Нейропсихологический подход в логопедической работе.
консультация по логопедии

Колосова Галина Николаевна

Конультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskiy_podhod_v_logopedicheskoy_rabote.docx13.43 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологический подход в логопедической работе.

Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письменной речи увеличивается год от года. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом только усугубляются, правила орфографии с каждым годом кажутся ученику все сложнее и недоступнее. Педагоги и родители, сталкиваясь с безграмотным школьником, обычно обвиняют того в лености и нежелании учиться. Однако, ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из – за незрелости некоторых отделов головного мозга. Согласно данным Т.В. Ахутиной (1998, 2001), Л.С. Цветковой (1988, 1997, 2000), Л.В.Семенович (2001), дисграфия у школьников может быть следствием нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Современные психология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении. Методологической основой нейропсихологического направления исследования дисграфии у детей являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций. Методы нейропсихологии нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем.

В последнее десятилетие в отечественной и зарубежной психологии и педагогике просматривается устойчивая тенденция к учету индивидуальных психо - физиологических особенностей ребенка при обучении и коррекции отклонений в развитии. Современные представления о закономерностях развития высших психических функций в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать новые направления в коррекционной работе в рамках нейропсихологического учения.

Коррекционно – развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность имеет три направления:

  • Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций;
  • Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в нее компонентов
  • На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезеологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Разработаны комплексы кинезеологических упражнений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие и синхронизировать работу полушарий мозга (А. В Семенович, 2002; П. Деннисон, Г. Деннисон, 1997; А.Л. Сиротюк, 2003 и другие. Эрих Баллингер разработал на основе этих методик комплекс упражнений

«Учебная гимнастика». Эти упражнения направлены на коррекцию легастении, внимания, ориентации в пространстве, памяти, расслабление ЦНС.

А.Л. Сиротюк (2000, 2003) обращает внимание на то, что большинство школьных методик обучения ориентированы главным образом на использование и развитие левого полушария, логического мышления, анализа. Функции правого полушария: создание образов, интуиция, ритм, творческое мышление и другие – часто игнорируются. Такое обучение во многих случаях подавляет нейрофизиологическую основу телесно – моторной и духовно – психической жизни ребенка.

В отечественной психологии и педагогике нашли свое применение технологии нейролингвистического программирования. В частности, они активно используются в авторских педагогических и коррекционных методиках. Многие элементы этих технологий давно и продуктивно используются учителями и логопедами, которые опираясь на собственную интуицию и опыт, самостоятельно к ним «пришли». Приведем пример некоторых условий эффективности занятия с позиции НЛП (по М.А. Павловой, 2000; Л. Ллойд, 2000).

  1. Начинать занятие следует со знакомого позитивного раздражителя, включающего положительные реакции (это может быть музыкальный фрагмент,

воспоминание о приятных событиях, совместное рассказывание стишка, ритмичные хлопки и др.). Если обучение ассоциируется с чем – то приятным, оно эффективно.

  1. Важно мотивировать на обучение, создать причину для учебы, осознаваемую ребенком.
  2. Эффективно использование на уроке: правополушарного и левополушарного подхода, укрупнения и разукрупнения информации; операций сравнения; полимодальной речи.
  3. Рекомендуется сравнивать успехи ученика с его собственным прошлым состоянием, а не с успехами других. Лучше использовать позитивные фразы и реже говорить частицу НЕ.
  4. Следует поддерживать в каждом ребенке и в группе ощущения доверия, того, что его понимают.
  5. В конце занятия надо попросить каждого ученика по кругу оценить, что он сегодня сделал хорошо, а затем – снова по кругу, назвать то, что он мог бы сделать лучше (подстройка к будущему).

Использование технологий, идей и упражнений НЛП в психолого – педагогической работе с детьми позволяет расширить осведомленность и осознание взрослым своих учеников.

Так как трудности овладения грамотной письменной речью и другие проблемы в обучении с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приемов логопедами, дают возможность более качественно вести коррекционно - логопедическую работу. А нам, логопедам, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001.
  2. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
  3. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младщего школьного возраста: учеб. Метод. Пособие. М., 2005.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  5. Лурия        А.Р.,        Цветкова        Л.С.        Нейропсихология        и        проблемы        обучения        в общеобразовательной школе. М., 1996.
  6. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. М., 2000.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 1997.
  8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.
  9. Соболева        А.Е.,        Емельянова        Е.Н.        Пишу        без        ошибок.        Русский        язык        с нейропсихологом. СПб., 2008

Филипская Н.П., Белоусова Ю.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в коррекционной работе психолога ДОУ

В статье описывается пример применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ. В данном случае это работа с детьми подготовительной к школе группы. Акцент сделан н...

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе с детьми с ОВЗ

Нейропсихологический подход при внедрении  здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы  с дошкольниками с ОНР....

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....

Статья Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе по коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    В статье отражена актуальность применения нейропсихологического подхода в логопедической работе с позиции междисциплинарного взаимодействия. Даётся обоснование возможности использ...

Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС.

http://Нейропсихологический подход в логопедической работе и его место в РППС....

Роль нейропсихологического подхода в логопедической коррекции детей дошкольного возраста

В данной статье описывпаетсяч роль нейрологопедического подхода в коррекционной деятельности учителя-логопеда...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...