Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ
методическая разработка
Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mihaylenko_soobshchenie.docx | 309.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад «Тополек» г.Волгодонска
выступление на методическом объединении
учителей - логопедов
Нейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.
учитель-логопед
высшей квалификационной категории:
Михайленко Наталья Ивановна
г. Вологодонск, 2020
1 слайд (титульный)
Современная ситуация заставляет нас, учителей-логопедов, серьёзно задуматься над причинами недоразвития не только речевого компонента развития детей, но и их нейропсихологического статуса.
Педагогические методы и приёмы не всегда оказываются оптимальной помощью в коррекционной работе.
Сегодня я предлагаю вам подойти к решению коррекционных задач со стороны нейропсихологии.
2 слайд
Основоположниками нейропсихологии являются И.П. Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия.
Цитируя Т.Г. Визель – современного нейропсихолога, автора книги «Основы нейропсихологии», стоит отметить, что нейропсихология изучает:
-психологическую структуру, мозговую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.
-нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости.
-нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связёй проводниково-нервных путей).
3 слайд
Для дефектологии нейропсихология позволяет:
- понять мозговые механизмы различных нарушений развития;
- расширить спектр диагностических методов;
- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (выделение первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;
- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.
Нейропсихологические исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последовательность созревания ВПФ. Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навыков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвычайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский.
4 слайд
Нейропсихология выделяет такие варианты трудностей обучения:
-трудности программирования и контроля
-трудности переработки слуховой и кинестетической информации
-трудности переработки зрительно-пространственной информации
-трудности вхождения в задание
-трудности ориентировки в условиях задачи (инструкции)
-трудности построения программы, её упрощение, повторение программы, т.е. её инертность
-импульсивность, лёгкая отвлекаемость
-трудности контроля за выполнением задания
-трудности переключаемости на другое задание.
5 слайд
Александр Романович Лурия говорит о том, что психические процессы человека являются сложными функциональными системами и что они локализованы в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.
6 слайд
Три основных функциональных блока мозга или три основных аппарата мозга.
7 слайд
I блок. Подкорковые и стволовые структуры мозга.
1.Поддержание оптимального уровня бодрствования или общего уровня активности (тонизирует кору и испытывает её дифференцирующее влияние). Основные функции:
-поддержание общего уровня активности
-темповые характеристики
-работоспособность
-модально-неспецифическая форма памяти. Снижение тонуса коры делает невозможным длительное запечатление следов при сохранности ранее приобретённых знаний
-устойчивость и концентрация внимания
-регуляция эмоций
На слайде - ретикулярная формация ствола мозга, таламус, гипокамп.
Здесь стоит отметить, если ребёнок находится в постоянном движении - так он стимулирует 1 энергетический блок, который тонизирует кору и тем самым обеспечивает свой энергетический потенциал. Или, например, вы наверняка замечали, что ребёнок на занятии начинает зевать, это говорит о том, что уменьшается энергетический запас и необходимо подвигаться, переключиться.
Проба «Ладонь-кулак-ребро» позволяет определить усвоение двигательной программы, автоматизацию двигательного акта, переключение.
8 слайд
II блок. Височные отделы
2. Переработка слуховой информации. Основные функции:
-слуховое восприятие
-соотношение слухового образа со значением (словарь)
-слухоречевая память
-фонематический анализ
9 слайд
II блок. Передние теменные отделы
3. Переработка кинестетической информации. Основные функции:
-обработка сенсорной информации
-представление о «схеме тела»
-артикуляция
-анализ графических движений
10 слайд
II блок. Затылочные отделы
4. Переработка зрительной информации. Основные функции:
-зрительное восприятие
-зрительная память
Глазодвигательные движения глаз и языка (однонаправленные и разнонаправленные) развивают правое полушарие и повышают энергетизацию организма.
5.Переработка зрительно-пространственной информации. Основные функции:
-ориентировка на листе бумаги (п. п.)
-удержание строки (п.п.)
-пространственная ориентация букв и цифр (п.п. + л.п.)
-понимание предложных и логико-грамматических конструкций
В этом блоке (II) представлены наиболее сложные формы работы мозга, которые лежат в основе наиболее высоких видов познавательной деятельности человека. Мы с вами знаем о том, что эти отделы мозга у наших детей сохранны и являются основой для коррекции.
Для развития этой зоны нужно использовать корректурные пробы.
11 слайд
III блок. Префронтальные отделы
6.Серийная организация движений. Основные функции:
-усвоение двигательной программы
-автоматизация двигательного навыка
-плавность переключения между движениями
7. Программирование, регуляция и контроль деятельности. Основные функции:
-избирательное внимание
-планирование и удержание программы действия
-рабочая память
-оттормаживание стереотипных и импульсивных реакций
-переключение внимания
Для развития и коррекции этой зоны применимы дыхательные упражнения, которые ритмизируют организм, способствуют развитию самоконтроля и произвольности.
12 слайд
А.Р. Лурия. Лобные доли человека самое непосредственное участие в экстренном повышении состояния активности, сопровождающем всякую сознательную деятельность. Именно префронтальные отделы коры обеспечивают сложнейшие формы программирования, регуляции и контроля сознательной деятельности человека.
Этапы развития управляющих функций (лобные доли) (по исследованиям Семёновой Л.К., 1990, Берк Л.Е., 2006)
-1 год -3 года -5-6 лет -9-10 лет -12-14 лет -18-20 лет
Окончательное созревание происходит практически во взрослом возрасте.
13 слайд
Произвольное движение (сознательно регулируемое) и тем более предметное действие, опирается на совместную работу самых различных отделов мозга, и если аппараты первого блока обеспечивают нужный тонус мышц, без которого никакое координированное движение не было бы возможным, то аппараты второго блока дают возможность осуществить афферентные (от рецептора к нервному центру) синтезы, в системе которых протекает движение, а аппараты третьего блока обеспечивают подчинение движения и действия соответствующим намерениям, создают программы выполнения двигательных актов и обеспечивают ту регуляцию и контроль протекания движений, благодаря которым сохраняется его организованный, осмысленный характер.
14 слайд
Межполушарное взаимодействие.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Представление слова целиком – холистическая (целостный) стратегия - правое полушарие.
Переход от звука к букве – аналитическая стратегия – левое полушарие.
Звук рождается в правом полушарии, а переходит в знаковую систему в левом полушарии.
15 слайд
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
•зеркальное написание букв и цифр;
•псевдолеворукость;
•логопедические отклонения;
•неловкость движений;
•агрессия;
•плохая память;
•отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете, как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)
16 – 18 слайд - задания для развития межполушарного взаимодействия
19 слайд
Заикание Т. Г. Визель.
Перевозбужденность, как правило, генерализуется на области мозга, связанные с эмоциями и мышлением. Повышенная эмоциональность и импульсивность мысли приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Это обусловливает предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.
По словам нейропсихолога, специалиста в коррекции заикания Т.Г. Визель, у ребёнка в возрасте около 3 лет, левое (рациональное, логическое) полушарие начинает «подчинять себе» правое (творческое, эмоциональное, иррациональное) полушарие.
Правое полушарие должно «отказаться» от ритмизированной речи и подчиниться смысловой программе левого (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому, и является основным патогенетическим механизмом развивающегося в этих случаях заикания.
20 слайд
Правое полушарие усваивает гештальт (целостный образ) слов, а левое – слово с его значениями. Ритм – это форма целостного образа слов (правое полушарие), смысл – левое полушарие.
Правое полушарие - ритм слова (слоговая стр-ра), целостный образ слова.
-наброски слова
-бессмысленные звучания
Левое полушарие – смысл слова.
- звукоподражания – условные звучания
Нет звукоподражаний и абрисов, значит нужно стимулировать работу правого полушария.
Работа с ритмом под музыку или без музыки - это развитие правого полушария.
«Опосредованная диагностика», как говорила Т.Г. Визель. Если у ребёнка в 3 года плохие звукоподражания, но есть условные звучания, как принято в конкретном языке, то это как минимум ЗРР (дефицит правого полушария).
Благодарю за то, что внимательно слушатели моё сообщение!
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТРОНОМ – «МОЗГОВОЙ РИТМ»
Прибор Интерактивного метронома (IM - Interactive Metronome) позволяет активизировать (стимулировать) участки мозга.
IM – интерактивная терапевтическая компьютерная программа. Во время сеанса ребенок слушает оригинальный ритмичный звуковой «рисунок» метронома, заложенный в программе. Таким образом, формируется глубинный ритм, тренируются слухо-моторные координации, априори подготавливается база для коррекции нарушений слоговой структуры слов.
IM помогает создать нужный «мозговой ритм». Многократное повторение какого-либо действия помогает нервной системе находить собственный ритм и следовать ему
Для формирования или развития межполушарных взаимодействий можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:
Зеркальное рисование
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Упражнение "Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.
Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Виды кинезиологических упражнений и их воздействие.
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
ВИЗЕЛЬ
Одновременное (параллельное) «обыгрывание» слова в разных модальностях активизирует соответствующие зоны мозга и способствует выработке необходимых связей между ними, правда, не прямым (как уже говорилось), а обходным путем. Картинка стимулирует работу затылочных зон обоих полушарий, а ее осмысление — лобных долей с обеих сторон. Графический (буквенный образ) слова активизирует преимущественно теменно-затылочные зоны обоих полушарий. Слуховой образ обрабатывается височной левой и частично правой зонами.
В этих случаях гораздо «безопаснее», как показывает практика, для усиления голоса подключение нижнего — грудо-спинного резонатора. Для облегчения этой задачи можно (дав пациенту задание тянуть какой-нибудь гласный звук, например «а») применить похлопывание его по груди, спине, что расслабляет мышцы, а также приложить его руку к груди, чтобы он почувствовал вибрацию, вызванную участием этой области в голосоведении.
Перевозбужденность, как правило, генерализуется на области мозга, связанные с эмоциями и мышлением. Повышенная эмоциональность и импульсивность мысли приводит к обостренной реакции на воздействия внешнего мира. Это обусловливает предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.
Правое полушарие должно «отказаться» от ритмизированной речи и подчиниться смысловой программе левого (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому, и является основным патогенетическим механизмом развивающегося в этих случаях заикания.
Правополушарный ритм речи от 2 до 5 лет должен пройти путь из правого полушария в левое, он должен «вписаться» (интегрироваться) в левополушарный смысловой механизм.
Воздействие агрессивных внешних и внутренних факторов приводит к перевозбуждению правого полушария, которое снова выходит из-под контроля левого. Приобретенные речевые навыки дезинтегрируются, и способ говорения вновь становится на определенное время двуполушарным. Это повышает вероятность межполушарных дискоординаций.
Патогенез заикания, условно обозначаемого как органический, близок к механизму подкорковых дизартрии. Он состоит в невозможности освоить содружественный, координированный, слаженный речевой акт, организованный ритмически. По существу, такое заикание можно обозначить как дизритмическую дизартрию. У детей с таким заиканием, помимо речевых дискоординаций, как правило, имеются дискоординации в двигательной сфере в целом. Этим они отличаются от заикания, причина которого в ненормативном характере взаимодействия полушарий мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....
Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...
Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС.
http://Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС....
Нейропсихологический подход в логопедической работе.
Конультация для педагогов ДОУ...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"
За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания....
Презентация на МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР".
В презентации рассматриваются формы занятий с детьми в рамках скорочтения, количество и продолжительность занятий в пределах курса. Рассматривается дислексия с точки зрения нейропсихологии и логопедии...