Программа здоровья "Здоровый малыш"
методическая разработка на тему
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и сейчас рассматриваются первостепенной задачей детских садов. В связи с этим, в дошкольном учреждении организуется разносторонняя деятельность, направленная на сохранение здоровья детей, реализуется комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya_zdorovyy_malysh.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол от 29.08.2014 года № 1_ | Утверждена приказом МБДОУ от 01.09.2014г. № 103 Заведующий _____ ______ Е.Т. Таранникова |
Программа здоровья
"Здоровый малыш"
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Улыбка»
с 2014 по 2017 учебный год
Кирсанов
2014
Актуальность программы
Здоровье - это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
Анализ состояния здоровья детского коллектива за 2013-2014 уч.г. приведен в таблице:
улица Спортивная, дом 32
Параметры оценки состояния здоровья детей | 2013 - 2014 | ||||
Численность детей | 139 | ||||
Среднегодовая численность | 152 | ||||
Общая заболеваемость | Число всех заболеваний | 485 | |||
Острая заболеваемость | Число случаев | 408 | |||
Заболеваемость детей | В случаях на 1 ребёнка | 3 | |||
В днях на 1 ребёнка | 27 | ||||
Количество ЧБД | Детей | 19 | |||
% | 12,5 | ||||
Индекс здоровья | Число детей, не болевших в течение года | 29 | |||
% | 19 | ||||
Количество детей, имеющих хронические заболевания | Детей | - | |||
% | - | ||||
Количество детей функционально не зрелых к обучению в школе | Детей | - | |||
% | - | ||||
Количество детей, имеющих нарушения состояния здоровья, вызванные адаптацией к ДОУ | Детей | - | |||
% | - | ||||
Распределение детей по группам физического развития | гармоничное | Детей | 134 | ||
% | 88 | ||||
дисгармоничное | Детей | 18 | |||
% | 12 | ||||
Распределение детей по группам здоровья | 1 группа | Детей | 76 | ||
% | 50 | ||||
2 группа | Детей | 72 | |||
% | 47 | ||||
3 группа | Детей | 4 | |||
% | 2 | ||||
4 группа | Детей | - | |||
% | - |
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
Программа «Здоровый малыш» комплексно подходит к решению проблем сохранения, укрепления и коррекции здоровья детей.
Для реализации программы в ДОУ имеются следующие условия:
- медицинский кабинет, который оснащён медицинским оборудованием;
- музыкально - физкультурный зал, который оборудован необходимым инвентарем: гимнастическими скамьями, спортивными матами, ребристыми досками, мячами, обручами, канатами и другим необходимым оборудованием;
- на территории детского сада имеется спортивная площадка;
- библиотека методической литературы для организации эффективной двигательной активности детей, развития основных видов движений;
- в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
- в МБДОУ работают специалисты: медицинская сестра, учитель-логопед.
- оснащены кабинеты специалистов для групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми.
Цель программы:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
Основные принципы программы:
- Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности - участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.
- Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Критерии оценки работы по программе:
1. Снижение (или увеличение) уровня заболеваемости;
2. Увеличение (или уменьшение) количества дней посещений 1 ребенком;
3. Наличие (отсутствие) в группах центров двигательной активности, оборудования с учетом всех санитарных норм и требований;
4. Сформированность (не сформированность) у детей культурно-гигиенических навыков;
5. Наличие (отсутствие) системы физкультурно-оздоровительной работы;
6. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по проблеме "Физическое развитие и оздоровление детей дошкольного возраста"; "Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста".
Для решения поставленных задач в МБДОУ была разработана система физкультурно-оздоровительной работы с детьми (Приложение 1), которая включает в себя:
- работу по организации двигательного режима в МБДОУ;
- оздоровительную работу с детьми;
- коррекционную работу;
- работу по созданию условий для формирования навыков здорового образа жизни.
Проблема укрепления и сохранения здоровья детей возникает у родителей с момента рождения ребенка. Приходя в детский сад, часть детей уже имеет ряд хронических заболеваний, а к школе абсолютно здоровыми можно считать около 10% детей. Поэтому, проведение оздоровительной работы должно проходить в тесном сотрудничестве МБДОУ и семьи. (Приложение 2). Данное сотрудничество условно можно разделить на несколько этапов:
I этап - ознакомительный - проводится изучение состояния здоровья ребенка;
II этап - этап разработки принципов оздоровления детей, выбор методики просвещения родителей;
III этап - этап совместной деятельности родителей и сотрудников детского сада;
IV этап – итоговый: подведение итогов, результатов совместной работы, диагностика.
Предполагаемые результаты программы "Здоровый малыш":
1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.
2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-пространственной среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.
4. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.
5. Снижение уровня заболеваемости детей.
6. Увеличение количества дней посещения одним ребенком.
7. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.).
8. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.
Приложение № 1
Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми
№ | Направления и мероприятия | Возрастная группа | Особенности организации |
1. Организация двигательного режима в ДОУ | |||
1.1. | Утренняя гимнастика. | все группы | Ежедневно в группах, в физкультурном зале. В теплое время года на улице. (7-10 мин.) |
1.2. | Занятия по физической культуре. | все группы | 2 раза в неделю в физкультурном зале и 1 раз на улице. (15-30 мин.) |
1.3. | Двигательная разминка во время перерыва между образовательными областями. | все группы | По необходимости. (3-5 мин.) |
1.4. | Физкультминутка. | все группы | Ежедневно во время образовательной деятельности, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания мероприятий. (3-5 мин.) |
1.5. | Гимнастика после дневного сна. | все группы | Ежедневно. (3-5 мин.) |
1.6. | Оздоровительный бег. | все группы | Ежедневно. (3-5 мин.) |
1.7. | Самостоятельная двигательная активность детей. | все группы | Ежедневно (в группе и на прогулке), не менее 20-45 минут. |
1.8. | Гимнастика для глаз. | все группы | Ежедневно на занятиях. |
1.9. | Пальчиковая гимнастика. | все группы | Ежедневно. |
1.10. | Подвижные игры и физические упражнения на прогулках. | все группы | Ежедневно, во время прогулок, организуется воспитателем. (7-15 мин.) |
1.11. | Самостоятельные игры в помещении с элементами двигательной активности. Использование пособий физкультурного уголка. | все группы | В свободное от образовательной деятельности время. (30-40 мин.) |
1.12. | Физкультурный досуг. | все группы | Один раз в месяц по плану. (40-60 мин.) |
1.13. | Соревнования, эстафеты. | Старшая группа | По плану. (30-50 мин.) |
1.14. | Спортивные праздники. | все группы | Три раза в год. (60 мин) |
1.15. | Кружковая работа. | все группы | Один раз в неделю по плану. (15-30 мин.) |
1.16. | Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи: - День здоровья -Международный день здоровья - «Папа, мама, я – спортивная семья» - «Веселые старты» | все группы | Ежеквартально. (45-60 мин.) |
1.17. | Индивидуальная работа по развитию движений. | все группы | Ежедневно. (12-15 мин.) |
2. Оздоровительная работа с детьми | |||
2.1. | Закаливающие мероприятия: - прием детей на улице | все группы | В зависимости от погодных условий. (35 мин.) |
- проветривание помещений | все группы | По графику. | |
- воздушные ванны | все группы | После сна. (5-15 мин.) | |
- гимнастика после сна | все группы | ||
- оздоровительный бег | все группы | Ежедневно. (3-5 мин.) | |
- босохождение | все группы | Ежедневно. (3-7 мин.) | |
2.2. | Гигиенические и водные процедуры: умывание, мытье рук, игры с водой. | все группы | По режиму дня; в соответствии с гигиеническими требованиями. |
2.3. | Свето-воздушные ванны: проветривание помещений, сон при открытых фрамугах, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима и чистоты воздуха. | все группы | Ежедневно; по графику. |
2.4.
| Профилактические мероприятия: - самомассаж по системе А.А.Уманской | все группы | Перед прогулкой. |
- самомассаж стоп | На физкультурных занятиях. | ||
- полоскание рта и горла (простое и контрастное) | 2 раза в неделю | ||
2.5. | Свето – и цветотерапия: обеспечение светового режима, цветовое и световое сопровождение среды и образовательной деятельности | все группы | Ежедневно. |
2.6. | Музтерапия: музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона образовательной деятельности, музыкально-театральная деятельность, вокальное и хоровое пение. | все группы | Ежедневно; по учебному плану (15-30 мин.) |
2.7. | Просветительская работа: уголки здоровья по рекомендациям; выставки детских рисунков и семейных работ, посвященных формированию здорового образа жизни. | все группы | В течение года. |
3. Профилактическая работа | |||
3.1. | Упражнения для профилактики плоскостопия | все группы | На физкультурных занятиях. (3-5 мин.) |
3.2. | Упражнения на формирование правильной осанки | все группы | На физкультурных занятиях. (3-5 мин.) |
3.3. | Маркировка мебели согласно СаНПиН, своевременная корректировка на основе антропометрии. | все группы | В течение года. |
4. Создание условий для формирования навыков здорового образа жизни | |||
4.1. | Формирование навыков личной гигиены: наличие индивидуальных и общих туалетных принадлежностей; демонстрация различных схем, моделей, правил, способствующих выполнению самостоятельных действий; беседы о полезности и необходимости выполнения правил личной гигиены; демонстрация информативного и дидактического материала на тему «Я и мое здоровье» | все группы | В соответствии с режимом дня групп. |
4.2. | Формирование навыков культуры питания: сервировка стола, эстетика подачи блюд, этикет приема пищи и т.д. | все группы | В соответствии с режимом питания |
Приложение № 2
Совместная работа детского сада и семьи
по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей
№ | Задачи | Мероприятия | Период |
I этап | |||
1. | Анализ состояния здоровья ребенка на момент поступления в ДОУ | - изучение медицинских карт; - ведение адаптационных листов; - анкетирование родителей; - беседы с родителями - наблюдение за ребенком; - оформление Паспортов здоровья | Адаптационный период Сентябрь 2014 Сентябрь 2015 Сентябрь 2016 Сентябрь 2017 |
II этап | |||
2. | Формирование у родителей системы знаний в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей | 1. Родительские собрания: - «Адаптация ребенка к детскому саду» - «Задачи и содержание физкультурно-оздоровительной работы на год» - «Оздоровление детей в условиях детского сада и семьи» - «Итоги работы по физическому воспитанию и оздоровлению детей за учебный год» - «Закаливание детей дома и в детском саду» - «Игротека подвижных игр дома» - «Босохождение – элемент закаливания организма» |
Сентябрь 2014 г., 2015 г., 2016 г.,2017г. Сентябрь 2014 г., 2015 г., 2016 г.,2017г. Январь 2015 г. Май 2015 г., 2016 г.,2017г. Февраль 2015 г. Ноябрь 2016г. Январь 2017 г.
|
2. Памятки для родителей: - «Как сформировать правильную осанку» - Что сделать, если у ребенка плоскостопие» - «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» - «Профилактика заболеваний дошкольников» - «Компьютер: за и против» - «Принципы рационального питания» - «Как организовать полноценный сон ребенка» - «Надежная защита от гриппа» (точечный массаж по А.А. Уманской) - «Как сохранить зубы ребенка здоровыми» - «Как сохранить зрение ребенка» - «О детской одежде» - «Массаж десен начиная с зубной щетки» - «Простуда, или ОРВИ, у малышей» - «Массаж ушей – важная процедура при простуде, насморке, кашле, аллергии» - «Босохождение – элемент закаливания организма» - «Физическое воспитание ребенка» |
Октябрь 2014 г. Ноябрь – декабрь 2014 г. Февраль 2015 г.
Апрель 2015г. Сентябрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Январь 2015 г. Февраль – март 2015 г.
Май 2015 г. Сентябрь 2015 г. Ноябрь 2015 г. Январь – февраль 2016 г. Март 2016 г. Март 2017 г. Апрель 2017 г. | ||
3. Знакомство родителей с методиками оздоровления: М.Ю. Картушиной, А. Стрельниковой, А. Уманской, Коваленко, А. Аветистова; (в форме консультаций, презентаций, открытых показов) | Апрель, май 2015 г. | ||
4. Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу |
| ||
III этап | |||
3. | Создание условий для непрерывности оздоровительных мероприятий | - разъяснительная работа с родителями; - проведение дома утренней гимнастики, прогулок в выходные дни | Ежедневно |
4. | Привлечение родителей к активному участию в процессе физического и психического развития детей | - проведение образовательной деятельности вместе с родителями; - проведение совместных с родителями праздников, развлечений, досугов (по плану ДОУ); - помощь родителей в пополнении предметно-пространственной среды как стандартным, так и не стандартным оборудованием для развития движений детей. | По годовому плану МБДОУ |
IV этап | |||
5. | Анализ проведенной работы по оздоровлению детей в ДОУ | - диагностика физического и психического развития детей; - проведение сравнительного анализа заболеваемости за 3 года; - анкетирование родителей на предмет удовлетворенности работой МБДОУ по данному направлению; - составление плана работы по оздоровлению детей на следующий учебный год, основываясь на результатах диагностики и анкетирования; - освещение всех вопросов на заключительном родительском собрании. | Май 2015 - 2017 гг.
Май 2017 г.
Апрель-май 2015 - 2017 гг.
Июнь 2014-2017 г.г.
Май 2015 -2017 гг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"
Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя...
Познавательно-развлекательная программа "Быть здоровым - здорово!"
Формирования знаний о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Воспитание бережного отношения к здоровью и интереса к занятиям физической культуры....
Программа кружка "Здоровый малыш"
Кружковая работа...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....
Программа укрепления здоровья детей здоровья Будь здоров малыш 20-23 г.
Программа определяет основные направления оздоровления детей в МБДОУ, задачи, а также пути их реализации, рассчитана на все возрастные группы детского образовательного учреждения....
Рабочая программа "Быть здоровым здорово"
Рабочая программа "Быть здоровым здорово"...
Конкурсно – игровая программа «Жить здорово - здорово».
Разработка методического материала ....