Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."
учебно-методический материал (старшая группа)
Доклад на тему "Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
1 слайд. Я хочу вам представить опыт своей работы по использованию элементов логоритмики на физкультурных занятиях с детьми старшей группы.
2 слайд. Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
3 слайд. Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т. к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. Например, все больше становится не говорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть четким произношением всех звуков. С каждым годом растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания могут уделить родители, а живое общение с ребенком заменяет просмотр телепередач или игры в телефоне.
4 слайд. Ребенок – существо растущее и развивающееся, а движения – одно из условий его постоянного роста и развития. Ни для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное состояние человека. С ее помощью можно быстро активизировать или наоборот, успокоить ребенка. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр и игровых упражнениях. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Несомненно, что полноценное занятие по логоритмике может провести только специально обученный педагог-дефектолог, имеющий дополнительное музыкальное образование. Однако несложные упражнения могут выполнять с детьми и учитель – логопед, и музыкальный руководитель, и инструктор по физкультуре, и воспитатель. Тематика таких упражнений может быть различна.
На первых занятиях дети знакомятся со словесным сопровождением, выполняют упражнения по показу, на последующих занятиях произносят словесный материал вместе с выполнением упражнений. Чтобы интерес к занятию не угасал, можно заменять или дополнять словесно-двигательный материал. Дети выполняют все занимательные упражнения поточным способом. Необходимо включать в занятие на первых минутах утомления.
5 слайд. Я считаю, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет использование технологии «логоритмики» на физкультурных занятиях. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.
Структура физкультурного занятия с элементами логоритмики имеет традиционную структуру, как и для занятий по физической культуре. Это вводная, основная и заключительная.
Но хочу выделить особенности:
6 слайд. В вводной части занятия я беру различные виды ходьбы, перестроений и бега, на некоторых занятиях используя музыкальное сопровождение. Упражнения с одновременным проговариванием речевок и речевого материала. Которые помогают детям укрепить мышцы органов артикуляционного аппарата. В 5-6 лет дети с легкостью произносят небольшие стишки и выполняют движения.
Элементы логоритмики в вводной части занятия формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, тем самым повышают двигательную активность.
7 слайд. С целью повышения двигательной активности, развития общей и мелкой моторики; развитие координации движений; а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре я использую элементы логоритмики. Упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох - несколько длительнее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, что рефлекторно усиливает вдох. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например: «Фыр!» – лошадка фырчит, «Мур!» – кошечка поет, «У-у-у!» – гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» – поет петушок, «Х-ш-с!» – звуки леса и другие, одновременно выполняя двигательные упражнения.
8 слайд. Еще на некоторых занятиях пробуем самомассаж с речевым сопровождением. Для них это кажется очень интересным. Поначалу Рома немного застеснялся стукать мне по спине, но потом стиснение прошло и все получилось очень хорошо.
Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения.
9 слайд. В основной части занятия элементы логоритмики я использую как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений (упражнения с мячом или с обручем).
Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений.
Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.
10 слайд. При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики я подбираю подвижные игры с речевым сопровождением. Использую простейший стихотворный текст (русские народные потешки, песенки, считалки, дразнилки. («У медведя во бору», «Лохматый пес», «Два мороза») Стараюсь добиваться от детей четкого проговаривания текста.
11 слайд. В заключительной части занятия использую игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением. Они помогают успокоить, привести организм в соответствующую норму после двигательной активности, сплачивают детский коллектив, помогают освободиться детям от своих комплексов.
Например игра «Лягушата и ребята». Мы разучивали ее в группе, а затем использовали на занятии. Игра «Капельки и ветер», «Снег кружится»
Лягушата все по лужам шлеп-шлеп-шлеп, шлеп-шлеп-шлеп! А ребята по дорожке топ-топ-топ, топ-топ-топ! Рядом весело идут, вместе песенку поют: Ля-ля-ля, ля-ля-ля! | Дети хлопают по коленям. Перетопы ногами. Хлопают в ладоши. |
В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.
Таким образом, использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях оказывает трехстороннее влияние на развитие ребенка, его интеллектуальной сферы, психической и физической в комплексе.
12 слайд. В ноябре совместно с муз. руководителем было проведено занятие с элементами логоритмики «Осенний праздник». Ребятам было интересно и очень все понравилось. Таким образом я убедилась, что эта технология проста, доступна и главное соответствует современным образовательным требованиям дошкольного образования.
13 слайд. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционное физкультурное занятие с детьми старшего дошкольного возраста, познавательного цикла «Царство цветов»
Необычное, нетрадиционноеинтересное занятие по физкультуре познавательного цикла "Царство цветов"...
Конспект физкультурного занятия с детьми старшего дошкольного возраста при карантине.
Очень часто в своей работе инструктора по физической культуре сталкиваются с проблемой: когда в одной из групп объявлен карантин по какому-либо заболеванию. И вследствие этого, проведения занятия по ф...
Конспект физкультурного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Зоопарк»
Физкультурное занятие...
Нетрадиционные физкультурные занятия с детьми старшего дошкольного возраста
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...
Нетрадиционное физкультурное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Царство цветов»
Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные воз...
Календарный план физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на октябрь месяц по программе "От рождения до школы" с учетом ФГОС.
В календарном плане есть задачи, перечислено оборудование, кратко раскрыты все три части занятия, и индивидуальная работа с отстающими детьми....
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Особенности организации физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи»
Одна из главных задач, стоящих перед педагогами ДОУ - сохранение и укрепление здоровья детей. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, требует особого подхода и внимания. В данном опыте представле...