Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Тепло и уют в казачьей хате»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Блоха Наталья Николаевна

ознакомление дошкольников с кубанским подворьем

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33

СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект 

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему:

«Тепло и уют в казачьей хате»

         Блоха Наталья Николаевна

               воспитатель МДОУ детский сад                                                                                  

                    общеразвивающего вида №33

       

 

ст. Новоплатнировская

2013 г

Программные задачи:

1. Дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков.

2. Воспитывать любовь к малой Родине и родному краю.

3.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на поставленные вопросы, закрепить умение  выразительно читать стихотворение.

4. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

5. Закрепить представления о быте казаков в прошлом и современной жизни в казачьих станицах и знание основных традиционных ремесел.

6. Учить лепить вареники из теста, развивать мелкую моторику, умение прищипывать и оттягивать тесто.  Развивать ловкость, координацию движения, чувство соперничества.

Наглядный материал. Иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и  макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун,  свежие овощи, тесто,  творог, доски для лепки, стеки и ложечки  по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней «Варенечки».

Словарная работа:  Подворье казака, хата,   хлев, конюшня, сено, стог, колодец,  мельница, телега,  изгородь, хутор, станица.

Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.

Ход занятия.

    В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой  стоит макет «Кубанского подворья».

    Дети входят в группу, садятся на стулья.

   Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать.

Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Чтение стихотворения:

Лучше нет родного края

 Жура-жура-журавель!

 Облетал он сто земель.

 Облетал, обходил,

 Крылья, ноги натрудил.

 Мы спросили журавля:

 — Где же лучшая земля? —

 Отвечал он, пролетая:

 — Лучше нет родного края!

П. Воронько

 Воспитатель задаёт вопрос детям:

Воспитатель. Ребята, где мы с вами живем?

Дети. Мы живем на Кубани.  

Воспитатель.  А как называется наш край?

Дети. Наш край называется Краснодарский

 Воспитатель.   А кто знает, как называется наша станица?

Дети. Наша станица называется Новоплатнировская.

Воспитатель.   А кто знает, какая  протекает у нас река?

Дети. У нас протекает река Челбас.

Физкультминутка.

 (Дыхательная гимнастика)

Люблю тебя, земля родная.

Куда не глянь – поля без края

Течет Челбас, пестрят луга…

Ой, земля моя родная,

Всегда ты сердцу дорога.

Рассказ воспитателя.

Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.

    Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей, родителей.

    У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.

Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.

    Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.

    Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.

    В хате было два, три окна и двери, посреди хаты висела люлька с младенцем, стояла большая печь, стол, лавочки, кровать с вышитыми подушками и покрывалом, главным украшением хаты была икона с рушником.

Казак одет в рубаху, шаровары, папаху,  сапоги.  А  казачка одета в         рубаху, юбку, передник,  на голове лента.

 Вопросы к детям по рассказу:

Воспитатель. Где жили казаки с семьями?

Дети. Казаки с семьями жили в хуторах, станицах.

Воспитатель. Как назывался дом раньше?

Дети. Дом раньше  назывался хата.

Воспитатель. Как называется по-другому забор?

Дети. Забор по-другому назывался  изгородь.

Воспитатель. Чем раньше укрывали крышу?

Дети. Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.

Воспитатель. А как вы думаете, из чего строили хаты?

Дети. Хаты строили из глины.

Воспитатель.  Чем  белились стены снаружи и внутри .

Дети.  Стены снаружи и внутри белили известью.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна печь?

Дети.  Печь нужна  для того чтобы было тепло,  чтобы приготовить кушать.

Воспитатель. Ребята  сейчас с вами  будем варить настоящий кубанский борщ.

 Игра  «Варим борщ»

 (На стол ставит чугун, настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.)

Воспитатель. Сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.

 Загадки:

 Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.

(морковь)

 Над землей трава, под землей - алая голова.

 (свекла)

 Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.

 (картофель)

 Как надела сто рубах, захрустела на зубах.

 (капуста)

Как на нашей грядке, выросли загадки-

 сочные, да крупные, вот такие круглые.

 летом зеленеют, осенью краснеют.

 (помидоры)

 А на этой грядке - горькие загадки.

 33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает.

 (лук)

Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)

Коса-камень            (Нашла коса на камень)

Лес-дрова                (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Шило-мешок           (Шила в мешке не утаишь)

Дело-мастер             (Дело мастера боится)

Язык-дело                (Не спеши языком, торопись делом)

Труд-лень                 (Труд человека кормит, а лень-портит)

Хлеб-вода                 (Хлеб да вода-казацкая еда)

Холод-молод            (Что там холод, коли казак молод)

Игра «Назови ремесло»

Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника,  изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).

Воспитатель. А теперь  по традиции пришло время лепить вареники.

Лепка «Вареники»

 (дети вместе с воспитателем лепят вареники)

Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».

 Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с

 казачьими словами (курень) .

 Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:

 «Вокруг куреня хожу

 И в окошечки смотрю,

 К одному я подойду

 И в окошко постучу»

 Тук-тук.

 Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »

 Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя »

 Ребенок: - Зачем пришла?

 Водящий: - Побежим наперегонки.

 Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.

Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.

Литература.

  1. М.В. Мирук; Т. А. Науменко. «Введение в историю Кубани»
  2. Л. Гринь «Природа родного края»
  3. В.А. Маркова; Л. М. Данилина; З. Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.
  4. Е. Н. Еременко, Н. М. Зыгина, Г В. Шевченко «Учебник тетрадь по кубановедению»
  5. Юркин Н. Ф. «Край мой любимый» (Учеб. пособие). Краснодар, Кн. изд-во.
  6. Автор-составитель Н. В. Корнакова

Край наш кубанский: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края;  учебное пособие – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2013г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33 СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Тепло и уют в казачьей хате » Блоха Наталья Николаевна в оспитатель МБДОУ детский сад Общеразвивающего вида № 33

Слайд 2

Программные задачи: 1. Дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков. 2. Воспитывать любовь к малой Родине и родному краю. 3.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на поставленные вопросы, закрепить умение выразительно читать стихотворение. 4. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. 5. Закрепить представления о быте казаков в прошлом и современной жизни в казачьих станицах и знание основных традиционных ремесел. 6. Учить лепить вареники из теста, развивать мелкую моторику, умение прищипывать и оттягивать тесто. Развивать ловкость, координацию движения, чувство соперничества.

Слайд 3

Наглядный материал. Иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун, свежие овощи, тесто, творог, доски для лепки, стеки и ложечки по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней « Варенечки ».

Слайд 4

Словарная работа: Подворье казака, хата, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, мельница, телега, изгородь, хутор, станица. Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.

Слайд 5

Ход занятия. В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой стоит макет «Кубанского подворья». Дети входят в группу, садятся на стулья. Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать. Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

Слайд 6

Беседа на тему: «как жили ваши прадедушки и прабабушки»

Слайд 7

Чтение стихотворения: Лучше нет родного края Жура-жура-журавель ! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: — Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая: — Лучше нет родного края! П. Воронько

Слайд 8

Физкультминутка. (Дыхательная гимнастика) Люблю тебя, земля родная. Куда не глянь – поля без края Течет Челбас , пестрят луга… Ой, земля моя родная, Всегда ты сердцу дорога.

Слайд 9

Рассказ воспитателя.

Слайд 10

Игра «Варим борщ» Загадки: Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. ( морковь ) Над землей трава, под землей - алая голова. ( свекла ) Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. ( картофель ) Как надела сто рубах, захрустела на зубах. ( капуста ) Как на нашей грядке, выросли загадки- сочные, да крупные, вот такие круглые. летом зеленеют, осенью краснеют. ( помидоры ) А на этой грядке - горькие загадки. 33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает. ( лук )

Слайд 11

Игра (по двум словам отгадай всю пословицу) Коса-камень (Нашла коса на камень) Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров) Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь) Дело-мастер (Дело мастера боится) Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом) Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит ) Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда) Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)

Слайд 12

Игра «Назови ремесло» Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).

Слайд 13

Лепка «Вареники» дети вместе с воспитателем лепят вареники.

Слайд 14

Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».

Слайд 15

Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»

Цель:   Развитие познавательных  интересов  у детей.Задачи:  1. Обобщить  знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме "Я - мое тело" во второй младшей группе.

Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма проведения - подгрупповаяОбразовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной лит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности. Тема: «Ранняя весна». (Итоговое.)

Занятие построено в виде путешествия по "Дороге знаний" - "Город", "Лес", "Поле", "Река", "Школа" и сопровождается чтением стихов как воспитателем, так и детьми. Занятие основано на беседе, которая сп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста

Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности («Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие») с детьми от 4 до 5 лет на тему: «Письмо ветерану»

Тема:  «Письмо ветерану» Цель:  Осуществлять патриотическое воспитание.Задачи: Дать детям первоначальные представления о ВОВ.  Продолжать учить вырезать круглые формы из квадр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие Тема: «Вода - водица»

Программное содержание. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;Познакомить со свойствами воды;Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;Воспитывать бережн...