Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Тепло и уют в казачьей хате»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
ознакомление дошкольников с кубанским подворьем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_teplo_i_uyut_v_khate.docx | 22.78 КБ |
prezentatsiya_teplo_i_uyut_v_kazachey_khate.pptx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33
СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
«Тепло и уют в казачьей хате»
Блоха Наталья Николаевна
воспитатель МДОУ детский сад
общеразвивающего вида №33
ст. Новоплатнировская
2013 г
Программные задачи:
1. Дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков.
2. Воспитывать любовь к малой Родине и родному краю.
3.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на поставленные вопросы, закрепить умение выразительно читать стихотворение.
4. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.
5. Закрепить представления о быте казаков в прошлом и современной жизни в казачьих станицах и знание основных традиционных ремесел.
6. Учить лепить вареники из теста, развивать мелкую моторику, умение прищипывать и оттягивать тесто. Развивать ловкость, координацию движения, чувство соперничества.
Наглядный материал. Иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун, свежие овощи, тесто, творог, доски для лепки, стеки и ложечки по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней «Варенечки».
Словарная работа: Подворье казака, хата, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, мельница, телега, изгородь, хутор, станица.
Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.
Ход занятия.
В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой стоит макет «Кубанского подворья».
Дети входят в группу, садятся на стулья.
Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать.
Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Чтение стихотворения:
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
Воспитатель задаёт вопрос детям:
Воспитатель. Ребята, где мы с вами живем?
Дети. Мы живем на Кубани.
Воспитатель. А как называется наш край?
Дети. Наш край называется Краснодарский
Воспитатель. А кто знает, как называется наша станица?
Дети. Наша станица называется Новоплатнировская.
Воспитатель. А кто знает, какая протекает у нас река?
Дети. У нас протекает река Челбас.
Физкультминутка.
(Дыхательная гимнастика)
Люблю тебя, земля родная.
Куда не глянь – поля без края
Течет Челбас, пестрят луга…
Ой, земля моя родная,
Всегда ты сердцу дорога.
Рассказ воспитателя.
Давайте пройдем с вами к макету. Это кубанское подворье, посмотрите на него и послушаете мой рассказ.
Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в хуторах и станицах. Семьи были большие, состоящие из 10 и более детей, родителей.
У каждой семьи было свое подворье, которое огораживалось изгородью.
Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
Вся семья жила в одной хате, так назывался дом, где жили люди.
Делались хаты из глины, стены и пол в хате были глиняные, стены снаружи и внутри белили известью.
В хате было два, три окна и двери, посреди хаты висела люлька с младенцем, стояла большая печь, стол, лавочки, кровать с вышитыми подушками и покрывалом, главным украшением хаты была икона с рушником.
Казак одет в рубаху, шаровары, папаху, сапоги. А казачка одета в рубаху, юбку, передник, на голове лента.
Вопросы к детям по рассказу:
Воспитатель. Где жили казаки с семьями?
Дети. Казаки с семьями жили в хуторах, станицах.
Воспитатель. Как назывался дом раньше?
Дети. Дом раньше назывался хата.
Воспитатель. Как называется по-другому забор?
Дети. Забор по-другому назывался изгородь.
Воспитатель. Чем раньше укрывали крышу?
Дети. Крышу накрывали соломой, связанной в снопы, или камышом.
Воспитатель. А как вы думаете, из чего строили хаты?
Дети. Хаты строили из глины.
Воспитатель. Чем белились стены снаружи и внутри .
Дети. Стены снаружи и внутри белили известью.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужна печь?
Дети. Печь нужна для того чтобы было тепло, чтобы приготовить кушать.
Воспитатель. Ребята сейчас с вами будем варить настоящий кубанский борщ.
Игра «Варим борщ»
(На стол ставит чугун, настоящие овощи: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, перец.)
Воспитатель. Сейчас вы будите отгадывать загадки, а я буду эти отгадки класть в чугун. И получится у нас отменный борщ.
Загадки:
Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло.
(морковь)
Над землей трава, под землей - алая голова.
(свекла)
Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла.
(картофель)
Как надела сто рубах, захрустела на зубах.
(капуста)
Как на нашей грядке, выросли загадки-
сочные, да крупные, вот такие круглые.
летом зеленеют, осенью краснеют.
(помидоры)
А на этой грядке - горькие загадки.
33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает.
(лук)
Игра (по двум словам отгадай всю пословицу)
Коса-камень (Нашла коса на камень)
Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь)
Дело-мастер (Дело мастера боится)
Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом)
Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит)
Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда)
Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)
Игра «Назови ремесло»
Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).
Воспитатель. А теперь по традиции пришло время лепить вареники.
Лепка «Вареники»
(дети вместе с воспитателем лепят вареники)
Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».
Цель: Упражнять в ловкости, быстроте, ходьбе по кругу, знакомство с
казачьими словами (курень) .
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук.
Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »
Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя »
Ребенок: - Зачем пришла?
Водящий: - Побежим наперегонки.
Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.
Литература.
- М.В. Мирук; Т. А. Науменко. «Введение в историю Кубани»
- Л. Гринь «Природа родного края»
- В.А. Маркова; Л. М. Данилина; З. Г. Прасолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине.
- Е. Н. Еременко, Н. М. Зыгина, Г В. Шевченко «Учебник тетрадь по кубановедению»
- Юркин Н. Ф. «Край мой любимый» (Учеб. пособие). Краснодар, Кн. изд-во.
- Автор-составитель Н. В. Корнакова
Край наш кубанский: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края; учебное пособие – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2013г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программные задачи: 1. Дать детям доступное их пониманию представление о жизни из предков. 2. Воспитывать любовь к малой Родине и родному краю. 3.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на поставленные вопросы, закрепить умение выразительно читать стихотворение. 4. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. 5. Закрепить представления о быте казаков в прошлом и современной жизни в казачьих станицах и знание основных традиционных ремесел. 6. Учить лепить вареники из теста, развивать мелкую моторику, умение прищипывать и оттягивать тесто. Развивать ловкость, координацию движения, чувство соперничества.
Наглядный материал. Иллюстрации хат казаков в прошлом, макет «Подворье казака» и макет «Тепло и уют в казачьей хате», чугун, свежие овощи, тесто, творог, доски для лепки, стеки и ложечки по количеству детей, салфетки, музыкальное аудио с кубанской песней « Варенечки ».
Словарная работа: Подворье казака, хата, хлев, конюшня, сено, стог, колодец, мельница, телега, изгородь, хутор, станица. Предварительная работа: беседы о быте и традициях кубанских казаков, просмотр фотографий и картин с изображением казаков. Заучивание и понимание смысла кубанских пословиц и поговорок.
Ход занятия. В одной стороне групповой комнаты стоят полукругом стульчики, в другой стоит макет «Кубанского подворья». Дети входят в группу, садятся на стулья. Сегодня мы будем беседовать о том, как жили, на Кубани ваши прабабушки и прадеды, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях. И вы должны это знать. Родина для каждого из нас начинается с родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
Беседа на тему: «как жили ваши прадедушки и прабабушки»
Чтение стихотворения: Лучше нет родного края Жура-жура-журавель ! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: — Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая: — Лучше нет родного края! П. Воронько
Физкультминутка. (Дыхательная гимнастика) Люблю тебя, земля родная. Куда не глянь – поля без края Течет Челбас , пестрят луга… Ой, земля моя родная, Всегда ты сердцу дорога.
Рассказ воспитателя.
Игра «Варим борщ» Загадки: Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло. ( морковь ) Над землей трава, под землей - алая голова. ( свекла ) Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. ( картофель ) Как надела сто рубах, захрустела на зубах. ( капуста ) Как на нашей грядке, выросли загадки- сочные, да крупные, вот такие круглые. летом зеленеют, осенью краснеют. ( помидоры ) А на этой грядке - горькие загадки. 33 одежки, кто их раздевает – слезы проливает. ( лук )
Игра (по двум словам отгадай всю пословицу) Коса-камень (Нашла коса на камень) Лес-дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров) Шило-мешок (Шила в мешке не утаишь) Дело-мастер (Дело мастера боится) Язык-дело (Не спеши языком, торопись делом) Труд-лень (Труд человека кормит, а лень-портит ) Хлеб-вода (Хлеб да вода-казацкая еда) Холод-молод (Что там холод, коли казак молод)
Игра «Назови ремесло» Воспитатель берет один из предметов кубанского быта находящийся на подворье. Дети должны назвать ремесленника, изготовившего этот предмет. (печка – печник, изгородь – плотник, дом – строитель, скатерть, наволочка –вышивальщица).
Лепка «Вареники» дети вместе с воспитателем лепят вареники.
Подвижная игра «Вокруг куреня хожу».
Итог занятия: Мы с вами сегодня убедились в том, что, несмотря на время, условия и традиции кубанского народа сохраняются. Меняется только материал, из которого люди строят свои дома, меняются сами дома, остается душа казаков привыкших жить в своих домах, где все сделано своими руками.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме: «Волшебное путешествие в лес»
Цель: Развитие познавательных интересов у детей.Задачи: 1. Обобщить знания детей о животных (звери, птицы, рыбы). Закрепить умение ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» по теме "Я - мое тело" во второй младшей группе.
Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма проведения - подгрупповаяОбразовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной лит...
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности. Тема: «Ранняя весна». (Итоговое.)
Занятие построено в виде путешествия по "Дороге знаний" - "Город", "Лес", "Поле", "Река", "Школа" и сопровождается чтением стихов как воспитателем, так и детьми. Занятие основано на беседе, которая сп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательного направления по теме: «Осень» для детей старшего дошкольного возраста
Содержание образовательной области «Познавательное развитие», согласно ФГОС направлено на развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития детей.Этим обусловлена цель непосредств...
Конспект непосредственно образовательной деятельности («Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие») с детьми от 4 до 5 лет на тему: «Письмо ветерану»
Тема: «Письмо ветерану» Цель: Осуществлять патриотическое воспитание.Задачи: Дать детям первоначальные представления о ВОВ. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадр...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие Тема: «Вода - водица»
Программное содержание. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;Познакомить со свойствами воды;Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;Воспитывать бережн...