Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Я и мой организм»
методическая разработка

Федотова Ольга Владимировна

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему: «Я и мой организм» (с использованием технологии «детское экспериментирование»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moy_organizm.docx611.69 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию на тему:

«Я и мой организм»

(с использованием технологии «детское экспериментирование»)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи образовательных областей:

«Познавательное развитие»: 

  • развивать познавательный интерес к человеку;
  • закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении, уточнить и закрепить знания детей о частях тела; обогатить словарный запас дошкольников;
  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • формировать ценностное отношение детей к собственному организму;
  • формирование у дошкольников коммуникативных навыков, навыков сотрудничества.

«Речевое развитие»: 

  • расширять словарный запас, развивать связную речь детей;

 «Физическое развитие»: 

  • развивать внимание, мышление, тактильные ощущения, слуховое и зрительное восприятие.

Демонстрационный материал: Изображения «строение человека», «внутренние органы» (сердце, легкие), схема «органы чувств».

Оборудование: одноразовые стаканчики (картонные), поролоновые губки, блюдца с водой, белые листы А3, цветные карандаши.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа, экспериментирование.

Предварительная работа: чтение энциклопедий, познавательных книг, рассматривание иллюстраций и схем по теме: «строение организма человека», загадывание загадок, беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания, о витаминах, проведение упражнений, дидактических игр.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент

Воспитатель:

   - Ребята, я хочу рассказать вам одну старинную легенду:

    «Давным – давно, на горе Олимп жили – были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

- Сегодня мы узнаем о том, как нужно заботиться о своем здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и закаленными, то есть, как попасть в страну Здоровья.

- Как вы думаете, какие люди живут в стране Здоровья? (здоровые)

- Что значит, быть здоровым?  (не болеть, быть крепкими, закаленными)

 - Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? А ты здоров? (спросить несколько детей).

Игровая ситуация «Лаборатория»

- Я предлагаю вам стать настоящими учеными и выяснить, где же прячется Здоровье! Вы готовы?

- Как вы думаете, где оно находится? Оказывается, здоровье спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребенка), в каждом из нас.

Дети встают в круг. Все люди не похожи друг на друга, но у всех людей одинаковое строение организма. Давайте вспомним из каких же частей состоит тело человека?

Эмоциональный настрой. Игра «Покажи, что назову»

Быть у каждого должна очень умной голова.

Я верчу ей, как умею, голова сидит на шее.

Животик, спинка, грудь, их вместе всех зовут – туловище.

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь.

Руки чтоб ласкать, трудиться, воды из чашечки напиться.

На руке сидят мальчики, очень дружные пальчики.

Бегут по дорожке очень резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку.

- Подумайте, как человек общается с окружающей средой? С помощью чего? (с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)

- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?  (глаза, нос, уши, язык, руки – 5 органов чувств).

- Как вы думаете, что находится внутри вашего тела? (органы)

- Для чего они нам нужны? (они помогают человеку расти и развиваться)

- Каждый орган, ребята, выполняет свою определенную функцию.

Сейчас мы узнаем, как работают самые важные внутренние органы. Добро пожаловать в лабораторию!

Сердце

А теперь послушаем сердце. Кстати, чтобы не прижиматься ухом к груди своих пациенток французский врач Рене Лаэннек изобрел стетоскоп. А мы вместо него можем использовать бумажный одноразовый стаканчик. Попробуйте послушать друг друга, как лучше слышно -  через стаканчик или прижавшись ухом к груди? 

Сердце – очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.

- Вот так выглядит сердце.

(показываю на схеме орган - сердце)

- сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачек, и вы увидите, у кого какое сердце.

- Ребята, расскажите, как работает сердце? (ответы детей)

- Если прислушаться, то можно различить, что каждый удар сердца состоит из двух тонов: «тууум-дум». Первый – низкий и длинный, возникает во время сокращения сердца. Второй высокий и короткий, возникает во время расслабления мышц сердца от закрытия клапанов. А вот если между этими ударами слышно что-то еще, то это врачи называют «шумы в сердце» и прописывают лечение. 

Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.

- Запомните: сердце  - важный орган.

Легкие

- А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что вы чувствуете и слышите? (Мы слышим свое дыхание).

- У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Что это за орган? (это легкие, у человека их два).

(Дети показывают на схеме)

- С помощью легких мы дышим.

- Подумайте, может ли человек прожить без дыхания? (нет)

- Давайте попробуем на несколько секунд задержать дыхание. Не получается.

Человек не может жить без дыхания, значит, легкие тоже важный орган.

- Ребята, во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослого он больше, а у детей меньше.

Давайте проведем эксперимент и посмотрим, как происходит процесс дыхания.

Для этого нам понадобится поролоновая губка и блюдце с водой. Вода будет символизировать воздух, а губка - легкие.

что такое легкие - эксперимент по биологии


Если мы просто положим губку в воду, то она хоть и начнет намокать - впитывать ее в себя, но происходить это будет медленно. Чтобы ускорить процесс, надо на губку нажать. Распрямляясь, она втянет в себя воду. Так и происходит вдох. 

http://img-fotki.yandex.ru/get/5010/158094028.6/0_e0b4f_5ab21ece_XL.gif

Только надавливаем мы на легкие не рукой, а сдвигая-раздвигая ребра грудной клетки межреберными мышцами и/или поднимая-опуская диафрагму - такую разделительную перегородку, отделяющую грудь от брюшной полости.

Воспитатель:

- Теперь вы видите, что человеческий организм очень сложный и все в нем взаимосвязано.

- Кто знает, что нужно организму, чтобы человек был здоров, рос и развивался? (ответы детей)

- Наше исследование заканчивается.

Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? (Здоровье спрятано в нас самих).

- Чтобы его сберечь, расти крепкими и сильными, мы должны заботиться о своем организме.

- Чтобы не болеть, мы должны кушать витамины, овощи и фрукты.

- Мы узнали. Как работает сердце и легкие.

- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Запомните поговорку: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Упражнение на коррекцию мелкой моторики. Обведение своей ладошки.

- Ребята, наши ладошки в знак нашей с ней дружбы. Можете раскрасить их любыми цветами.

Воспитатель отмечает детей, которые были наиболее активны.


Приложение:

Картинка «человек»

Органы чувств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие с Лунтиком в зимний лес»

Уточнять и закреплять представления детей о диких животных. Расширять конкретные знания об особенностях их внешнего вида и  среде обитания....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Другу мы всегда поможем»

Расширять знания детей о значении лекарственных растений, овощей и фруктов для поддержания здоровья и профилактики болезней. Познакомить детей с различными видами лекарственных растений, а так же с по...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Как мы искали Весну?» (средняя группа)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Полезная пища»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитиюна тему «Полезная пища»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Дикие животные»

Програмное содержание:Обобщить знания детей о названиях диких животных.Учить согласовывать притяжательные прилагательные.Автоматизировать поставленные звуки в словах и связной речи.Развивать речевое д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....