Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
консультация по логопедии

Николаевская Софья Николаевна

Актуальность

Личный опыт

Польза

Результаты

Состовляющие компоненты

Усовия для работы

Возможные ограничения

Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 196.01 КБ

Предварительный просмотр:

https://kartinki.pibig.info/uploads/posts/2023-04/1681782807_kartinki-pibig-info-p-kartinki-neiropsikhologiya-arti-vkontakte-18.png         Использование нейропсихологического подхода в коррекционной

работе

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с нарушениями речи, которые нуждаются в логопедической помощи. Нарушения речи у детей, в свою очередь, становятся более сложными и менее поддающимися логопедической коррекции. Учителя-логопеды вынуждены искать новые способы работы с детьми.

Меня заинтересовала тема работы с детьми с использованием нейропсихологического  подхода в коррекционной работе, которая может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этого подхода. Такой подход способствует достижению возрастных норм как в речевом, так  и общем развитии детей.

Актуальность

Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2020 года.

Изучала новую информацию путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видео, вебинары с целью повысить свои профессиональные навыки.

В 2022 году приняла участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель-логопед 2022», где представила свой опыт работы коллегам.

Особое внимание мне хотелось уделить именно нейропсихологическому подходу к дыханию.

Провела следующую работу:

1. Подобрала систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

2. Ежедневно отводила время в работе с детьми на выполнение дыхательных упражнений с последующим их усложнением.

3. Поддерживала взаимосвязь с воспитателями группы, которые также частично применяли с детьми упражнения в своей практике.

4. Вовлекла родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома по рекомендациям учителя-логопеда).

Польза нейропсихологического подхода к дыханию

Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с малышом и во взрослой жизни. Один раз научившись «правильно» дышать, разучиться уже не получится.

Опосредованно, но уверенно дыхательные упражнения влияют на иммунитет, особенно в том, что касается заболеваний органов дыхания. Установлено, что дети, выполняющие дыхательную гимнастику, намного меньше подвержены сезонным простудам, бронхитам и бронхиальной астме.

При хронических заболеваниях дыхательной системы, включая аллергические, дыхательные упражнения приносят облегчение течения болезни. При благоприятном стечении обстоятельств они вполне способны привести к полному излечению.

Правильное дыхание является также залогом успешной постановки звуков у детей.

Дети, выполняющие дыхательные упражнения, особенно те из них, которые связаны с наблюдением и контролем дыхания, более спокойны, лучше владеют собой, умеют концентрировать внимание.

Результаты

– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшились показатели детей в области речевого развития в целом и в постановке проблемных звуков в частности.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

– Повысилась мотивация родителей для участия в образовательной деятельности ДОУ.

Составляющие компоненты психомоторного развития, помимо упражнений на дыхание,  которые также возможны при работе с детьми используя нейропсихологический подход:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

3. Упражнения для развития артикуляции. 

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

5. Растяжки. 

6. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

7. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми.

8. Упражнения для релаксации. 

Применение нейропсихологического подхода в коррекционной работе позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Условия для работы:

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

Дыхательные упражнения с нейропсихологическим подходом обязательно включаются в занятия подгрупповые и фронтальные, в проведение вечерних коррекционных занятий с воспитателями, и каждый раз после выполнения ежедневного комплекса артикуляционной гимнастики.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать воспитанников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Ограничения:

Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Список используемой литературы:

1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.

2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.

5. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

10. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.

12. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.

13. Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационно-экспериментальных технологий в работе учителя-логопеда

Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи является их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала....

"Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"

Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя не только сохранение и укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста, его физическое воспитание, но и всю его жизнедеятельность....

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»

В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Коррекционные занятия в подгрупповой работе учителя-логопеда в старшей группе

Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематическ...

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...