Семинар на тему: "Особенности вариативных программ и образовательного процесса в различных ДОУ. Программа здоровье."
материал на тему
Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_variativnyh_programm_i_obrazovatelnogo_protsessa_v_razlichnyh_dou.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Воспитатель
средней группы
МБДОУ №36 «Сосенка»
Малькова С.Х.
пгт. Васильево
Программа «Здоровье»
Программа «Здоровье» - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье, приобщение ребенка к
общечеловеческим ценностям.
Каждое направление реализуется одной или несколькими
программами.
Целевые программы «Комфорт», «Группы здоровья», «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя», «Этикет», «Личность» учитывают возраст детей, уровень квалификации специалистов и воспитателей, имеющиеся условия и включают в себя конкретную программу действий. Целевые программы рассчитаны на все возрастные группы детей и практически охватывают все виды деятельности.
Все аспекты воспитания - умственного, нравственного, трудового, эстетического - направлены на развитие позитивной личности, у которой формируется отношение к себе и другим людям, природе и вещам, искусству, а также традициям и обычаям своего народа.
Программа «здоровье» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателем содержания обучения и воспитания, использования различных отечественных и зарубежных методик, систем обучения, позволяет использовать и другие программы, например программу «Радуга», а также типовую программу воспитания и обучения в детском саду по некоторым её разделам. Условие здесь одно - все должно отвечать основным направлениям и идеям программы. Вместе с тем программа требует от воспитателя высокого профессионализма, серьезной теоретической и методической подготовки, гуманного отношения к детям, установления партнерского стиля общения.
К основным критериям определения профессионализма воспитателя мы относим:
умение организовать группу детей таким образом, чтобы они были свободны и самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;
умение собрать ребенка на прогулку, накормить его, быстро уложить спать без принуждения и насилия;
умение решать задачи обучения не только на занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности;
умение неформально общаться с детьми, стараться жить с ними одной жизнью, не подавляя их активности; больше слушать детей, меньше говорить самой;
умение быть терпеливой и выдержанной, знание приемов релаксации и умение помочь детям овладеть ими;
знание отечественной и зарубежной детской литературы и русского народного творчества;
умение владеть партнерским стилем общения с ребенком; умение предоставить ребенку возможность самому увидеть проблему и способы её решения;
умения предусматривать проявление возможных отрицательных эмоций и вовремя ставить «противовес»;
способность видеть каждого ребенка, ощущать его внутреннее состояние, уважать его индивидуальность;
умение видеть степень своего влияния на детей.
Закаливание
Система закаливания разрабатывается и периодически корректируется медицинскими работниками дошкольного учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Она последовательна: от щадящих процедур переходят к более интенсивным. Основной принцип - постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. Предпочтение отдается контрастному воздушному закаливанию. Физкультурные занятия, гимнастика после сна проводятся только в трусиках, спят дети без маечек, чтобы встав с постели, получить контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом - приблизительно +38С, температура воздуха в спальной старшей группы - от +16С, а в младшей - от + 18С. Такая же температура поддерживается и в физкультурном зале. В групповых помещениях, коридорах температура несколько выше - + 20-22С.
Водные процедуры вводятся постепенно. В первой младшей группе детей учат полоскать рот, мыть прохладной водой руки по локоть, шеею, верхнюю часть груди, ходить по мокрым дорожкам.
В основном используется следующая схема закаливания.
1-я младшая группа
1 квартал. Постепенное обучение полосканию рта, элементам обширного
умывания по мере прохождения адаптационного периода, ходьба босиком, воздушные ванны после сна и во время ежедневных физкультурных занятий.
- квартал. Ходьба по мокрым дорожкам от 15 до 20 секунд.
- квартал. Ходьба по мокрым дорожкам до 1 минуты.
- квартал. Солнечные и воздушные ванны, купание в бассейне по схеме,
предложенной врачом дошкольного учреждения.
2-я младшая группа
1-е полугодие. Влажное обтирание после утренней гимнастики ходьба по мокрым дорожкам до 1,5 минут во время гимнастики после сна, обучение элементам обширного умывания
2-е полугодие. Игры на мокрых дорожках до 2-2,5 минут, обширное умывание после дневной гимнастики.
Средняя группа
Сухое растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; игры на мокрых дорожках во время гимнастики после сна до 4 минут, обширное умывание.
Старшая группа
1-е полугодие. Обширное умывание и растирание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; обливание прохладной (+18С) воде.
2-е полугодие. Погружение ног в воду и ходьба по прохладной (+18С) воде. Подготовительная к школе группа
Обширное умывание после утренней гимнастики, физкультурного занятия; погружение ног в воду по окончании дневной гимнастики. Начиная со второй младшей группы дети после завтрака чистят зубы, а после обеда и полдника полощут рот.
В летний период врачом дошкольного учреждения определяется количество солнечных и воздушных ванн для каждой возрастной, а также место и время их проведения. В жаркие дни дети купаются в летнем бассейне или обливаются водой не менее 2 раз в день. Для ослабленных и пришедших после болезни детей схема закаливания может быть изменена по рекомендации врача.
Некоторые приемы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребенок должен
открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой;
намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз»;
намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз»
намочить обе ладошки и умыть лицо;
ополоснуть, «отжать» руки, вытереть насухо.
Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два» и т. д. В старшей группе они просто старательно обмываются водой из-под крана.
2. Ходьба по мокрым дорожкам.
Дорожки шьются из старых махровых полотенец, байковых одеял, нетканого полотна. Их должно быть 4 штуки длиной 4-5метров. Одновременно используются только 2 дорожки, остальные находятся в стирке. Для проведения процедуры одна дорожка намачивается (соляной раствор не используется), вторая остается сухой. Дети топают несколько секунд по мокрой дорожке, затем прыгают на сухую и тщательно вытирают стопы. По мере привыкания процедура повторяется несколько раз. Можно использовать игры-речевки: «Баба сеяла горох...», «Шел мужик по городу...» и др. Подготавливает и расстилает дорожки младший воспитатель. Он же сдает их в прачечную или простирывает и сушит.
3. Обливание ног.
В мойку для ног ставят трапик, стул, два ведра с водой и ковш. Пол застилается ковриком, старым одеялом или простыней. Ребенок садится на стул, зачерпывает ковшом воду и обливает одну стопу, затем другую, насухо вытирает ноги полотенцем, по мере привыкания к процедуре он обливает уже голень и стопу. На каждую ногу расходуются 2 ковша воды. И наконец, ребенок просто обмывает голень и стопу водой из-под крана.
Примечание. Обливание стоп не проводится, пока каждый ребенок не научится правильно вытирать, а затем энергично растирать ноги.
4. Погружение ног в воду.
В мойку для ног наливается вода. Ребенок входит в воду с одной стороны, выходит - с другой и насухо вытирает ноги. По мере привыкания он может немного постоять в воде (для отсчета времени говорит «раз, два» или «один, два, три, четыре» и т.д.)
5. Влажное обтирание.
Необходимо 4 комплекта варежек. Они шьются из старых махровых полотенец. Воспитатель надевает на одну руку влажную варежку, на другую - сухую и растирает ребенка, затем обе варежки сбрасывают в специальную емкость и сдаются в стирку.
6. Ходьба босиком.
Вначале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру или паласу, затем - просто по полу. Лучше это делать во время ежедневного физкультурного занятия. Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2 до 3 месяцев в зависимости от подбора детей.
7. Сон без маечек.
Проводится круглый год, на случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже + 14С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по программе "От рождения до школы"
Вниманию педагогов ДОУ предлагаются таблицы для отслеживания результатов усвоения детьми образовательных областей Программы от 1 года до 4 лет....
Теоретический семинар на тему "Особенности построения педагогического процесса по восприятию дошкольниками сказочно-былинной живописи"
Материалы семинара будут интересны воспитателям, которые планомерно знакомят воспитанников с изобразительным искусством. В материалах семинара дается определение сказочно-былинной живописи, пред...
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
Рабочая программа воспитательно-образовательного процесса во 2 мл.группе по ФГОС
В данной работе отражена вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми 3 -4 лет согласно ФГОС. Программа разелена на три раздела: целевой, содержательный и организационный. Содержание работы...
Участие в семинаре по теме "Особенности и специфика деятельности дошкольных отделений в условиях образовательных комплексов"
Участие в семинаре по теме "Особенности и специфика деятельности дошкольных отделений в условиях образовательных комплексов"...
Профессиональный проект по здоровьесбережению «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА на основе интеграции содержания парциальных программ в образовательном процессе ДОУ»
ldquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить:забота о здоровье – это важнейший трудвоспитателя. От жизнерадостности,бодрости детей зависит их духовнаяжизнь, мировоззрение, умственное развитие,прочн...
Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса в средней группе «Быть здоровыми хотим»
Здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным б...