Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка

Нейропсихологический подход при внедрении  здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylenko_soobshchenie.docx309.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад «Тополек» г.Волгодонска





выступление на методическом объединении

учителей - логопедов

Нейропсихологический подход при внедрении  здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками с ОНР.

 учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

Михайленко Наталья Ивановна

г. Вологодонск, 2020

1 слайд (титульный)

Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.

Педагогические методы и приёмы не всегда оказываются оптимальной помощью в коррекционной работе.

Сегодня я предлагаю вам подойти к решению коррекционных задач со стороны нейропсихологии.

2 слайд

Основоположниками нейропсихологии являются И.П. Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия.

Цитируя  Т.Г. Визель – современного нейропсихолога, автора книги «Основы нейропсихологии», стоит отметить, что нейропсихология изучает:

-психологическую структуру, мозговую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.

-нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости.

-нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга - локального, диффузного, межзональных   связёй         проводниково-нервных путей).

3 слайд

Для дефектологии нейропсихология позволяет:

- понять мозговые механизмы различных нарушений развития;

- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

Нейропсихологические исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последовательность созревания ВПФ. Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навыков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвычайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский.

4 слайд

Нейропсихология выделяет такие варианты трудностей обучения:

-трудности программирования и контроля

-трудности переработки слуховой и кинестетической информации

-трудности переработки зрительно-пространственной информации

-трудности  вхождения в задание

-трудности ориентировки в условиях задачи (инструкции)

-трудности построения программы, её упрощение, повторение программы, т.е. её инертность

-импульсивность, лёгкая отвлекаемость

-трудности контроля за выполнением задания

-трудности переключаемости на другое задание.

5 слайд

Александр  Романович  Лурия говорит о том, что психические процессы человека являются сложными функциональными системами и что они локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.

6 слайд

Три  основных функциональных блока мозга или три основных аппарата мозга.

7 слайд

I блок. Подкорковые и стволовые структуры мозга.

1.Поддержание оптимального уровня бодрствования или общего уровня активности (тонизирует  кору и испытывает её дифференцирующее влияние). Основные функции:

-поддержание общего уровня активности

-темповые характеристики

-работоспособность

-модально-неспецифическая форма памяти. Снижение тонуса коры делает невозможным длительное запечатление следов при сохранности ранее приобретённых знаний

-устойчивость и концентрация внимания

-регуляция эмоций

На слайде - ретикулярная формация ствола мозга, таламус, гипокамп.

Здесь стоит отметить, если ребёнок находится в постоянном движении - так он стимулирует 1 энергетический блок, который тонизирует кору и тем самым обеспечивает свой энергетический потенциал. Или, например, вы наверняка замечали, что ребёнок   на занятии начинает зевать, это говорит о том, что уменьшается  энергетический запас и необходимо подвигаться, переключиться.

Проба «Ладонь-кулак-ребро» позволяет определить усвоение двигательной программы, автоматизацию двигательного акта, переключение.

8 слайд

 II блок. Височные отделы

2. Переработка  слуховой информации. Основные функции:

-слуховое восприятие

-соотношение слухового образа со значением (словарь)

-слухоречевая память

-фонематический анализ

9 слайд

II блок. Передние теменные отделы

3. Переработка кинестетической информации. Основные функции:

-обработка сенсорной информации

-представление о «схеме тела»

-артикуляция

-анализ графических движений

10 слайд

II блок. Затылочные отделы

4. Переработка зрительной информации. Основные функции:

-зрительное восприятие

-зрительная память

Глазодвигательные движения глаз и языка (однонаправленные и разнонаправленные) развивают правое полушарие и повышают энергетизацию организма.

5.Переработка зрительно-пространственной информации. Основные функции:

-ориентировка на листе бумаги (п. п.)

-удержание строки (п.п.)

-пространственная ориентация букв и цифр (п.п. + л.п.)

-понимание предложных и логико-грамматических конструкций

В этом блоке (II) представлены наиболее сложные формы работы мозга, которые лежат в основе наиболее высоких видов познавательной деятельности человека. Мы с вами знаем о том, что эти отделы мозга у наших детей сохранны и являются основой для коррекции.

Для развития этой зоны нужно использовать корректурные пробы.

11 слайд

III  блок. Префронтальные отделы

6.Серийная организация движений.  Основные функции:

-усвоение двигательной программы

-автоматизация двигательного навыка

-плавность переключения между движениями

7. Программирование, регуляция и контроль деятельности. Основные функции:

-избирательное внимание

-планирование и удержание программы действия

-рабочая память

-оттормаживание стереотипных и импульсивных реакций

-переключение внимания

Для развития и коррекции этой зоны применимы дыхательные упражнения, которые ритмизируют организм, способствуют развитию самоконтроля и произвольности.

12 слайд

А.Р. Лурия. Лобные доли человека самое непосредственное участие в экстренном повышении состояния активности, сопровождающем всякую сознательную деятельность. Именно префронтальные отделы коры обеспечивают сложнейшие формы программирования, регуляции и контроля сознательной деятельности человека.

Этапы развития управляющих функций (лобные доли) (по исследованиям Семёновой Л.К., 1990, Берк Л.Е., 2006)

-1 год  -3 года  -5-6 лет  -9-10 лет -12-14 лет  -18-20 лет

Окончательное созревание происходит практически во взрослом возрасте.

13 слайд

Произвольное движение (сознательно регулируемое) и тем более предметное действие, опирается на совместную работу самых различных отделов мозга, и если аппараты первого блока обеспечивают нужный тонус мышц, без которого никакое координированное движение не было бы возможным, то аппараты второго блока дают возможность осуществить афферентные (от рецептора к нервному центру) синтезы, в системе которых протекает движение, а аппараты третьего блока обеспечивают подчинение движения и действия соответствующим намерениям, создают программы выполнения двигательных актов и обеспечивают ту регуляцию и контроль протекания движений, благодаря которым сохраняется его организованный, осмысленный характер.

14 слайд

Межполушарное взаимодействие.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Представление слова целиком – холистическая (целостный) стратегия - правое полушарие.

Переход от звука к букве – аналитическая стратегия – левое полушарие.

Звук рождается в правом полушарии, а переходит в знаковую систему в левом полушарии.

15 слайд
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
•зеркальное написание букв и цифр;
•псевдолеворукость;
•логопедические отклонения;
•неловкость движений;
•агрессия;
•плохая память;
•отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете, как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

16 – 18 слайд - задания для развития межполушарного взаимодействия

19 слайд

Заикание Т. Г. Визель.

Перевозбужденность, как правило, генерализуется на области мозга, связанные с эмоциями и мышлением. Повышенная эмоциональность и импульсивность мысли приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Это обусловливает предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.

         По словам нейропсихолога, специалиста в коррекции заикания Т.Г. Визель, у ребёнка в возрасте около 3 лет, левое (рациональное, логическое) полушарие начинает «подчинять себе» правое (творческое, эмоциональное, иррациональное) полушарие.

Правое полушарие должно «отказаться» от ритмизированной речи и подчиниться смысловой программе левого (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому, и является основным патогенетическим механизмом развивающегося в этих случаях заикания.

20 слайд

Правое полушарие усваивает гештальт (целостный образ) слов, а левое – слово с его значениями. Ритм – это форма целостного образа слов (правое полушарие), смысл – левое полушарие. 

Правое полушарие  - ритм слова (слоговая стр-ра), целостный образ слова.

-наброски слова

-бессмысленные звучания

Левое полушарие  – смысл слова.

- звукоподражания – условные звучания

Нет звукоподражаний и абрисов, значит нужно стимулировать работу правого полушария.

Работа с ритмом под музыку или без музыки - это развитие правого полушария.
«Опосредованная диагностика», как говорила Т.Г. Визель. Если у ребёнка  в 3 года плохие звукоподражания, но есть условные звучания, как принято в конкретном языке, то это как минимум ЗРР (дефицит правого полушария). 

Благодарю за то, что внимательно  слушатели моё сообщение!

ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТРОНОМ – «МОЗГОВОЙ РИТМ»
Прибор Интерактивного метронома (IM - Interactive Metronome) позволяет активизировать (стимулировать) участки мозга.

IM – интерактивная терапевтическая компьютерная программа. Во время сеанса ребенок слушает оригинальный ритмичный звуковой «рисунок» метронома, заложенный в программе. Таким образом, формируется глубинный ритм, тренируются слухо-моторные координации, априори подготавливается база для коррекции нарушений слоговой структуры слов.
IM помогает создать нужный «мозговой ритм». Многократное повторение какого-либо действия помогает нервной системе находить собственный ритм и следовать ему


Для формирования или развития межполушарных взаимодействий  можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:

✅Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


F:\ФЛЕШКА\НЕЙРОКОРРЕКЦИЯ\рисование обеими руками\6.jpg
✅Упражнение "Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

✅ Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

✅ Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.


✅ Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

✅ Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

✅ Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

✅ Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

✅ Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Виды кинезиологических упражнений и их воздействие.

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

ВИЗЕЛЬ

Одновременное (параллельное) «обыгрывание» слова в разных модальностях активизирует соответствующие зоны мозга и способствует выработке необходимых связей между ними, правда, не прямым (как уже говорилось), а обходным путем. Картинка стимулирует работу затылочных зон обоих полушарий, а ее осмысление — лобных долей с обеих сторон. Графический (буквенный образ) слова активизирует преимущественно теменно-затылочные зоны обоих полушарий. Слуховой образ обрабатывается височной левой и частично правой зонами.

В этих случаях гораздо «безопаснее», как показывает практика, для усиления голоса подключение нижнего — грудо-спинного резонатора. Для облегчения этой задачи можно (дав пациенту задание тянуть какой-нибудь гласный звук, например «а») применить похлопывание его по груди, спине, что расслабляет мышцы, а также приложить его руку к груди, чтобы он почувствовал вибрацию, вызванную участием этой области в голосоведении.

Перевозбужденность, как правило, генерализуется на области мозга, связанные с эмоциями и мышлением. Повышенная эмоциональность и импульсивность мысли приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Это обусловливает предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.

Правое полушарие должно «отказаться» от ритмизированной речи и подчиниться смысловой программе левого (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому, и является основным патогенетическим механизмом развивающегося в этих случаях заикания.

Правополушарный ритм речи от 2 до 5 лет должен пройти путь из правого полушария в левое, он должен «вписаться» (интегрироваться) в левополушарный смысловой механизм.

Воздействие агрессивных внешних и внутренних факторов приводит к перевозбуждению правого полушария, которое снова выходит из-под контроля левого. Приобретенные речевые навыки дезинтегрируются, и способ говорения вновь становится на определенное время двуполушарным. Это повышает вероятность межполушарных дискоординаций.

Патогенез заикания, условно обозначаемого как органический, близок к механизму подкорковых дизартрии. Он состоит в невозможности освоить содружественный, координированный, слаженный речевой акт, организованный ритмически. По существу, такое заикание можно обозначить как дизритмическую дизартрию. У детей с таким заиканием, помимо речевых дискоординаций, как правило, имеются дискоординации в двигательной сфере в целом. Этим они отличаются от заикания, причина которого в ненормативном характере взаимодействия полушарий мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...

Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС.

http://Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС....

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"

За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного  мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания....

Презентация на МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР".

В презентации рассматриваются формы занятий с детьми в рамках скорочтения, количество и продолжительность занятий в пределах курса. Рассматривается дислексия с точки зрения нейропсихологии и логопедии...