Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ирина Лебедева

За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного  мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на МО учителей-логопедов по теме «Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми  ОВЗ, имеющими ТНР»

                                                                                                                                              Учитель-логопед

                                                                                                      МБДОУ д/с № 6

                                                                                                       Лебедева И.Ю.

1 слайд

Зимой 2022 года я прошла курсы обучения скорочтению для детей в возрасте

4-12 лет. Курсы проходила в онлайн режиме. Просматривала видео ролики, выполняла домашние задания. По окончании прошла экзамен и получила сертификат Государственного образца.

Тема актуальна, так как скорочтение - это пласт психических процессов, развивая которые, мы можем коррегировать речь и реализовать процесс овладения чтением детьми с ОВЗ.

2 слайд

Скорочтение - это способ быстрого восприятия информации  текста, используя специальные способы чтения.

3 слайд

Автор  методики Каримова Регина Айратовна педагог психолог, эксперт в области скорочтения и развития памяти. В 2013  Регина открыла 1-ю школу по развитию скорочтения в г. Уфа.  Сейчас открыто более 7 школ по городам России. Методика имеет 5 авторских свидетельств.

 4 слайд

Определены два этапа в обучении скорочтения. Первый этап - это дети в возрасте с 4 до 7 лет, которые овладевают техникой чтения. Второй этап - дети в возрасте с 8 до 12 лет, овладевают техникой скорочтения.

На каждом из этапов на занятии используется 16 упражнений для того, чтобы стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга, для улучшения его деятельности, увеличения объема памяти, усиления концентрации внимания.

5 слайд

Базовый курс обучения скорочтению составляет 4 месяца -  это 32 занятия с

интенсивностью 2-3 занятия в неделю. На каждый месяц разработано четкое поурочное планирование. Программы урока, учебные пособия и рабочие тетради представлены в 3-х частях на каждый месяц. (показать!!!)

6 слайд

В основу методики положена теория о нейропластичности мозга.

Нейропластичность - это способность мозга развиваться, приобретать новые функции, устанавливать новые связи между нейронами. Поврежденный участок мозга за счет тренировок может восстановиться либо взять на себя функции поврежденного, неразвитого участка. Регулярность занятий - это обязательное условие, чтобы нейроны образовывали устойчивые связи.

7 слайд

Курс обучения скорочтению преследует включение взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания каждые 3-5 минут.

8 слайд

 На курсе обучения скорочтению большое внимание уделяется координационной работе обоих полушарий. Напомню вам, что левое полушарие отвечает за речь, понимание речи, чтение, письмо, математику, память, слаженную работу  правой стороны тела, а правое - за эмоции, творчество и координацию левой стороны тела.

9 слайд

Научными исследованиями доказано, что центры речи у детей 4-5 лет находятся в обоих полушариях. И только в ходе развития человека  речь полностью остается в левом полушарии. Пораженное левое полушарие приводит к тому, что человек или не понимает речь или с трудом овладевает ею.

10 слайд

За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания. В прошлом году на компенсирущей группе старшего возраста я совмещала работу логопеда и дефектолога. В нашей группе воспитываются  3 ребенка со статусом ЗПР и один ребенок  без статуса с нарушением эмоционально-волевой сферы (родители отказались от прохождения специалистов ТПМПК). Я решила попробовать обучение скорочтению и взяла для детей с ЗПР 5-6 лет программу на год младше, то есть программу 4-5 лет.

Цель занятий обучение технике чтения, профилактика дислексии и дисграфии.

С точки зрения нейропсихологии дислексия - это специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное недоразвитием процессов ВПФ, которые принимают участие в реализации процесса чтения. С точки зрения логопедии дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в ошибках стойкого характера.

Из 4-х детей с ЗПР 2 ребенка читали, но не понимали в полном объеме смысл прочитанного.

1 ребенок не читал

1 ребенок овладевал техникой чтения

2 ребенка из общего числа «зеркалили» буквы и цифры на письме.

Ребенка без статуса ЗПР взяла на занятия для того, чтобы поработать над концентрацией и распределением внимания, над пониманием сложных речевых инструкций и снять панические атаки и страх перед выполнением новых заданий. Ребенок читает.

11 слайд

Посмотрим, какие коррективы я внесла в работу  с детьми с ОВЗ в сравнении с норматипичными детьми и проведем сравнительный анализ

Норматипичные дети

ЗПР, ТНР

  • программа 6-7 лет

                                     

  • форма занятий -  подгрупповая
  • продолжительность - 60 минут
  • одно занятие - 16 упражнений
  • интенсивность - 2/3 раза в неделю

   

  • для детей 5-6 лет взяли программу 4-5 лет
  • форма занятий индивид.
  • продолжительность 30 минут
  • одно занятие 8 упражнений
  • интенсивность 5 раз в неделю
  • помощь в диагностике ребенка с  ЗПР

   

12 слайд

В программе обучения скорочтению  используются следующие приемы.

  • Моторчик
  • Шторка
  • Карточка с окошком
  • Чтение под стук карандаша
  • Таблицы Шульте

13 слайд

Таблицы Шульте. Таблицы развивают внимание и память, расширяют угол зрения, развивают быстроту реакции. Ребенок смотрит в центр квадрата и в порядке возрастания называет числа  от одного до десяти. Первое время можно использовать указательный палец, в дальнейшем желательно работать только глазами.

14 слайд

Курс обучения скорочтению детей 4-5 лет мы не закончили. Наступило лето. А в подготовительной группе я уже не работаю дефектологом. Думаю, что занятия не прошли даром.  У каждого ребенка свой индивидуальный результат. Два не читающих ребенка стали уверенно читать по слогам и уже сливают их в слова. У всех появилось понимание смысла прочитанного на уровне фразы. Ребенок без статуса ЗПР, с нарушением эмоционально-волевой сферы стал спокойнее реагировать на новые задания. Элементы методики в этом году использую на занятиях по обучению грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Доклад по теме: "Использование инновационных методик и педагогических технологий художественно-творческого развития в работе с детьми дошкольного возраста".

Инновационные педагогические технологии имеют актуальное содержание, выраженную этапность, включают определенные профессиональные действия (оптимальные методы и средства обучения), описывает итоговые ...

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

"Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми в рамках инклюзивного образования в ДОУ"

В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушени...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...

Презентация на МО учителей-логопедов по теме: ""Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"".

В презентации рассматриваются формы занятий с детьми в рамках скорочтения, количесвтво и продолжительность занятий в пределах курса. Рассматривается дислексия с точки зрения нейропсихологии и логопеди...