Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
методическая разработка на тему
Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 149.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 21» Челябинская область г. Троицк
Использование логоритмики на музыкальных занятиях
с детьми, имеющими нарушения речи
«Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи»
(ноябрь 2016 г.)
Выполнила: музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 21» Пристанскова Лариса Петровна
Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
Психологи и логопеды считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка.
Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется по отношению к речи (ритм прозы, стихотворной строки), к работе систем организма (дыхательной, сердечной), а также цикличности природных явлений.
Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает влияние на становление движений, совершенствует пространственно- временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных речедвигательных.
В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а моторных качеств - на занятиях по физической культуре. Решение этих задач на протяжении всего дошкольного детства способствует психомоторному развитию детей, что благоприятно сказывается на успешности обучения в школе.
К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. В рамках массового детского сада таких детей объединяют в группу, обозначенную как « логопедическая группа для детей с ОНР старшего дошкольного возраста».
В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально - волевой незрелости. Даже незначительные неврологические дисфункции сказываются на нарушениях регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук. У большинства дошкольников этой группы отмечаются проблемы психомоторного развития. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.
Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется, благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.
Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.
Дети с нормой физического и интеллектуального развития к пяти годам свободно говорят на родном языке. Пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.
В наше время, к сожалению, все больше рождается малышей с патологиями в развитии. Дети, посещающие детский сад, нередко имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, с заболеваниями внутренних органов, нарушения зрения, велика доля детей с замедленным развитием психических процессов и, как следствие, нарушением речи. Статистика на сегодняшний день неутешительна. Около 70% обследованных логопедами детей, имеют нарушения речи различной степени тяжести, обусловленные неврологическими патологиями.
Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика.
Логоритмика – это единство музыки, слова и движения. Логоритмические занятия включают в себя:
- пальчиковые
-ритмические
-коммуникативные игры
- музыкально-ритмические движения
- чтение стихов
- пение
- элементарное музицирование на шумовых инструментах
движение под музыку.
Целью логоритмических воздействий является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Поэтому я практикую.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.
Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Требования к подбору музыки:
- подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.
- с точки зрения доступности, музыка для движения должна быть:
небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших)
умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей.
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например, музыка изобразительного характера
"дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей
более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших.
Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразны ми по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).
Требования к подбору движений
В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:
доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);
понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов;
для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);
разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках…
Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения (по рекомендации и под наблюдением педиатра), и др.
Задачи логоритмического воздействия можно выделить следующие:
-Развитие слухового внимания;
-Развитие музыкального, тембрового, динамического слуха;
-Развитие фонематического слуха;
-Развитие временно- пространственных представлений;
-Развитие общей и мелкой моторики.
Для современных детей было бы полезно посещать не реже одного раза в неделю логоритмическое занятие под руководством логопеда или воспитателя и музыкального руководителя. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей.
Пение - включает упражнения и логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением.
Игра на шумовых инструментах - способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Музыкально-ритмические движения - предполагают упражнения, игры с предметами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.
Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного "музыкального" инструмента.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.
Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.
Пальчиковые игры - Кончики пальцев - есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам - «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., которые проигрываются при помощи пальчикового театра.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:
стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей;
-совершенствует внимание и память;
-формирует ассоциативно-образное мышление;
-облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Вот те формы работы, которые способствуют развитию ритмического, тембрового, фонематического слуха столь необходимых для полноценного развития всех сторон речи – интонационной, звуковой, грамматической и т.д.
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать и чисто музыкальные задачи:
- Развитие ритмического слуха;
- Развитие тембрового слуха;
- Развитие слухового внимания;
- Развитие моторики артикуляционного аппарата;
- Формирование правильного дыхания;
- Формирование навыков правильного пения.
Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.
Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Инновационная направленность
Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности
Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т.е. по сути, является ведущим, в процессе разучивания песни, танца или игры, я делаю акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения. Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи.
Для развития устойчивого интереса к данному виду деятельности мы подбираем разнообразные по характеру музыкальные произведения с учетом их эмоционального воздействия и возрастных особенностей. Практика показала эффективность использования произведений изобразительного характера, таких как «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной, «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Картинки с выставки» М.Мусоргского и др. Они помогают развить у детей воображение и память. Наиболее эффективно зарекомендовал себя прием – «нарисуй, о чем рассказала музыка» (т.е. дети выражают свое отношение к музыке не словами, а с помощью красок и узоров на отдельном листе бумаги). Таким образом, развиваем у детей психомоторную функцию, воображение, фантазию, мелкую моторику, а также слухо-зрительно-двигательную координацию.
Наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.
Например, при невнятном произношении, «проглатывании» окончаний слов (особенно согласных), использую прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Исходя из опыта работы, мы пришли к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развивается у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т.е. оказывается комплексное корригирующее воздействие на детей.
Для развития фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность. Такие как: «Птенчики» Е. Тиличеевой, «Три медведя» И Арсеева, «Угадай по голосу» Е. Тиличеевой и др.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как: «На каком инструменте играю?», «Музыкальные молоточки», «Отгадай и сыграй, как я!» и др.
Используем эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).
В работе над дикцией, мной используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, т.к. он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.
Используя вышеперечисленные приемы в пении, я заметила значительные улучшения: исчезла излишняя напряженность дыхательного и речевого аппарата, скованность голосовых связок, появилась выразительность в пении. А систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.
В целом, все вышеперечисленные приемы способствовали развитию психических процессов:
- внимание, память, мышление, воображение и т.д.
-нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата :дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного;
-развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи : звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны (темпа, ритма, тембра, динамики).
Для развития коммуникативных качеств у детей и выработки умения согласовывать свои действия с движениями других используются коммуникативные танцы и игры, а также ритмические игры. Они помогают дошкольникам преодолеть робость, застенчивость, а также естественно и непринужденно выполнять самые различные танцевально-игровые действия с товарищами.
Материал, изучаемый на логоритмических занятиях, закрепляется в самостоятельной деятельности детей (в группе в свободное время).
Таким образом, работа по данному направлению даёт высокие результаты как в музыкальном воспитании, так и в коррекции нарушений речи.
- способствует устранению рече - двигательных нарушений дошкольников;
- способствует изменению структуры и содержания музыкально-логоритмической деятельности;
- позволила систематизировать комплексы логоритмических упражнений.
В дальнейшем необходимо осуществить поиск новых методик и технологий по развитию тактильного и ассоциативного мышления, а также творческой активности воспитанников.
Важным условием эффективного применения предлагаемой методики по музыкальному воспитанию для коррекции речедвигательных нарушений является:
- соблюдение в организации работы дидактических принципов: систематичности, последовательности, активности самого ребенка, доступности и постепенности усложнения материала;
- высокий уровень профессиональной подготовки педагога по проблеме;
- наличие комплекта методического и дидактического материала;
- заинтересованность педагога в оказании своевременной помощи детям, имеющим речедвигательные нарушения.
Приложение. Фрагменты музыкальных занятий с использованием логоритмики
Прогулка в зимний лес.
Оформление зала: сказочный лес, новогодняя ёлка, домики зверей.
Оборудование: фонограмма, нотный материал.
Наглядность: картинки с изображением зайца, лисы, ежа и их следов
Муз. рук. : Морозная зима, нынче выдалась, снежная.
Мы мороза не боимся,
А играем, веселимся.
(Фонопедические упражнения «Мороз» по методу В Емельянова).
Вышел на просторы погулять мороз.
«Топ-топ! Чап-чап!»
два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям.
Белые узоры в косах у берез.
«У!» - короткие, «острые»
звуки в высоком регистре на разной высоте.
Снежные тропинки, голые кусты.
«Ш…» - потирая ладони друг о друга.
Падают снежинки тихо с высоты.
«П!..П!..» -постепенно опуская руки вниз.
В белые метели, утром до зари,
В рощу прилетели стайкой снегири.
Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р…»,
резко разводить их в стороны.
……………………………………………………………….
….Проводится игра «Догонялка».
Дети: Мишка, Мишка хватит спать! Подходят, громко топая ногами.
Выйди с нами поиграть!
Нас тут много, Разводят руками в стороны.
Ты один, Показывают указательный палец.
Спать тебе мы не дадим! Грозят пальчиком.
Мишка просыпается и догоняет ребят
Муз. рук. : С Мишкой мы поиграли, узнали, как звери готовятся к празднику.
А теперь спросим наши пальчики, где они побывали?
(Пальчиковая игра «Пальчики – мальчики»)
Пальчик – мальчик, где ты был? Пальцы левой руки сжимаются в кулак,
Где ты с братцами ходил? выпрямляют и сгибают большой палец.
- С этим - я в снегу валялся, Поочередно массируют пальцы, начиная
С этим - с горочки катался, с указательного.
С этим - в парке я гулял,
С этим - я в снежки играл.
Все мы пальчики – друзья, Сжимают и разжимают пальцы.
Где они, Показывают 4 пальца, прижав
большой палец к ладони.
Там и я! Показывают большой палец,
подняв его вверх,
остальные пальцы прижаты к ладони.
......................................................................................
Используемая литература.
1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. М.Ю. Картушина.Логоритмика для малышей. (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
5.М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
6.А.Е. Воронова. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
7. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика., под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением зрения ".
В работе представлены различные виды технологий, которые могут использоваться руководителями физического воспитания на своих занятиях, а так же, выборочно могут применять воспитатели в физкульт ...
Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)
занятие по логоритмики структурировано, привязано к лексической теме, построено с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...
Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения речи
презентация...
Возможности использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи
Статья содержит варианты использования электронной ручки «Знаток» на логопедических занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, аппробированные в практической деятельности....
Методическая разработка «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Методическая разработка на тему: «Использование биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»...
Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...
Методическая разработка "Использование мнемотехники в работе с детьми с тяжелым нарушением речи с 6-7 лет"
Я в своей работе использую приемы мнемотехники и разрабатываю мнемотаблицы сами. Почему я это внедряю в своей работе.Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скуд...