ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
рабочая программа

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников группы детей дошкольного возраста при МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая  целевая программа «Здоровье». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove.docx79.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»

группы детей дошкольного возраста при МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»
Срок реализации: 2018-2023 гг

I.Целевой раздел

1.        Пояснительная записка

Для осуществления процесса воспитания и обучения воспитанников группы детей дошкольного возраста при МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» в режиме здоровьясбережения и здоровьяобогащения, направленного на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка создана настоящая  целевая программа «Здоровье». Программа «Здоровье» разработана в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации        от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации      от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 5. Конвенции ООН о правах ребёнка от 13.12.1989 г;

 6. Конституция Российской Федерации;

 7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Основные цели и задачи:

Цель:   сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей ответственного отношения к здоровому образу жизни.

Оздоровительные задачи:

  • Учить детей сохранять правильную осанку, способствовать пропорциональному развитию всех групп мышц.
  • Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

  • Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире, учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе.
  • Продолжать обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей среде, знать об опасностях, связанных с растениями, животными, транспортом, незнакомыми людьми.
  • Расширять запас двигательных навыков за счёт разучивания спортивных упражнений и элементов подвижных игр.
  • Учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их.
  • Закреплять и расширять знания детей об органах чувств, опорно-двигательной и мышечной системах, частях тела человека.
  • Развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своём здоровье.

   Воспитательные задачи:

  • Воспитывать ответственное отношение к правилам при выполнении упражнений и в играх.
  • Воспитывать желание и умение самостоятельно организовывать подвижные и спортивные игры, упражнения.
  • Воспитывать взаимопонимание, сочувствие к неудачам других.
  • Воспитывать в детях желание быть бодрыми, сильными, энергичными, заботиться о своём здоровье.

Принципы реализации программы.

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития в организации педагогического процесса ДОУ.

Учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка – необходимость использования первичной диагностики здоровья и валеологической культуры дошкольников, а также учет ее результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Профессионального сотрудничества и сотворчества, что означает обязательное профессиональное взаимодействие воспитателя и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего педагогического процесса, а также тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах.

Синкретичности – объединение разнообразных методов здоровьесбережения и здоровьеобогащения, а также объединение различных способов детской деятельности, позволяющих ребенку наиболее полно и самостоятельно проявлять себя, получая удовлетворение от познания и реализации своих возможностей, испытывая эмоциональный комфорт.

Данная программа «Здоровье» реализуется посредством здоровьесберегающих технологий.

За основу понятия «технология», нами было принято определение, данное  кандидатом педагогических наук В.А. Деркунской: «Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов».

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

  1. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
  2. Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей.
  3. Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Виды здоровьесберегающих технологий .

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий, используемых в дошкольном учреждении: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;  здоровьесберегающие образовательные технологии.

      2.Планируемые  результаты   программы  «Здоровье».

       Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
     Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.

Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровье»:

  • снижение  уровня заболеваемости;
  • создание соответствующей здоровьесберегающей  развивающей  предметно-пространственной среды в группах;
  • сформированное  умение дошкольника  применять  полученные  знания  здоровьесбережения  в повседневной жизни;
  • ребёнок  имеет начальные представления о здоровом образе жизни,  воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Функциональные обязанности работников ДОУ в рамках реализации программы «Здоровье».


Ответственный за работу группы:

  • общее руководство по внедрению программы
  • анализ реализации программы - 1 раз в год
  • контроль по соблюдению охраны жизни и здоровья детей

Воспитатели :

  • внедрение здоровьесберегающих технологий
  • включение в физкультурные занятия:
  • упражнений для профилактики нарушений осанки, плоскостопия
  • упражнений на релаксацию
  • дыхательных упражнений
  • закаливающие мероприятия
  • сниженная температура воздуха
  • облегченная одежда детей
  • проведение спортивных праздников, досугов, развлечений, Дней здоровья
  • пропаганда здорового образа жизни
  • проведение с детьми оздоровительных мероприятий:
  • закаливания
  • дыхательной гимнастики
  • самомассажа
  • пропаганда методов оздоровления в коллективе детей
  • реализация оздоровительно-профилактической работы по плану

Заместитель директора по хозяйственной части:

  • создание материально-технических условий
  • контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы
  • создание условий для предупреждения травматизма в ДОУ
  • обеспечение ОБЖ

Повар:

  • организация рационального питания детей
  • соблюдение технологий приготовления блюд
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм на пищеблоке

Младший обслуживающий персонал:

  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3. Аналитическое обоснование программы «Здоровье».

 Анализ уровня развития детей

Анализ здоровья и физического развития воспитанников ДОУ

Важнейшей характеристикой качества дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников дошкольного учреждения. Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приёмов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья  воспитанников, что является важным для своевременного выявления отклонений в их здоровье.

Изучение состояния здоровья детей осуществляется фельдшером Серго-Ивановского ФАП, которая определяет уровень физического развития на основе антропометрических данных и группу физического здоровья на основе анамнеза и обследования детей, отслеживает заболеваемость детей, виды заболевания.

         Педагогический коллектив группы приоритетным в воспитательно-образовательной деятельности социально-личностное, духовно-нравственное развитие, с целью сохранения и укрепления   здоровья дошкольников. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. Исходя из принципа “здоровый ребёнок – успешный ребёнок”, коллектив считает невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе: физическому и психо-эмоциональному воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровье сохраняющей среды в условиях группы.

       В течение года  уделялось внимание  двигательному  режиму в групповых помещениях, на прогулках. Динамические часы, проводимые воспитателями, интересные по построению, содержанию, включали в себя соревновательные элементы, сюжет, предусматривали использование разнообразных атрибутов и оборудование, которое необходимо к следующему учебному  году обновить и пополнить.

Осуществлялся  контроль  физического развития и роста детей, проводились антропометрические измерения, проводился анализ заболеваемости и после обследования дети были распределены на группы здоровья (анализ в таблице).

В течение года проводился регулярный медико-педагогический контроль  физического воспитания  детей со стороны медсестры, заведующего, старшего воспитателя.      

Эта работа была направлена, прежде всего, на контроль за:

 - состоянием здоровья, нервно-психического и физического развития детей;

 -  развитием движений и физических качеств у детей на начало и конец учебного года;

 - оценкой   организации, содержания, методикой проведения форм работы по  физическому   воспитанию;

 - соблюдением  санитарно-гигиенических требований.

 Контроль  организации двигательной активности показал, что педагоги уделяют этому вопросу  большое внимание. Используют для этого разнообразные виды организации  двигательной активности ребёнка: регламентированную деятельность (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, физические упражнения после сна), частично регламентированную деятельность (спортивные праздники, досуги, спортивные игры, подвижные игры на воздухе и в помещении, оздоровительный бег на воздухе, дни здоровья и др.). Совместная образовательная деятельность по физическому воспитанию была насыщена эстафетами, различными играми, игровыми упражнениями, познавательными беседами о здоровье. Все мероприятия с воспитанниками были посвящены теме «здоровье». Через игры и беседы дети узнавали о своём организме много полезного и нужного

     В течение всего учебного периода  проводились  следующие профилактические мероприятия заболеваемости:

  • Утренняя гимнастика в облегченном виде (ежедневно).
  • Физкультурные занятия 3 раза в неделю, одно – на прогулке.
  • Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 20С
  • Умывание  водой комнатной температуры  ежедневно 2 раза (температура воды +14, +16 С.)
  • Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия, массаж стоп) ежедневно после сна.
  • Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда).
  • Гимнастика для глаз на занятиях с повышенной нагрузкой на зрение (лепка, рисование), в целях профилактики миопии.
  • Дыхательная гимнастика для увеличения жизненного объема легких (ежедневно).
  • Изучение и применение элементов игрового массажа: (закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающего массажа подошв.)
  • Профилактика сколиоза (контроль  положения тела ребенка в течение дня, во время занятий, во время сна, во время приема пищи.)

         физические упражнения в помещениях и на открытом воздухе

  • соблюдение температурного режима (температура в помещении: 18 – 21 градус)
  • соблюдение теплового и воздушного режима (проветривание не менее 4-5 раз)
  • специальные закаливающие мероприятия: обширное умывание, полоскание рта после еды, гимнастика пробуждения, хождение по ребристой дорожке, воздушные ванны.  

     Своевременно планировались  профилактические прививки, о предстоящей вакцинации с уведомлением  родителей.      

           С целью сохранения здоровья детей, переключения их на творческую активность и динамическую деятельность для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим работ всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между  НОД, длительностью не менее 10 минут. Физминутки являются обязательными при организации  НОД статического характера, содержание их определяется каждым педагогом индивидуально.

ВЫВОДЫ:  

1.Продолжать работу по физическому развитию и закаливанию организма дошкольников.

2. Проводить профилактику по детскому травматизму, простудных заболеваний.

3. В летний период продолжать работу по закаливанию природными факторами (солнце, воздух и вода).

4.Воспитателям изучать передовые опыты по здоровьесберегающим технологиям, внедрять их в работу.

II. Содержательный раздел.

Система   работы  здоровьесбережения  

Здоровьесбережение - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Оздоровительный   процесс  в  ДОУ включает   в   себя:

  • Профилактические, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санитарно-просветительская работа с родителями.
  • Общеукрепляющую терапию (витаминизация третьих блюд, закаливание).
  • Двигательная активность в процессе дня (физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые игры,  , оздоровительные подвижные игры, игровые часы).
  • Комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам).
  • Работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни.
  • Использование «здоровье-сберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, гимнастика для глаз, индивидуальные физические упражнения и игры)
  • Режим проветривания группы.

Данная организация деятельности осуществляется специалистами воспитателями

 Система занятий организуется в определённой последовательности:

  • Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям через игры, упражнения.
  • Способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребёнка.
  • Развитие его адаптационных возможностей.
  • Проведение раз в неделю одного занятия на свежем воздухе.
  • Витаминизация питания.
  • Постоянное осуществление медико-педагогического контроля над развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.

Система оздоровительно-профилактических мероприятий   с  воспитанниками                  

Мероприятия

Особенности организации

Воздушные ванны

Ежедневно, на утренней и вечерней прогулке; сон с доступом свежего воздуха  (с учётом погодных условий).

Солнечные ванны

При наличии головного убора( в тёплое время года), с учётом погодных условий ( в холодное время года).

Полоскание рта  кипячёной водой комнатной температуры

Ежедневно после обеда

Мытье рук по локоть с самомассажем, пальчиковая гимнастика

Ежедневно

Игры с водой и песком

Ежедневно, на утренней и вечерней прогулке

(с учётом погодных условий)

Утренняя гимнастика

Ежедневно, на свежем воздухе  

Гимнастика пробуждения

Ежедневно, по мере пробуждения детей

Подвижные игры с физическими упражнениями

Ежедневно, во время утренней и вечерней прогулки,  с учетом двигательной активности детей.

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно в 1 и 2 половину дня, на утренней и вечерней прогулках

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно, совместно с воспитателем и под руководством воспитателя в помещении и на свежем воздухе

Музыкально-развлекательные, физкультурные досуги, конкурсы.

1 раз в месяц

Модель двигательного режима

Виды двигательной активности в режиме дня

Возрастные группы / временные отрезки (мин)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно

3-5 мин

Ежедневно

5-7 мин

Ежедневно

7-10 мин

Ежедневно

10-12 мин

2. Утренняя гимнастика

Ежедневно

6 мин

Ежедневно

8мин

Ежедневно

10 мин

Ежедневно

10 мин

3.Физкультурные занятия

2 раза в неделю в зале,1 раз на улице 15 мин

2 раза в неделю в зале, 1 раз на улице 20 мин

2 раза в неделю в зале, 1 раз на улице 25 мин

2 раза в неделю в зале, 1 раз на улице 30 мин

4. Музыкальные занятия

2 раза в неделю 15 мин

2 раза в неделю 20 мин

2 раза в неделю 25 мин

2 раза в неделю 30 мин

5. Физкультминутки

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

Ежедневно

2-3 мин

6. Двигательные разминки во время перерыва между занятиями

Ежедневно

 3 мин

Ежедневно

3 мин

Ежедневно

5 мин

Ежедневно

5 мин

7. Подвижные игры на прогулке (утром и вечером)

Ежедневно

10+10 мин

Ежедневно

10+10 мин

Ежедневно

15+15 мин

Ежедневно

15+15 мин

8. Физкультурный досуг

1 раз в месяц

15 мин

1 раз в месяц

20 мин

1 раз в месяц

25 мин

1 раз в месяц

30 мин

Организация питьевого режима

Вода принимает участие во всех обменных процессах живого организма. Благодаря растворению в ней многих химических веществ, вода подает к тканям и клеткам необходимые для их жизнедеятельности вещества и уносит из клеток продукты обмена. Вода вместе с растворенными в ней минеральными веществами обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Она необходима для нормального течения обмена, поддержания температуры тела, процессов кроветворения, выделительной функции почек.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем младше ребенок, тем в больших количествах жидкости на 1 кг массы тела он нуждается. Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет нуждается в 100 мл воды на 1 кг массы тела, от 3 до 7 лет – в 80 мл, более старшие – в 50 мл.

Летом, в жару, у детей повышается потребность в жидкости. Об этом надо помнить и всегда иметь в запасе достаточное количество питья. Питье предлагается детям в виде свежей кипяченой воды, травяных чаев, отваров шиповника, несладких соков.

Питье рекомендуется давать детям вовремя и после возвращения с прогулки. При организации длительных экскурсий воспитатели обязательно должны взять с собой запас питья (кипяченую воду, несладкий чай) и стаканчики по числу детей.                                                                                                                    

Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.  При питьевом режиме используется   кипяченая вода. Допускается использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3-х часов.

Проведение  закаливающих процедур

Большое значение  придается  методам неспецифической профилактики, повышающим защитные механизмы организма. Среди этих методов ведущим является закаливание, под которым понимается комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма инфекционным заболеваниям,  к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В дошкольном учреждении используются методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.

Обязательное условие закаливания – соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект – через год.

При организации необходимо соблюдать ряд требований:

1.  Провести комплексную оценку здоровья ребенка.

2.  Определить тип и дозировку закаливания.

3.  Выбрать метод.

4.  Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.

5.  Учитывать противопоказания к закаливанию организма:

-  менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки;

-  менее двух недель после обострения хронического заболевания;

-  высокая температура в вечерние часы;

- острые инфекционные заболевания;

- ряд врожденных заболеваний (врожденные пороки сердца, эпилепсия, ревматизм и диабет в семейном анамнезе);

- отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей;

-  протест и страх ребенка;

- температура окружающего воздуха ниже нормы.

Основные принципы закаливания     постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, постоянно консультироваться с педиатром. Ни в коем случае нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию.

При организации закаливания учитывает индивидуальные особенности ребенка.

Любой метод закаливания предполагает непрерывность. Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.

Правильно организованная система закаливания:

- поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);

- нормализует поведенческие реакции ребенка;

- снизит инфекционно-воспалительные заболевания;

- улучшит показатели физического развития;

- повысит уровень физической подготовленности.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом подготовленности персонала и материальной базы дошкольного учреждения, со строгим соблюдением методических рекомендаций.

Закаливающие мероприятия меняют по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Система  закаливающих мероприятий:

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

1

2

3

4

Воздух (температурное воздействие на организм)

Утренняя гимнастика

Гимнастика в облегченной одежде при открытой фрамуге.

Медицинский отвод после болезни

Прогулка

Прогулка на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону.

СанПиН 2.4.1.3049-13

Сон без маек при открытых фрамугах

Учет физического и соматического состояния ребенка; не допускать сквозного потока холодного воздуха.

Температура воздуха в спальне ниже 19-20°С

Воздушные контрастные ванны.

Гимнастика пробуждения после дневного сна

Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла; в спальне, в групповой комнате).

Использование «дорожек здоровья» (ребристая доска,  массажные коврики) не мене 10 мин. в день.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие противопоказаний. Учет физического и соматического здоровья.

Хождение босиком

Дозированное хождение по земле в летний период.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов

Вода (температурные и механические раздражающие воздействия на кожу, органы обоняния, дыхательную систему)

Полоскание рта кипяченой водой

Постепенное обучение, полосканию рта, начиная с  младшей группы.

Аллергическая восприимчивость

Обширное умывание

Постепенное обучение, элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица. Процедура проводится 1 раз после сна.

Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов

Туалет носа

Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой.

Нет

Солнце (общее температурное воздействие на организм)

Прогулка. Солнечные ванны. Световоздушные ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды. Изменение продолжительности процедуры.

Лихорадочные состояния, последствия глубокой недоношенности, хронические заболевания, температура свыше 30°С

Оздоровительные  мероприятия в летний период.

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода,  приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
  • физкультурные занятия на воздухе.
  • физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
  • обливание ног водой, душ.
  • интенсивное закаливание стоп.
  • витаминизация.

  1. Формы,  методы   и   средства  реализации  Программы.

2.1.Здоровьесберегающие   методики.

Методика закаливания  

Ходьба по ребристым дорожкам

    Ходьба по ребристым дорожкам до 1,5 мин. во время гимнастики после сна.  

   Порядок выкладывания дорожек: 
1. Ребристая дорожка
2. Весёлые кочки
3. Массажный коврик с камешками
4. Канат

Обширное умывание .

Ребёнок поочерёдно движением от кончиков пальцев к локтю обмывает водой руки. Затем, набрав в пригоршни воды, обмывает шею от VII -шейного позвонка к яремной впадине и после этого мокрыми ладошками растирает верхнюю часть груди. Вода сразу должна быть прохладной – 18-22 С. Обучение проводится в несколько этапов:

  I этап - ребёнка учат обмывать руки. Он подставляет под струю воды пригоршню правой руки, набирает в неё воду и обмывает левую руку от кисти к локтю. То же проделывает со второй рукой. После этого малыш обмывает лицо. Руки ему массирующими движениями вытирает взрослый, а лицо он должен вытереть сам.

II этап - ребёнка учат обмывать шейку. Сначала он обмывает руки в течение 10 секунд, затем   набирает  в   пригоршни  воду, наклоняется и выплёскивает её на шею, делая движения от седьмого позвонка к яремной впадинке на груди.  Затем умывает лицо. Через месяц  время воздействия воды на тело увеличивается до 25-30 секунд.

III  этап - ребёнка учат приёмам растирания сухим полотенцем. Сначала ребёнок вытирает руки движением от кисти к локтю, потом шею и лицо.

IV этап – ребёнка обучают мокрой ладошкой энергично растирать верхнюю часть груди. Ребёнок обмывает в течение 10 секунд руки и столько же времени - шею. Затем он растирает секунд 10 мокрой ладошкой (несколько раз подставляя её под струю воды) верхнюю часть груди и после этого умывает лицо. По окончанию водной процедуры самостоятельно вытирается. На это уходит приблизительно одна минута. Процедура обучения приёмам обширного умывания занимает в среднем от 2 до 3 месяцев.  

    Воздушные ванны.

Их дети получают на физкультурных занятиях и гимнастике после дневного сна, когда занимаются без маек и босиком. Подготовка ребенка к приему воздушных ванн осуществляется постепенно и начинается после окончания адаптационного периода. Первое время дети привыкают находиться в помещении только в платьях и рубашечках с коротким рукавом, в носочках. Затем их приручают спать без маек, ходить босиком – сначала по ковровому покрытию, а затем и по непокрытому полу. По мере привыкания ребята переходят к занятиям в физкультурном зале в одних шортах.

Босохождение.

Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу. Затем просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия. Затем дети ходят босиком.  

 Полоскание полости рта.

Закаливающий эффект даёт полоскание рта прохладной кипячёной водой. Обучают детей постепенно. Для этого приглашают одновременно не долее 2-3 ребят к умывальникам,   дают им стаканчики с кипяченой водой и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щёчками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить её на свободу».  Вода заготавливается заранее, и ставится на отведённое для этого место. Подражая, друг другу, дети довольно быстро осваивают приёмы полоскания рта, перенимая их не столько у взрослых, сколько у сверстников.  

 Сон без маек.

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.  

    Методика, направленная на развитие органов дыхания:

1.   Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачёва.  Данный метод для детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

     Методики, направленные на развитие двигательной  активности:

1.    Ритмическая гимнастика является одной из разновидностей оздоровительной гимнастики. Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. Ритмическая гимнастика включает общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев.

2.   Методика игрового обучения построена на двигательных играх под музыку, позволяет детям быстро усваивать материал по развитию речи, ОБЖ, знакомит с окружающим миром в игровой форме. 

    Методики, направленные на повышение резистентности организма:

1.Массаж пальцев.   По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного -  положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

2. Самомассаж стоп (после дневного сна).  Точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

 

  Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

Логоритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на коррекцию речевых нарушений и развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации всех видов внимания и памяти.

   

 Методики, направленные на повышение работоспособности детей:

1.Динамические паузы, физкультурные минутки  повышают умственную работоспособность детей на занятиях и дарят «мышечную радость» (И. П. Павлов). Кратковременные физические упражнения под музыку вызывают возбуждение определённых отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия для отдыха ранее возбуждённых отделов.


Кинезиологические упражнения:

«Кулак-ребро-ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь на плоскости, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе со взрослым, затем самостоятельно 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении упражнения можно предложить ребенку помогать себе командами («кулак»-«ребро»-«ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
«Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. в дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.
«Мельница» Выполняется стоя. Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, правой рукой и правой ногой, левой рукой и правой ногой, правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.
«Вращение». Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону). Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом одновременно двумя.

2.3. Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников

  Вид

         Формы организации

Пропедевтическая

1.  Анкетирование родителей

2.  Собеседование

3.  Наблюдение

4.  Обобщение результатов

Просветительская

  1.   Наглядная  информация (памятки, буклеты, папки-передвижки, стендовая информация)

2.  Показ открытых музыкально-спортивных, физкультурных, занятий, досугов, развлечений.

3. Родительский всеобуч

  1. Консультирование

 

Интегративная

1.  Совместное обсуждение проблем (родительские собрания)

2.  Совместные мероприятия (спортивные праздники, участие в соревнованиях, концерты).

Индивидуальная

1.   Консультативная индивидуальная помощь (по запросам родителей)

2.   Беседы с небольшой группой      родителей по интересующим вопросам здоровьесбережения.

        Воспитать  здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности,  культурно-гигиенических процедур.

Поэтому очень важно ДОУ оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях: физкультурные досуги и праздники, походы, развлечения, дни открытых дверей.

Цель – создание единой системы взаимодействия педагогов и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Задачи:

Проанализировать проблему формирования представлений о здоровом образе жизни в ДОУ и в семье. На основе анализа определить сущность представлений о здоровом образе жизни.

Формировать основы здоровьесберегающей компетентности у родителей  в соответствии с требованиями ФГОС.

Систематизировать разностороннее педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении физической деятельности в ДОУ и семье.

Ввести нетрадиционные формы работы с семьёй с целью повышения уровня мотивации детей и родителей на здоровый образ жизни.

Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-психологического климата.

Оказать практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Ожидаемые результаты

Проявление интереса у родителей  к вопросу  физического развития и оздоровления детей.

Активное участие родителей в реализации программы по физическому развитию и оздоровлению детей.

Повышение уровня правовой и педагогической культуры здорового уровня жизни (освоение положительного опыта семейного воспитания);

Проявление у родителей  активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).

III. Организационный раздел.

Режим дня

Холодный период года (сентябрь-май)

Виды деятельности

Время

Прием детей, игры, самостоятельная деятельность

7.00 - 8.20

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 – 8.40

Самостоятельная деятельность.

8.40 – 9.00

Непосредственно образовательная деятельность              

9.00 - 9.25

9.35 - 10.00

10.10-10.35

Игры, подготовка к прогулке

10.35-10.50

Прогулка

10.50-12.30

Возращение с прогулки, игры, подготовка к обеду

12.30-12.40

Обед

12.40-13.00

Оздоровительные мероприятия, подготовка ко сну

13.00-13.10

Дневной сон

13.10-15.05

Постепенный подъем.  Оздоровительные мероприятия. Самостоятельная  деятельность.

15.05-15.25

Подготовка к полднику. Полдник.

15.20-15.30

Самостоятельная деятельность

15.30-15.40

Непосредственно образовательная деятельность или самостоятельная деятельность

15.40-16.05

Подготовка к прогулке. Прогулка.

16.05-16.55

Возвращение с прогулки.

16.55 - 17.00

Подготовка к ужину. Ужин.

17.00 – 17.15

Чтение художественной литературы. Совместная и самостоятельная деятельность, игры.        

17.15 – 18.35

Уход детей домой

18.35 - 19.00

Теплый период года (июнь-август)

Виды деятельности

Время

Прием детей, самостоятельная игровая деятельность на улице

7.00 – 8.30

Утренняя гимнастика (на воздухе)

8.30 – 8. 40

Возвращение с прогулки. Подготовка к завтраку

8.40. – 8.45

Завтрак.

8.45 – 9.00

Самостоятельная игровая деятельность. Подготовка к прогулке

9.00 – 9.20

Прогулка.

9.20 – 11.50

Возращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к обеду

11.50-12.10

Обед.

12.10-12.30

Полоскание рта, мытье ног, подготовка ко сну

12.30-12.40

Дневной сон.

12.40-15.10

Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения, оздоровительная  гимнастика.

15.10-15.25

Водные процедуры, подготовка к полднику

15.25 - 15.35

Полдник.

15.35 - 15.45

Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к прогулке

15.45-15.55

Прогулка.

15.55 - 16.55

Возвращение с прогулки.

16.55 - 17.00

Подготовка к ужину. Ужин.

17.00 - 17.15

Чтение художественной литературы. Совместная и самостоятельная деятельность, игры.        

17.15 – 18.35

Уход детей домой.

18.35 - 19.00

2.Условия реализации программы «Здоровье».

2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды                                

        Развивающая предметно-пространственная среда в группе детей дошкольного возраста при МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы (см. Основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с.212-215).

        В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой
деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во
время        прогулок;        оборудование        для        физического,        речевого,

интеллектуального     развития;     игры,     способствующие     развитию     у     детей психических процессов. Территория детского сада оснащена специальным оборудованием:

  • игровые площадки с теневыми навесами со скамейками, песочницы для игр детей;
  • физкультурные комплексы ;
    - детские качели.        

           Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

        Созданию развивающей среды способствуют подходы к формированию структуры   здания, его многофункциональной планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, к системе трансформирующего оборудования. Оформление и оборудование всех помещений детского сада осуществляется с учётом следующих позиций:

  • комфортность и безопасность для детей;
  • эстетичность как определённый стандарт жизни современного человека.

         Созданы  условия для совместной и индивидуальной активности детей. Мы считаем, что успехи и достижения детей возможны лишь тогда, когда в детском саду созданы все необходимые условия для развития личности каждого ребёнка и каждого взрослого в единой воспитательно-образовательной системе.

  1. Учебно-методическое обеспечение программы.

Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется  на основе методических рекомендаций программы «От рождения до школы» авторы Н.К.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.

Формирование у детей  здорового и безопасного  образа жизни, в условиях нерегламентированной деятельности, осуществляется воспитателями на основе тематического планирования, разработанного педагогическим коллективом ДОУ. В основе  данного планирования лежит  программа Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной  «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Психическое здоровье ребенка – это не только биологическое, но и социальное понятие. Педагоги ДОУ, совместно с родителями, призваны вселить в каждого ребенка чувство бодрости, оптимизма, уверенности в себе, помочь формированию компетенции каждого ребенка в области здоровьесбережения.

Программа «От рождения до школы» обеспечена учебно-методическим комплектом, работа над совершенствованием которого постоянно ведется авторским коллективом программы.

   

  1. Материально-техническое обеспечение программы «Здоровье»                          

       Организация развивающей предметно-пространственной среды  в групповых помещениях  осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности детей. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы тематические и игровые уголки

Земельный  участок ДОУ озеленён деревьями, кустарниковыми и цветочными растениями)

3.Перспективный  план реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья воспитанников

№ п/п

Направления деятельности

Сроки проведения

Ответственные

Медико-профилактическая деятельность

1.

Мониторинг здоровья детей

Показатели здоровья:

- общая заболеваемость;

- заболеваемость детей в днях на 1 ребенка;

- результаты медицинского осмотра детей врачами (ежегодно);

- результаты осмотра детей диспансерной группы;

- соотношение групп физического развития по состояния здоровья детей для организации занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);

Показатели физического развития:

- уровень физического развития (антропометрические данные);

- уровень физической подготовленности.

Психолого-педагогическое обследование:

- уровень усвоения детьми ОО «Физическое развитие», ОО «Познавательное развитие»;

- выявление речевых недостатков.

поквартально

ежедневно

1 раз в год

1  раз в год

1 раз в год

1 раз в год

2 раза в год

2 раза в год

Педагогическая диагностика в течение года

фельдшер

врачи-спец. пол-ки

врач-педиатр

воспитатели

2.

Профилактика и оздоровление детей

  • Витаминизация третьих блюд;

-  профилактические прививки

Ежедневно

По плану прививок

повар

мед.сестра поликлиники

3.

Организация питания

- сбалансированность и разнообразие рациона;

- соблюдение технологии при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;

  • обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;
  • качество продуктов питания и приготовленных блюд;

- соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;

-  витаминизация 3-го блюда;

  • введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион;
  • организация питьевого режима.

ежедневно

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

постоянно

повар

4.

Проведение закаливающих процедур

  • закаливание с учетом индивидуальных возможностей ребенка (контрастные воздушные ванны,  гимнастика пробуждения после дневного сна, хождение босиком, солнечные ванны, облегченная одежда, утренний прием на свежем воздухе, сон с доступом воздуха + 19°С);
  • максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

постоянно

ежедневно СанПиН и максимально летом

воспитатели

воспитатели

5.

Организация гигиенического режима

- режим проветривания помещений;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

- смена и маркировка постельного белья;

- проведение противоэпидемиологических мероприятий;

- гигиенические требования к игрушкам.

постоянно

постоянно

постоянно

карантин

       ежедневно

помощники воспитателей

воспитатели

воспитатели

воспитатели

6.

Организация здоровьесберегающей среды

- качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка;

- оптимизация режима дня;

- санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса;

- организация и проведение прогулок;

- организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;

- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;

  • соблюдение правил пожарной безопасности;

- подбор мебели с учетом антропометрических данных;

  • подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;

- оказание первой медицинской помощи;

- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

ежедневно

постоянно

постоянно

ежедневно

период адаптации

постоянно

постоянно

      2 раза в год

ежедневно

по мере необходимости

постоянно

Воспитатели,

сотрудники ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

7.

Физическое развитие детей

- непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей;

3 раза в неделю

воспитатель

- спортивные игры и упражнения на воздухе

1 раз в неделю

воспитатель

8.

Развитие двигательной активности

- утренняя гимнастика;

ежедневно

воспитатели

- физкультминутки;

в середине НОД

воспитатели

- двигательная разминка;

ежедневно

воспитатели

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

ежедневно

воспитатели

- подвижные игры в групповом помещении;

ежедневно

воспитатели

- оздоровительный бег;

ежедневно

воспитатели

- индивидуальная работа по развитию движений.

ежедневно

воспитатели

9.

Физкультурные праздники и развлечения

- неделя здоровья;

1 раз в год

воспитатели

- физкультурный досуг;

1 раз в месяц

воспитатели

- физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе;

2-3 раза в год

воспитатели

- спортивные игры-соревнования;

1-2 раза в год

воспитатели

10.

Профилактика и нарушение в физическом развитии детей

  • бодрящая гимнастика;

ежедневно

воспитатель

  •  самомассаж;

ежедневно

воспитатель

  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;

ежедневно

воспитатель

  • профилактика зрения.

ежедневно

воспитатель

Обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка

11.

Адаптационный период

  • использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;
  • организация работы с детьми в утренние часы (минутки  вхождения в день).

ежедневно

ежедневно

воспитатели

воспитатели

Здоровьесберегающая образовательная деятельность

14.

Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни.

по плану

воспитатели

15.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей.

постоянно

воспитатели

Работа с персоналом

16.

Обучение персонала:

- инструктаж персонала по охране жизни и здоровья детей;

1 раз в полгода

Педагогический персонал, обслуживающий персонал – завхоз

- инструктаж персонала по пожарной безопасности;

Завхоз

- обучение на рабочем месте;

- санитарно-просветительская работа с персоналом.

Завхоз

17.

Организация контроля за:

  •  выполнением санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса и режима дня;

по плану
контроля

директор

  •  соблюдением санитарно-гигиенических требований к оснащению помещений и участков;

директор

  •  проведением оздоровительных процедур;

воспитатели

  •  соблюдением противоэпидемиалогического режима в группах и на пищеблоке;

директор

  •  соблюдением графика генеральной уборки помещений;

Завхоз

  •  воздушным и питьевым режимом по учреждению;

воспитатели

  •  ведением журнала приема детей в группе;

Постоянно

Воспитатели

  •  физической нагрузкой детей;

Постоянно

Воспитатели

  •  контроль за доставкой и хранением вакцины;
  •  маркировкой постельного белья;
  • состоянием здоровья сотрудников пищеблока;
  •  температурным режимом холодильника;

медсестра

  •  сроками реализации скоропортящихся продуктов;

повар

  •  качеством готовой продукции, взятие и хранение суточной пробы с контрольной записью в бракеражном журнале;

повар

  •  товарным соседством продуктов на пищеблоке;

повар

  •  прохождением профилактических осмотров персоналом;

директор

- привитием персонала.

директор

Внешние связи

18.

Взаимодействие с семьей:

- участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

  • оформление информационных стендов, выставок;
  • консультирование родителей;
  • организация и проведение родительских собраний;
  • организация групповых консультаций;
  • анкетирование родителей.

по плану

по мере необходимости

Воспитатели

Перечень литературных источников

  1. Примерна основная образовательная программа "От рождения до школы"   под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, ФГОС //(Мозаика-синтез)/2016г.
  2. Образование дошкольников при проведении режимных процессов. Практическое пособие с использованием детского фольклора./ Т.В. Миронова. – Волгоград: Учитель. – 42с.
  3.  «Инновационные формы взаимодействия ДОУ  с семьёй».  Н.М. Сертакова. ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель. //2015г. – 203с.
  4. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Изд. 3-е, дораб. – М.: Линка-Пресс, 2014.
  5. Навигатор образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://Navigator.firo.ru.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для вузов: гриф МО, М.: Юрайт, 2014.
  7.  Мухоморина Л.Г.,  Кемилева Э.Ф. и др.          Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому  образованию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Минутки здоровья (программа "Здоровый дошкольник")

Эти упражнения для дошкольников в стихах для разных групп мышц, формирования правильной осанки и т.д....

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном учреждении.

Памятка для воспитателей "Семицветик - цветок здоровья" о нетрадиционных методах в лечебно - профилактическом направлении программы "Здоровья" по физическому развитию и оздоровлению детей в дошкольном...

Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."

Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. ...

Программа "Здоровье " по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

В программе раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности с детьми дошкольного возраста....

Программа здоровья "Здоровый малыш"

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни   были и  сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим,  в дошколь...

Программа «Здоровей-ка» по здоровьесберегающим технологиям, по освоению детьми младшей группы образовательной области «здоровье» в рамках направления «физическое развитие»

Пояснительная запискаЗдоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, к...