Познавательно-исследовательский проект по математике «Человек и время».
проект по математике (старшая группа)
В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЧЕРЕПАНОВСКИЙ РАЙОН
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Р.П.ПОСЕВНАЯ
ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Познавательно-исследовательский проект
по математике «Человек и время».
Возраст детей: 5-7 лет
Длительность проекта: 5 дней
Автор - составитель: Кичигина А.С.,
воспитатель
2022г.
Пояснительная записка:
В процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.). Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток. Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка. Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: педагогический.
Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатель.
Длительность проекта: краткосрочный (до 5 дней).
Актуальность проекта:
дети дошкольного возраста усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Такие как дни недели, месяца, времена года даются нелегко, т.к. они абстракты (их нельзя потрогать, нельзя увидеть их на картинке), поэтому наиболее проблематичным разделом в формировании элементарных математических представлений является ориентировка детей во времени, в частности формирование представлений о днях недели, месяцев, времён года.
В связи с этой проблемой и был разработан проект «Человек и время», который позволит систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года; позволит сформировать умения определять время по часам с точностью до 1 часа.
Материально – техническое обеспечение:
-аудио и видеотехника;
-ноутбук;
-звуковые колонки;
-мультимедийное оборудование;
-магнитно – маркерная доска;
-декорации;
-наглядно – дидактическое пособие «Серия «Учебные пособия для дошкольников». «Времена года»;
-наглядно – дидактическое пособие «Серия «Учебные пособия для дошкольников». «Части суток».
Дидактические материалы:
-дидактическая игра «Где моё место?»;
-дидактическая игра «Что раньше, что потом?»;
-дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»;
-дидактическая игра «Узнай, который час».
Оборудование: наглядная модель часов «Часы – календарь» с двигающейся стрелкой и секторами, окрашенными в цвета радуги.
Предварительная работа:
- ОД по ФЭМП, беседа о днях недели, временах года, частях суток, дидактические игры;
-знакомство с часами: стрелки, циферблат;
-чтение стихотворений, загадок, пословиц, крылатых выражений о времени.
Цель проекта: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи проекта:
Личностные:
-систематизировать и обобщить знания детей о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
-формировать умения определять время по часам с точностью до 1 часа.
Метапредметные:
-развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
-развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
-развивать поисковую деятельность, творческую активность;
-развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение.
Предметные:
-расширить кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов;
-развить познавательный интерес к математике;
-создать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Планируемые результаты проекта.
Реализация проекта способствует тому, что у детей:
-сформируются знания о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года;
-сформируются умения определять время по часам с точностью до 1 часа;
-сформируются умения беречь время и регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
-развиваются навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
-развиваются навыки поисковой деятельности, творческой активности;
-развиваются мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение;
-расширяется кругозор через знакомство с разными видами часов и назначением часов;
-развивается познавательный интерес к математике;
-создаются благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Этапы реализации:
I Подготовительный этап
1.Определение темы, цели, задачи проекта.
2.Изучение литературы по теме, подбор материалов для реализации проекта. 3.Составление плана работ с детьми и родителями.
II Основной этап
1.Беседы «Часы-цветы» с показом презентации, «Кремлевские куранты», «Измерение времени».
2.Тематические занятия «В царстве часов», «Часы. Как узнать время», «Формирование представлений о частях и времени суток», «Путешествие в прошлое часов».
3.Папка-передвижка для родителей «Какие бывают часы?».
4.Чтение художественной литературы: И.И Коботина «Рассказы о часах», Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса», Э. Котляр «Часы и часики», Григорий Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра».
5.Составление картотеки загадок о часах и времени.
6.Творческое задание – совместное с родителями изготовление часов «Удивительный мир часов».
7.Просмотр мультфильмов «Фиксики. Часы», «Смешарики. Живые часы».
8.Сюжетно-ролевые игры «Часовая мастерская», «Магазин часов». 9.Дидактические игры «Где мое место?», «Что раньше, что потом?», «Для чего нужен предмет?», «Узнай, который час».
III Заключительный этап
1.Создание мини-музея часов.
2.Прогулка.
План реализации проекта.
Дни недели | Цели и задачи | Формы реализации |
Понедельник Интегрированное занятие «В царстве часов». | 1.расширить знания детей о многообразии часов, их строении; 2.уточнить представления детей о частях суток и временах года; 3.способствовать накоплению опыта при изучении времени; 4.вызвать интерес к изучению времени; 5.развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление. | 1.Беседы по серии картинок «Части суток», «Времена года» (+ игры по временам года). Беседы «Кремлевские куранты», «Измерение времени». 2.Дидактические игры «Где мое место?»; «Что раньше, что потом?» 3.Обсуждение конструкции часов. |
Вторник Вторник Занятие по ФЭМП «Формирование представлений о частях и времени суток». | 1.развивать представления о времени; 2.закреплять знания о сутках, неделе, месяцах; 3.поощрять желание играть в математические игры; 4.развивать мелкую моторику рук; 5.формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». | 1.Совместное с родителями творческое задание «Удивительный мир часов». 2.Сюжетно-ролевые игры: «Часовая мастерская», «Магазин часов», игры «Ориентировка во времени». 3.Папка-передвижка «Какие бывают часы?». 4.Просмотр мультфильмов «Фиксики. Часы», «Смешарики. Живые часы». |
Среда Занятие по ФЭМП «Часы. Как узнать время». | 1.развивать представления о времени; 2.закреплять знания о сутках, неделе, месяцах; 3.поощрять желание играть в математические игры; 4.развивать мелкую моторику рук. | 1.Опыт «Часы и время». 2.Эксперимент «Изготовление солнечных часов». 3.Дидактические игры «Для чего нужен предмет?», «Узнай, который час». |
Четверг Занятие по развитию речи «Путешествие в прошлое часов». | 1.продолжать знакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни; 2.учить чётко и последовательно излагать свои мысли, упражнять в употреблении сложноподчинённых предложений с союзом “Потому, что»; 3.развивать исследовательский интерес и любознательность; 4.воспитывать интерес к занятию; 5.активизировать словарь: часы солнечные, водяные, механизм, циферблат. | 1.Изготовление картотеки загадок «Время». 2.Беседа с последующим наблюдением «Часы-цветы». 3.Стихи о времени днях, неделях, сутках, часах. |
Пятница «Математическая прогулка. | 1.обобщить знания детей о времени; 2.совершенствовать умения детей определять время; 3.закреплять знания детей о последовательности частей суток, представление о временном промежутке «сутки», о последовательности дней недели, представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», «завтра». | 1.Мини-музей «Удивительный мир часов». 2.Прогулка. |
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3 – е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368с.
Интернет – ресурсы:
1.Образовательная социальная сеть nsportal.ru
2.Образовательный портал infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по математике " Мы и время".
Среднесрочный проект по математике для детей подготовительной группы является результатом работы воспитателя по разделу "Ориентировка в пространстве" -знакомство с единицами измерения времени....
Среднесрочный проект по познавательному развитию (Математика):«Человек и время»
Содержание 1.Паспорт проекта22.Введение33.Цели и задачи проекта44.Обеспечение проекта45.Предполагаемый результат56.Этапы проекта57.План реализации проекта68.Приложение: Конспект заняти...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Человек - изобретатель»
Знакомство детей с миром изобретений и открытий человека....
Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «История жилища человека».
Задачи:1.Расширять кругозор детей, дать зримые образы истории жилища человека.2.Продолжать формировать у детей умение находить зависимость вида жилища человека от образа и условий жизни людей.3.Активи...
Конспект образовательной деятельности по освоению детьми подготовительной группы образовательной области "Познавательное развитие" (Ознакомление с миром природы, Развитие познавательно - исследовательской деятельности) "Природа и здоровье человека"
Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации развития в процессе формирования у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности....
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект "Занимательная математика"
Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования математических представлений...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...