу под музыку. Как только выбегает волк — убегают от него и прячутся за пеньки. Дети спокойно ходят по залу. Ложатся на ковер и дышат. Медленно встают. Дети прощаются с зимним лесом: - До свиданья, зимний лес. Рады были встрече! Много было здесь чудес. Наступает вечер. Нам пора идти домой в этот поздний час. Детский садик наш родной ждет давно уж нас. Дети под спокойную игру на пианино совершают ходьбу змейкой по залу. Отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...
Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....
Cеминар на тему: «Формирование элементов словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему развивающих игр».
Содержание1. Рассмотрение психических особенностей...
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник и элементов аппликации для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
laquo;ОСЕННЯЯ ВЕТКА В ВАЗЕ»...
Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"
Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...