Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Тело человека и как его беречь"
методическая разработка (старшая группа)

Волкова Татьяна Ивановна

Это занятие направлено на формирование положительного отношения у  детей к  здоровому образу жизни. Используются игровые и здоровьесберегающие технологии. В процессе мероприятия разные гимнастики способствуют развитию координации речи с движениями. Дети продолжают ознакомление с частями тела и их назначением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы (ТНР)

тема: «Тело человека и как его беречь».

Составила воспитатель:

Волкова Татьяна Ивановна

ГБДОУ детский сад №40

Кировского района  г. Санкт-Петербурга

Программное  содержание:

Познавательное развитие:

1.Расширять представления детей о том, как устроено тело человека.

2. Познакомить детей с назначением частей тела.

3. Научить детей бережно относиться к своему здоровью, заботиться о нём.

4. Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.

Речевое развитие:

5. Продолжать учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

6. Активизировать и расширять словарный запас у детей:

Социально-коммуникативное развитие:

8. Довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур.

9. Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

10. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Физическое развитие:

11. Сохранять и стимулировать физическое и психическое здоровье детей с помощью технологий: дыхательной гимнастики, самомассажа, игр, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и др.

12.Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

13. Формирование у детей навыков неречевого дыхания.

14. Развивать общую и мелкую моторику.

15. Способствовать развитию координации речи с движением.

16. Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр.

Использование образовательных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии (массаж лица, зрительная гимнастика, подвижная игра, дыхательная и пальчиковая  гимнастика)
  • Игровые технологии (речевая игра, игра «Стоп»).

Материал: картинки с изображением человека, плакат «Строение тела человека»,

схематические изображения позы человека

Предварительная работа:

- беседа с детьми, рассматривание картинок и  иллюстраций, чтение сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр», пальчиковые игры, обучение самомассажу, дидактические игры.

Ход:

Воспитатель: Ребята, все люди такие разные. Есть совсем маленькие, есть постарше, есть взрослые и пожилые. Также есть люди высокие и низкие, с разным цветом кожи, волос, цветом  глаз. Но в одном они все-таки похожи. А чем же люди похожи?

Ответы детей

Воспитатель: Люди похожи друг на друга формой тела.

Стихотворение: «Точка, точка, два крючочка,

                             Ротик, носик, оборотик,

                             Палка, палка, огуречик –

                             Вот и вышел человечик!

Воспитатель: Давайте, рассмотрим основные части тела человека. Без сомнения, вы с ними уже знакомы. Послушайте загадку:

            У всех людей она одна,

           Сидит на шее…(голова).

Воспитатель: Ребята, а для чего нужна голова? Может человек прожить без головы?

Ответы детей

Воспитатель: А что главное есть на голове?

Дети: Волосы, нос, глаза, щеки, лицо

Воспитатель: Вам нравится ваше лицо? Вы его бережёте?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте сделаем ему приятный массаж.

«Лицо» (самомассаж лица)

Носик, носик!                                Провести кулачками по крыльям носа,

Где ты носик

Лобик, лобик,                                всеми пальцами провести по лбу от середины

Где ты лобик?                                к вискам,

Щёчка, щёчка,                                 пальцами погладить щёки сверху вниз,

Где ты щёчка?

Будет чистенькая дочка.                погладить ладонями шею,

Будет чистенький сынок                растереть ладонями уши,

И котёнок малышок.                        потереть ладони друг о друга.

Воспитатель: Ребята, а на чем «сидит» голова?

Дети: На шее

Воспитатель: Для чего человеку нужна шея и плечи?

Дети: Чтобы поворачивать голову. Голову наклонять и др.

Воспитатель: Что расположено дальше плечей?

Дети: Руки, кисти

Воспитатель: Рассмотрим наши руки. Вот эта часть руки как называется?

Дети: Локоть

Воспитатель: А для чего он нужен?

Дети: Чтобы сгибать и разгибать руку

Воспитатель: Эта часть руки как называется?

Дети: Кисть и пальцы

Воспитатель: Назовите и покажите, сколько пальцев на руке?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как вы думаете почему их так называли?

Дети отвечают.  Воспитатель объясняет по необходимости.

Воспитатель: Для чего нужны человеку руки?

Дети отвечают.

Воспитатель: Почему так говорят: «Руки – помощники человека»?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель: Вы знаете, что от игры или работы руки становятся грязными. И ничего тут нет страшного. На то они и руки. Страшно, когда люди привыкают к грязным рукам и не моют их.

          Учёные изобрели один прибор, который называется микроскоп. В нём есть удивительное стекло, при помощи которого можно увидеть то, чего мы никогда не видим. Направишь такое стекло на грязные руки и - о ужас! Что это? Самые незаметные существа собрались на ладошках – это микробы.

(Рассматривание картинки кисти руки с грязью и другой со схематическим изображением микробов).

Воспитатель: Все хорошо рассмотрели микробов? А теперь, чтобы наши глазки отдохнули, сделаем гимнастику

Зрительная гимнастика «Глазки» (снятие зрительного напряжения).

Воспитатель: Движения глазками выполнять медленно, не поворачивая головы.

«Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и все сначала.

                                        Быстро, быстро поморгай –

                                Отдых глазкам своим дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить (вращать глазами по кругу)

Зорче глазки, чтоб глядели,

Разотрём их еле-еле». (Массировать верхнее и нижнее веки, не закрывая глаз).

Воспитатель: Вам понравилось? Теперь продолжим, поговорим о других частях тела.

Воспитатель: Ребята, вам хотелось бы вымыть руки перед едой или с каждой порцией пищи отправлять в свой организм так много противных микробов, которых вы видели, и они с удовольствием поселятся в вашем уютном и милом животике и будут радоваться невымытым овощам, фруктам и особенно рукам своего хозяина.

Дети: Нет, лучше помыть. Да, это надо делать обязательно.

Воспитатель: А когда ещё надо мыть руки?

Дети: После туалета. После игры. После прогулки.

Воспитатель: Молодцы! Ну, раз вы знаете как сделать свои руки чистыми, давайте  поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики и чувства ритма).

«У нас живет большая                -  Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках,

И дружная семья:                        -  соединить пальцы в рукопожатии,

Папа, мама, бабушка,                -  разъединить руки, поочерёдно сгибать пальцы

Дедушка и я.                        -  правой руки, начиная с большого,

На меня похожий.                -  поочерёдно сгибать пальцы левой руки, начиная

Забавный младший брат.       -   с большого,

Он подрос и ходит                -  разжать кулаки, поднять пальцы обеих рук вверх,

Со мною в детский сад».        -  сложить руки домиком.

Воспитатель: Ребята, а какая самая большая часть тела? (туловище) Покажите, где у вас туловище? Что находится на туловище впереди? (грудь, живот)

         А сзади? (спина)

Воспитатель: «Быть сутулой не должна наших малышей …(дети: спина)».

А в самом низу туловища, что находится?

Дети: Ноги

Воспитатель: А для чего нужны человеку ноги?

Дети: Чтобы ходить. Бегать. Ползать. Стоять. Прыгать.

Воспитатель: Да, для некоторых спортсменов, очень важно иметь сильные ноги.

(Рассматривание картинок с изображением: бегун, прыжки через планку, лыжник, пловец).

Воспитатель: Кто из вас хотел бы стать каким-нибудь спортсменом?

Дети: Я хотел бы стать лыжником  и др. ответы.

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете,  кто занимается спортом, тот закаляет своё здоровье. Как вы думаете, спортом полезно заниматься?

Дети: Да. Спортом заниматься полезно для здоровья. Спортсмены много двигаются и тренируют свой организм.

Воспитатель: Это точно. Хотите и мы с вами подвигаемся, поиграем в игру «Стоп»

Физкультурная минутка: игра «Стоп».

Дети двигаются под музыку. С остановкой музыки или по сигналу воспитателя «Стоп», дети принимают позу, которая нарисована на карточке, карточки показываются по очереди.

                                        

Воспитатель: Отдохнули, теперь садитесь на места. Вы так точно показывали разные позы, и у вас была у всех ровная спина. На человека с красивой осанкой приятно смотреть. Вспомните, как ходят военные. Они держатся прямо, свободно. Всему этому вы можете научиться сами. Первое правило для правильной осанки – это утренняя зарядка. Вы делаете её дома?

Дети: Да. Занимаюсь зарядкой с папой и др.

Воспитатель: Хорошо. А ещё у стройных людей правильно формируется скелет, который является опорой для нашего тела.

(Показать картинку скелета человека).

Воспитатель: При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным   органам  и частям тела человека.

Воспитатель: А сейчас, проверим как вы знаете части тела человека, поиграем в игру «Я начну, а вы закончите».

Игровое упражнение «Я начну, а вы закончите».

«Начинаем. Хорошо ли ты знаешь себя?

Нос – это часть…(дети: головы, лица)

Палец – это часть…(дети: руки, кисти)

Коленка – это часть…(дети: ноги)

Ухо – это часть…(дети: головы)

Ступня – это часть…(дети: ноги)

Лоб – это часть…(дети: головы, лица)

Пятка – это часть…(дети: ноги)

Живот – это часть …(дети: тела)

Спина – это часть…(дети: тела, только сзади)

Плечо – это часть…(дети: руки)».

Воспитатель: Молодцы! Вы очень хорошо знаете части тела человека. А как вы думаете их надо беречь?

Дети: Да

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы не болеть. Чтобы долго жить. Чтобы можно было ходить, играть и бегать.

Воспитатель: Правильно. Мы с вами бережем себя, а чтобы не болеть,  мы сделаем себе массаж, который так и называется «Неболейка»

Самомассаж «Неболейка»

(биологически активных зон)

«Чтобы горло не болело,                        (поглаживать ладонями шею мягкими

Мы его погладим смело.                        движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать,                        (Указательными пальцами растирать

Надо носик растирать.                                крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём,                                (приложить ко лбу ладони «козырьком»

Ладошку держим козырьком.                и растирать его движениями в стороны –   вместе)

«Вилку» пальчиками сделай,                (Раздвинуть указательный и средний

Массируй ушки ты умело!        пальцы и растирать ушную зону)

Знаем, знаем – Да-да-да,        (потирать ладошки друг о друга).

Нам простуда не страшна!

Воспитатель: Теперь мы точно не заболеем. Как вы думаете, а что ещё нужно для

               человека, чтобы он жил и не болел?

Дети: Нужно больше кушать. Нужна вода, чтобы пить. Надо больше спать. Заниматься спортом.  Нужен воздух. Человек   должен дышать.

Воспитатель: А для того, чтобы дышать у человека есть легкие. Посмотрите, какие они? (Рассматривание легких на картинке).

Воспитатель: Когда воздух попадает в легкие – вы делаете вдох, и они увеличиваются, как воздушный шарик, когда его надувают. А при выдохе уменьшаются, сжимаются, как если бы вы выпустили воздух из воздушного шарика. Давайте представим, как это происходит.

(Эксперимент)- сделайте глубокий вдох – легкие увеличились, сделайте выдох – легкие сжались. И так каждый раз происходит с нашими легкими.

Воспитатель: В воздухе, которым мы дышим, содержится элемент -  кислород, необходимый для дыхания. Он проходит сложный путь в нашем организме, как в насосе. Кто знает, что такое насос?

Дети: Он нужен для накачивания колес велосипеда и в машине. Можно накачать   резиновую лодку.

Воспитатель: Давайте, представим, как будто мы накачиваем колеса, будем насосом.

Дыхательные упражнения «Насос» и  «Вырасти большой».

«Насос» - встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Делаем вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить с-с-с, с-с-с. Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону.

«Вырасти большой» - встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох. Теперь  опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Выдыхая произносить «у-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

Воспитатель: Вот сейчас мы выросли большими. И наше мероприятие закончилось. Сегодня мы вспомнили основные части тела человека и вы узнали для чего они нужны человеку. Все они такие разные, но очень важные. Каждый человек хочет быть здоровым, крепким, бодрым, а для этого надо беречь свое тело, научиться заботиться о нём. А вы хотите быть здоровыми?

Дети: Да.

Воспитатель: Расскажите, что вы делаете для этого?

Дети: Я занимаюсь спортом. Я хорошо кушаю и много  гуляю. Я хожу в бассейн.

         Другие ответы.

Воспитатель: Молодцы, вы все делаете правильно. Вот несколько моих советов для    вас:

       - « выполняй ежедневно водные процедуры, мой  руки после игры, после   туалета и перед едой».

       - « по утрам делай утреннюю зарядку».

       -« одевайся по погоде, не слишком кутайся, но и не ходи зимой в легкой одежде».

        -  «веди подвижный  образ  жизни – играй, бегай, занимайся спортом, плаванием,       физкультурой – укрепляй свое здоровье».

Воспитатель: Постарайтесь это запомнить. Все сегодня молодцы! Что вам   понравилось больше всего?
Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо всем.

 

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Паровоз" в первой младшей группе. Образовательная область-художественно-эстетическое развитие.

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности "Паровоз". Образовательная область-художественно-эстетическое развитие....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира) тема: «Животные Севера».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы.Образовательная область: Познание (формирование целостной картины мира)    тема: &l...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Красная шапочка в гостях у ребят» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (с использованием игровых те

Цель: Закрепление у детей знаний, полученных ранее на занятиях, тренировать в умении составлять слова, предложения, анализировать полученную информацию.Задачи:Способствовать развитию речи,  позна...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо

Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». С использованием современных образовательных технологий. Образовательная область «Познавательное развитие».

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Сохраним нашу планету». Проблемы экологии. Переработка мусора. Вторая жизнь вещей. Переработка бу...