Образовательная ситуация по познавательному развитию старших дошкольников "Я – человек. Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
ОС по познавательному развитию старших дошкольников
"Я – человек. Наши помощники - органы чувств"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОС | 19.56 КБ |
Презентация к ОС | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация по познавательному развитию старших дошкольников
"Я – человек. Наши помощники - органы чувств"
Воспитатель МБДОУ № 27: Котова Л.А.
Цель: Способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
- Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством - памятью. Закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
- Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.
- Воспитывать потребность быть здоровыми.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Материалы и оборудование:
Презентация «Я – человек. Наши помощники – органы чувств»
- Музыкальные инструменты
- Ширма
- Баночки с продуктами
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, кто такой командир? (ответы детей) Какого человека можно так назвать? (ответы детей) - слайд 2
А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает воспитатель у детей,- что в каждом из нас живет вот такой "командир"? – слайд 3
- Кто из вас знает, как его зовут? (ответы детей) Правильно, это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.
(Предлагает детям показать на себе месторасположение мозга) - слайд 4
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.) Обобщает высказывания детей.
- А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
- Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Но как же мы попадём в эти секретные лаборатории?? (ответы детей)
А я предлагаю вам в век высоких технологий туда телепортироваться! Согласны? (Да!) Запускаем телепортацию!
Вот мы, ребята, и очутились в первой лаборатории. – слайд 5
Загадка
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Глаза)
- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)
- Нельзя тереть глаза грязными руками.
- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
- Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
- Нужно гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Мы с вами заботимся о своем зрении, и сделаем сейчас специальную гимнастику для глаз
(Проводятся упражнения «Шторки», «Большие глаза») – слайд 6
(Гимнастика для глаз «Полет пчелы») – слайд 7
(Гимнастика для глаз «Танцующая девочка») – слайд 8
Воспитатель: Телепортируемся во вторую лабораторию! – слайд 9
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше…(ушки)
- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Подойдите сюда ко мне, поближе (Дети выполняют)
- Почему вы подошли? (Ответы детей.)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель:
- А мы знаем правила по охране слуха. (Дети перечисляют правила.)
- А еще, Миша знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.
Стихотворение
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно!!!
(Э.Мошковская)
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
- Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?
Проводиться игра "Какой музыкальный инструмент звучит?"
- Переходим в следующую лабораторию. – слайд 10
Загадка
Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Упражнение "Ежики" (Спокойное дыхание через нос.)
Упражнение "Воздушный шар" – слайд 11
- А теперь давайте сыграем в игру "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон).
- Телепортируемся дальше! Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. – слайд 12
Предлагает провести пальчиковую гимнастику "В гости"
В гости к пальчику большому (Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук).
Указательный и средний, (Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья, (Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя. (Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
- Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.
Проводится игра: "Жмурки"
Воспитатель: Телепорт! Мы с вами оказались в последней лаборатории – слайд 13
В следующей лаборатории изучают орган чувств - язык.
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым)? (Ответы детей.)
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
Приоткрыл Язык окно, а на улице тепло.
Язычок наш потянулся, широко нам улыбнулся.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
Игра "Определи на вкус"
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту:
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.
Ну, а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.
Как называется "командир" нашего тела? Мы узнали что у нашего мозга есть (память). А помогают ему запоминать наши (органы чувств). Назовите их.
Вам понравилось наше путешествие в Институт Здоровья? (ответы детей)
В какой лаборатории понравилось больше всего? (и т.д.)
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья: (Дети говорят друг другу добрые пожелания)
- Молодцы, Ребята! – слайд 14
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение 1. ШТОРКИ Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения . Упражнение 2. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.
Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание) Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается. 1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. 2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине. Повторить 4—10раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"
Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание») Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»
Конспект организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»...
Я человек. Наши помощники органы чувств.
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе....
Конспект ОД по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши помощники – органы чувств»
Тема ОД: «Наши помощники – органы чувств».Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие»; «Физическое развитие», «Речевое развитие...
Социально-коммуникативное развитие в средней группе Тема: «Наши помощники-органы чувств»
Цель: создание условий для формирования у детей знаний об органах чувств, с помощью которых они познают окружающий мир....