Познавательно – исследовательский проект на тему «Человек и его органы чувств»
проект (старшая группа)
Познавательно – исследовательский проект «Человек и его органы чувств» направлен на развитие представлений об органах чувств детей старшего дошкольного возраста. Формирования бережного отношения к своему организма и начального представления о здоровом образе жизни. Воспитывать положительные качества личности ребенка, развивать любознательность, познавательную активность детей, культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Познавательно – исследовательский проект
на тему
«Человек и его органы чувств»
Разработала:
Шаульская Наталья Юрьевна
воспитатель
г. Тарко-Сале
Аннотация:
Познавательно – исследовательский проект «Человек и его органы чувств» направлен на развитие представлений об органах чувств детей старшего дошкольного возраста. Формирования бережного отношения к своему организма и начального представления о здоровом образе жизни. Воспитывать положительные качества личности ребенка, развивать любознательность, познавательную активность детей, культуру поведения.
Актуальность: Нашу жизнь невозможно представить без органов чувств. Мы привыкли вдыхать по утрам запах бодрящего напитка, или, проходя мило булочной, наслаждаться запахом свежей выпечки. Нам нравиться смотреть на картины, пробовать на вкус новые блюда. Органы чувств не только помогают нам воспринимать красоту окружающего мира, но и защищают нас от опасности, будь то сигнал опасности или запах несвежей пищи. Наш организм это слаженный механизм, знания о работе отдельных органов мы не только можем сохранить здоровье, но и развивать полезные привычки.
Тип: познавательно – исследовательский проект.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Срок реализации: 3 месяца.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель: обобщение и расширение знаний детей о способностях человека через разные виды деятельности, осуществляя преемственную связь ДОУ и семьи, закрепление знаний об анатомии человека.
Задачи проекта:
- Выработать систему воспитательно – образовательной работы по теме.
- Совершенствовать формы взаимодействия с семьями воспитанников, повышать активность родителей как участников педагогического проекта.
- Сформировать представления об органах восприятия человека.
- Расширить представления детей дошкольного возраста об органах чувств, развивать сенсорные навыки детей, их познавательный интерес, речь.
- Воспитывать положительные качества личности ребенка, развивать любознательность, познавательную активность детей, культуру поведения.
- Развивать способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы, и умение выбрать материалы и способы действия.
- Развивать творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
- Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
- Расширение знаний о физиологических особенностях организма.
- Формирование желания вести здоровый образ жизни.
- Становление речи.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Формы реализации:
- Непосредственная образовательная деятельность по познавательной деятельности.
- Беседы с детьми и родителями.
- Опытно – экспериментальная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Выставка детского творчества.
- Проведение развлечений.
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.
3. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
4. Создание банка идей и предложений.
II этап. Подготовительный.
Создание условий для организации и проведения мероприятий.
Подготовка оборудования, материалов и инструментов для реализации проекта.
Обогащение предметно-развивающей среды.
III этап. Реализация проекта.
1) Проведение непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.
2) Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Детское экспериментирование».
- Оформление выставки «Волшебные человечки», «Любимые запахи».
- Оформление стен – газеты «Бережём глаза»
- Оформление фотовыставки «Мои глаза», «Маленькие исследователи».
- Оформление фотоальбома «Мы открываем мир!»
Непосредственная образовательная деятельность № 1.
Тема: Строение тела человека.
Цель. Закрепление знания детей о строении тела человека.
Задачи. Закрепить знания о строении человека, научить делать бумажную марионетку, воспитать бережное отношение к себе.
Материал: части тела бумажного человечка с отверстиями для нити, нити для вязания крючком, карандаши, фломастеры, конфеты.
Ход:
Воспитатель. Мы сегодня читали сказку Джанни Родари «Рассеянный мальчик». У меня в коробочке лежат части, таких рассеянных мальчишек, давай те их соберем.
Дети рассматривают детали, определяют и выбирают части тела, раскладывают перед собой.
Воспитатель. У меня есть схема, по ней мы будем скреплять нитками наших человечков. Повторяйте за мной.
Дети повторяют действия воспитателя.
Воспитатель. Ребята, потяните за веревочку вниз, у ваших человечков руки и ноги должны подняться вверх.
Воспитатель поправляет работы.
Воспитатель. Дети, а что бы было, если бы у людей не было бы ног? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте проведем опыт. Давайте спокойно встанем и пройдем до кегли. А теперь представим, что у нас одна нога. Как мы будем передвигаться? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте вернемся назад, прыгая на двух ногах. Скажите, как удобнее и быстрее передвигаться: прыгая или шагая? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте вернемся к нашей работе. Скажите, чего не хватает нашим человечкам? (Ответы детей.)
Воспитатель. Возьмите карандаши и фломастеры, дорисуйте недостающие части лица, украсьте одежду человечков.
Напоминаем правила работы с карандашами с фломастерами. Дети доделывают работу.
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, у кого какой человечек получился. Давайте повесим наших человечков на стенд. Ребята, рассеянные мальчишки, передали вам в благодарность конфеты. А чтобы вы не забывали, как важно беречь руки и ноги, они просили провести с вами еще один опыт. Положите перед собой конфету, а руки спрячьте за спину. Попробуйте открыть конфету без рук. (Дети проводят опыт.)
Воспитатель. Молодцы! Давайте подведем итог нашего занятия. У человека одна голова, две руки и ноги. Ноги нужны для передвижения, а руки для выполнения работы.
Непосредственная образовательная деятельность № 2.
Тема: Ухо – орган слуха.
Цель. Знакомство с органом слуха – ухом.
Задачи. Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. Научить формулировать правила гигиены. Воспитать бережное отношение к органу слуха.
Материал. Картинки с контуром головы человека с правильным и неправильным положением или изображением ушей (несколько, уши животных). Схема строения уха человека. Темная повязка для игры в жмурки. Заглушки для ушей. Картинки с изображением предметов издающих громкие звуки, картинка с оркестром, певчих птиц и другие необходимые для формулирования правил ухода за ушами.
Ход.
Воспитатель. Ребята, один мой знакомый очень любит рисовать карикатуры – это такие смешные картинки. Я попросила нарисовать для вас человека с ушами, но он так увлекся, что смог запутать меня. Вот посмотрите рисунки и найдите правильную картинку.
Дети изучают рисунки, определяют, что в ней неправильно, находят правильную картинку.
Воспитатель. Молодцы ребята, а зачем человеку нужны уши? (Ответы детей.)
Воспитатель. А зачем человеку два уха, с правой и левой стороны? (Ответы детей.)
Воспитатель. Давайте проведем опыт. Сейчас я завяжу глаза (имя ребенка), а остальные ребята встаньте вокруг. Один из вас будет хлопать в ладоши, а (имя ребенка) покажет рукой, откуда идет звук.
Дети поочередно хлопают в ладоши, ведущий указывает на источник звука.
Воспитатель. (Имя ребенка) поменяется с (имя ребенка), но одно ухо мы закроем ватой.
Дети повторяют опыт, меняем ребенка и закрываем ему другое ухо.
Воспитатель. Почему у нас одно ухо справа, а другое слева? (Ответы детей.)
Воспитатель. Такое положение ушей позволяет нам лучше ориентироваться в пространстве. Определять с какой стороны приближается опасность, к примеру, машина, или определить в какую сторону идти, если вдруг потерял из виду маму, папу, друга.
У меня есть схема строения уха. Давайте ее подробно рассмотрим.
По картине рассказать о строении уха. Ответить на вопросы детей.
Воспитатель. Сколько ушей у человека? Давайте посчитаем вместе: две ушные раковины, среднее и внутреннее. Наружными ушами, мы слышим звуки, среднее ухо их усиливает, а внутренними мы можем слышать свой голос. Хотите проверить? Я сейчас отойду от вас и шепотом скажу слово, а вы повторите (воспитатель отходит в сторону, отворачивается к ним спитой, произносит слово, дети повторяют). Теперь закройте уши руками (воспитатель произносит слова, дети молчат). Ребята, закройте уши руками и скажите тихо – тихо любое слово (дети выполняют действие). Какое слово сказал (имя ребенка), а (имя ребенка, дети затрудняются дать ответ). Вы слышали свой голос, но не слышали других детей, потому что уши были закрыты.
Скажите, а есть вредные звуки для ушей.
Ответы детей.
Воспитатель. Есть очень громкие звуки, которые могут оглушить человека, поэтому нельзя громко слушать музыку или телевизор. Кричать в ухо другому человеку. Люди, которые работают с очень громкими приборами, с убойным молотком или на взлетной полосе, пользуются специальными наушниками защищающими уши от повреждения.
Давайте составим правила ухода за ушами (оформляется плакат «Уход за ушами»).
Уши необходимы, чтобы слышать, их нужно беречь.
Непосредственная образовательная деятельность № 3.
Тема: Орган обоняния – нос.
Цель. Закрепление понятия «нос – орган восприятия запаха».
Задачи. Познакомить с функцией носа, его строением. Научить определять предметы по запаху. Воспитать бережное отношение к своему здоровью.
Материал: картинки с изображением различных форм носа, не прозрачные пластиковый коробочки (можно использовать пластиковые контейнеры из шоколадных яиц) с отверстиями, чеснок, лук, апельсиновая корка, ромашка и другие пахнущие вещества. Бумага, цветные карандаши. Схема строения носа, бумажные звездочки разного цвета, имитирующие пыль, вирусы, запах.
Ход.
Воспитатель. Между двух светил я в серёдке один? (Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, это нос. Носы бывают разные по форме, мы рассмотрим картинки, и каждый определит свою форму носа.
Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки, определяют значения выражений: «нос задрал», «нос повесил», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный». Глядя в зеркало определяют свою форму носа.
Воспитатель. Для чего нужен нос? (Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, а мы дышим только носом? Зажмите нос рукой и скажите чем вы дышите. (Ответы детей.)
Воспитатель. У меня есть волшебные коробочки, в них спрятаны предметы имеющие запах. Мы сейчас попробуете понюхать и сказать, что в них спрятано.
Дети нюхают, определяет по запаху содержимое.
Воспитатель. Я сейчас перемешаю коробочки, а вы, зажав нос рукой, будете вдыхать запах ртом и определите содержимое.
Дети проводят опыт.
Воспитатель. Молодцы, носом мы дышим и определяем запаха. Сейчас мы немного разомнёмся и поиграем в иргу «Мороз – красный нос».
Проводиться подвижная игра «Мороз – красный нос».
Воспитатель. Мы с вами определили, что нос нужен для дыхания и распознавания запахов. А что еще умеет делать нос?
Ответы детей.
Воспитатель. Когда человек делает вдох, воздух, проходя через нос, согревается (показать на схеме).
Дети рассматривают схему, а воспитатель рассказывает строение носа и его функции.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что для носа полезно? (ответы детей) что вредно?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас мы выясним, кому, какие запахи нравятся. Я раздам вам бумагу и карандаши, а вы пока подумаете. Мне нравиться запах яблок, я нарисую яблоню с яблоками.
Обсудить будущие рисунки (кому какой запах нравиться и как это лучше нарисовать), затем дети выполняют задание.
Воспитатель. Дети, что мы сегодня узнали? Нос – орган обоняния, он воспринимает запахи, согревает и очищает вдыхаемый воздух от вредных частиц.
Воспитатель совместно с детьми оформляет и обсуждает выставку рисунков «Мои любимые запахи», выясняют, что разным людям нравятся разные запахи.
Непосредственная образовательная деятельность № 4.
Тема: Орган зрения – глаза.
Цель. Знакомство с органом чувств – глазами.
Задачи. Расширить представление о глазах, как об органе чувств. Показать особенность восприятия цветов. Воспитать бережное отношение к своему здоровью.
Материал. Макет или схема строения глаза. Белый и черный картон, два одинаковых серых квадрата, полоски красной бумаги. Игрушка. Стерео картинки. Схема гимнастики для глаз.
Ход.
Воспитатель. Брат с братом через дорожки живут, а друг друга не видят. Кто это? Ответы детей.
Воспитатель. Правильно ребята, это глаза. Зачем человеку глаза? (Ответы детей.)
Воспитатель. Глаза нужны, чтобы видеть предметы, давайте рассмотрим, из чего состоит глаз.
Воспитатель совместно с детьми рассматривает макет (схему) глаза, определяют его строение, формулируют и оформляют стенгазету «Бережём глаза».
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что люди видят не одинаково, одни люди не видят предметы рядом с собой, таких называют дальнозоркими. Люди, которые видят только перед собой – близорукими. Давайте проверим ваше зрение, вы закроете глаза руками, а спрячу игрушку, после моего сигнала «На старт, внимание, марш!», вы будете искать игрушку глазами. Кто найдет, скажет мне на ушко. (Проводиться игра «Найди и промолчи».)
Воспитатель. Молодцы ребята, у вас хорошее зрение. Наше восприятие зависит не только от остроты зрения. Посмотрите (воспитатель показывает два квадрата, один на белом другой на темном фоне) и скажите квадраты одного размера или нет? (Ответы детей.)
Воспитатель. Эти квадраты одинаковые. Теперь посмотрите сюда (воспитатель показывает красные полоски на белом и черном фоне), скажите полоски одного цвета или разного? (Ответы детей.)
Воспитатель. Эти полоски одного цвета. На темном фоне предметы кажутся нам меньше и темнее. У меня есть вот такие картинки (раздать стерео картинки), что бы увидеть изображение на ней ее надо поднести к самому кончику носа и смотреть в самый центр, а затем медленно, не моргая отводим от себя.
Дети выполняют упражнение, рассказывают, что изображено на их картинке.
Воспитатель. Ребята, глаза орган зрения, их надо беречь. В завершении нашего занятия я хочу раздать вам схему гимнастики для глаз. Выполняйте ее каждый день и ваши глаза будут здоровы! Домашнее задание: попросить родителей рассказать о том, на что они любят смотреть.
Непосредственная образовательная деятельность № 5.
Тема: Орган вкуса – язык.
Цель. Знакомство со строением и значением языка.
Задачи. Расширить представление о строении и функции языка. Научит определять вкус и температуру продукта. Воспитать культуру дегустации.
Материал. Схема вкусовых зон языка, разнообразные продукты питания, одноразовые рюмочки и ложки, бумажные салфетки, питьевая вода. Яблоко, нарезанное на дольки. Зеркала.
Ход.
Воспитатель. Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда замолчим.
Для чего человеку нужен язык? (Ответы детей.)
Воспитатель. Язык нужен для того, что бы говорить. Проверим? Прижимаем язычок к низу и повторяем за мной звуки (можно воспользоваться ложками).
Воспитатель произносит согласные и гласные звуки, дети повторяют.
Воспитатель. Молодцы ребята, скажите все звуки можно произнести без языка.
Ответы детей.
Воспитатель. Для произношения гласных и некоторых согласных звуков язык не нужен, а тогда для чего нужен язык? (Ответы детей.)
Воспитатель. При помощи языка мы определяем вкус еды. Попробуйте яблоко и скажите, какое оно на вкус. Ребята, язык – это самая сильная мышца в теле человека, с помощью языка мы не только определяем вкус пищи, но и переворачиваем, и продвигаем ее в пищевод. Посмотрите на эту схему (показать схему языка и рассказать о его строении). У языка есть зоны, которые определяют сладость или кислотность пищи. Есть люди, которые пробуют продукты и называют их вкус – это дегустаторы. Сегодня мы побудем дегустаторами, но будем не просто определять вкусно или нет, а как каждая зона языка определяет вкус. Перед вами зеркала, высовываем язык и капаем себе на одну зону языка капельку, запиваем водой, рассказываем о вкусе.
Воспитатель совместно с детьми проводит опыт.
Воспитатель. На нашем опыте мы убедились, что у языка есть зона, где вкус не чувствуется. Язык необходим для определения вкуса и пережевывания пищи. Домашнее задание: попросить родителей рассказать о том, какое блюдо они хотели бы попробовать и почему?
Непосредственная образовательная деятельность № 6.
Тема: Орган осязания – кожа.
Цель. Знакомство со строением и значением кожи.
Задачи. Расширить представление о строении и функции кожи. Научить определять предметы на ощупь. Воспитать бережное отношение к своему здоровью.
Материал: «волшебный мешочек»; набор для закаливания (можно использовать лотки и различные коврики); вода; геометрические фигуры; темные мешочки с мукой, сухим молоком, с манкой; темная повязка. Схема строения кожи.
Ход.
Воспитатель. Ребята мы познакомились с вами с органами чувств. Давайте вспомним: орган вкуса – язык, орган слуха – ухо, орган зрения – глаза, орган обоняния – нос. Молодцы, вы хорошо усвоили наши занятия, у меня есть мешочки, угадайте, что в них.
Воспитатель показывает первый мешок с мухой
Воспитатель. Какой звук издает содержимое (потрясти, ответ детей: звука нет), на вес мешочек тяжелый или легкий (тяжелый), чем пахнет (ни чем), а если сжать в руке (мнется). Как вы думаете, что в этом мешочке? Я открою мешочек, а каждый из вас потрогает содержимое рукой и мне на ушко скажет, что в мешочке.
Давайте исследуем второй мешочек (показать мешочек с манкой). Какой звук издает содержимое (потрясти, ответ детей: нет звука), на вес мешочек тяжелый или легкий (тяжелый), чем пахнет (ни чем), а если сжать в руке (мнется). Как вы думаете, что в этом мешочке? Я открою мешочек, а каждый из вас потрогает содержимое рукой и мне на ушко скажет, что в мешочке.
Теперь последний третий мешочек (показать мешочек с сухим молоком). Какой звук издает содержимое (потрясти, ответ детей: нет звука), на вес мешочек тяжелый или легкий (тяжелый), чем пахнет (молоком), а если сжать в руке (мнется, издает хруст). Как вы думаете, что в этом мешочке?
Ребята, посмотрите содержимое мешочков похожее, но помогли определить содержимое нам: нос, уши, глаза и руки, но руки не являются органом чувств. Руки – это конечность, а покрывает руки – кожа.
Кожа это самый большой и самый тяжелый орган в теле любого человека. Давайте рассмотрим схему строения кожи (рассмотреть с детьми схему строения кожи). Под кожей имеются нервные окончания, по которым передаются сигналы в мозг, эти сигналы говорят о температуре воздуха или предметов, о там какой предмет на ощупь: мягкий, шершавый. Мозг обрабатывает все сигналы и делает выводы, что это за предмет.
Поэтому и говорят, что руками можно видеть. Давайте проведем эксперимент. У меня есть «волшебный мешочек» в нем лежат предметы. Пожалуйста, протяни руку в мешочек, возьми один предмет, ощупай его и скажи, что это, а затем достань его из мешочка (проводится игра – опыт поочередно с каждым ребенком).
Мы уже засиделись, давайте разомнёмся, а заодно проведем еще один эксперимент. Снимите, пожалуйста, обувь и носочки, встаньте полукругом. Посмотрите перед вами лотки: в одном налита вода, в другом лежит мягкий ковер, здесь резиновый коврик (далее описать содержимое лотков). Я завяжу одному из вас глаза, покручу, подвиду к лотку, мы встанете ножками в лоток и назовете на чем вы стоите (проводиться эксперимент).
Какие вы у меня умницы, все справились с заданием. Мы с вами убедились, что видеть можно не только глазами, руками, но и ногами, потому что кожа обладает осязательными способностями.
Наше Непосредственная образовательная деятельность № подошло к концу, расскажите, что вам понравилось и что нового вы узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
Познавательно – исследовательский проект по теме «Воздух» для младшей группы
Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух».Задачи:1.Познакомить детей с понятием...
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...
Познавательно - исследовательский проект " Собака друг человека"
Актуальность: «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Цивилизованность общества в значительной степени...
Образовательная ситуация по познавательному развитию старших дошкольников "Я – человек. Наши помощники - органы чувств"
ОС по познавательному развитию старших дошкольников "Я – человек. Наши помощники - органы чувств"...
Познавательно-исследовательский проект по математике «Человек и время».
В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значен...
Картотека загадок и стихов по теме "Человек. Наше тело. Органы чувств." для детей старшего возраста.
В картотеке представлены стихотворения, загадки и другие интересные материалы для детей старшего возраста....